Урок-исследование в форме деловой игры по теме "Песок и глина"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с самыми распространенными полезными ископаемыми – песком и глиной, их основными свойствами;
  • развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • способствовать воспитанию культуры общения, умения слушать и слышать друг друга.

Оборудование: коробки с песком, глиной, стекло, лупы, стакан с одинаковым количеством воды, 2 воронки, 2 банки, одинаковое количество песка и глины.

Ход урока

Актуализация опорных знаний.

1) Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2) Беседа. Сообщение темы.

– что вы знаете о песке и глине?

– Где их используют.

Повторение пройденного материала по теме «Как разрушаются скалы»

– Почему песок и глина – «дети» гранита, стакан и чашка – его родные «внуки»?

Вывод: песок и глина – продукты распада гранита.

Эмоциональный настрой.

– Сегодня на некоторое время мы все вместе представим себя в современной научной лаборатории. Нам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование.

Работа со словариком.

– откроем словарик исследователя и вспомним, что такое лаборатория. (лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты).

–А что такое опыт (Опыт – проверка какого-либо предположения (гипотезы) на практике. Опыты интереснее и лучше проводить самому, своими руками, а не смотреть, как их делают другие).

– какие вопросы должен задавать себе самому каждый исследователь? (Что? Как? Где? Почему? Зачем? Когда? Отчего? А что из этого следует?)

Представление должностных лиц.

– Какие законы мы должны соблюдать?

  • Все участвуют в работе, у каждого своя роль.
  • Все друг другу помогают.
  • Конфликты решаются мирным путем.
  • Когда один говорит, все внимательно слушают.

Формирование новых знаний и способов действий.

Практическая работа. Тема: «Свойства песка и глины»

Цель: установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании.

1) Самостоятельная работа, выполнение опытов, оформление результатов в таблице.

Инструкция:

Опыт 1. Установление сыпучести.

Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина.

(вывод: песок легче пересыпается струйкой. Песок сыпучий.

Глина струйку не образует. Глина не обладает сыпучестью)

Опыт 2. Определение вязкости песка и глины.

Цель: узнать, что прочнее связывается друг с другом – частицы песка или глины.

Смешать песок и глину и сделать шарики, колбаску, калачик.

(Вывод: глина легко скатывается в шарик. Он прочный, пластичный, из него можно сделать колбаску, согнуть калачик. Из песка шар, колбаску сделать нельзя, он рассыпается. Песок не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу, частицы глины очень хорошо прилипают друг к другу).

Опыт 3. Установить водопроницаемость песка и глины.

Цель: выяснить, что лучше пропускает воду – песок или глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой.

(Вывод: раньше появились капли из воронки с песком. Вода в этом стакане собирается быстрее, чем в воронке с глиной. Песок хорошо пропускает воду. Глина - хуже).

2) Проверка самостоятельной работы. Сравнение свойств.

Основные свойства Песок Глина
Сыпучесть + -
Вязкость - +
Водопроницаемость + -

3) Организация исследования.

Проблема: отличие свойств песка и глины.

Предмет исследования: песок и глина.

Задача: узнать в чем причина отличий свойств песка и глины.

Предположение:

А) строение частиц

Б) размер частиц

В) расположение частиц.

План исследования:

  1. Изучим внешний вид песка и глины.
  2. Изучим строение песка и глины при помощи лупы.
  3. Проведем моделирование.
  4. Сделаем вывод, верно ли наше предположение.

Результат исследования:

  1. Песок и глина состоят из отдельных частиц, но форма размеры, расстояние между ними различны.
  2. Песок состоит из кружочков разного размера, глина состоит из мелких частиц похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой

Моделирование частиц из пластилина.

Вывод:

  1. Песок пересыпается легко, т.к. крупные округлые частицы легко скользят, не задевают друг друга. У глины плоские, мелкие частицы задевают друг друга и мешают пересыпаться.
  2. Круглые частицы песка плохо прилипают друг к другу, поэтому песок не обладает вязкостью. Глина обладает хорошей вязкостью, т.к. мелкие плоские частички легко и прочно прилипают друг к другу.
  3. Песок состоит из более круглых частиц, они расположены рыхло, между ними более крупные промежутки. Вода через них проходит легко. Между мелкими, плоскими частицами глины промежутки маленькие. Вода проходит плохо и медленно.
  4. Строение частиц песка и глины объясняет особенности вязкости, водопроницаемости, сыпучести. Наше предположение было верно.

3) Закрепление полученных знаний.

Тест:

  1. Песок;
  2. Глина.

А.Водопроницаемость;
Б. Сыпучесть;
В. Вязкость.

Ключ : 1 – А, Б; 2 – В.

Итог урока:

Что узнали? Чему научились?

Что было трудно (легко)? Что было интересно (неинтересно)? Что было важного?

Презентация.