Цели:
- познакомить учащихся с самыми распространенными полезными ископаемыми – песком и глиной, их основными свойствами;
- развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- способствовать воспитанию культуры общения, умения слушать и слышать друг друга.
Оборудование: коробки с песком, глиной, стекло, лупы, стакан с одинаковым количеством воды, 2 воронки, 2 банки, одинаковое количество песка и глины.
Ход урока
Актуализация опорных знаний.
1) Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2) Беседа. Сообщение темы.
– что вы знаете о песке и глине?
– Где их используют.
Повторение пройденного материала по теме «Как разрушаются скалы»
– Почему песок и глина – «дети» гранита, стакан и чашка – его родные «внуки»?
Вывод: песок и глина – продукты распада гранита.
Эмоциональный настрой.
– Сегодня на некоторое время мы все вместе представим себя в современной научной лаборатории. Нам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование.
Работа со словариком.
– откроем словарик исследователя и вспомним, что такое лаборатория. (лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты).
–А что такое опыт (Опыт – проверка какого-либо предположения (гипотезы) на практике. Опыты интереснее и лучше проводить самому, своими руками, а не смотреть, как их делают другие).
– какие вопросы должен задавать себе самому каждый исследователь? (Что? Как? Где? Почему? Зачем? Когда? Отчего? А что из этого следует?)
Представление должностных лиц.
– Какие законы мы должны соблюдать?
- Все участвуют в работе, у каждого своя роль.
- Все друг другу помогают.
- Конфликты решаются мирным путем.
- Когда один говорит, все внимательно слушают.
Формирование новых знаний и способов действий.
Практическая работа. Тема: «Свойства песка и глины»
Цель: установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании.
1) Самостоятельная работа, выполнение опытов, оформление результатов в таблице.
Инструкция:
Опыт 1. Установление сыпучести.
Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина.
(вывод: песок легче пересыпается струйкой. Песок сыпучий.
Глина струйку не образует. Глина не обладает сыпучестью)
Опыт 2. Определение вязкости песка и глины.
Цель: узнать, что прочнее связывается друг с другом – частицы песка или глины.
Смешать песок и глину и сделать шарики, колбаску, калачик.
(Вывод: глина легко скатывается в шарик. Он прочный, пластичный, из него можно сделать колбаску, согнуть калачик. Из песка шар, колбаску сделать нельзя, он рассыпается. Песок не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу, частицы глины очень хорошо прилипают друг к другу).
Опыт 3. Установить водопроницаемость песка и глины.
Цель: выяснить, что лучше пропускает воду – песок или глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой.
(Вывод: раньше появились капли из воронки с песком. Вода в этом стакане собирается быстрее, чем в воронке с глиной. Песок хорошо пропускает воду. Глина - хуже).
2) Проверка самостоятельной работы. Сравнение свойств.
Основные свойства | Песок | Глина |
Сыпучесть | + | - |
Вязкость | - | + |
Водопроницаемость | + | - |
3) Организация исследования.
Проблема: отличие свойств песка и глины.
Предмет исследования: песок и глина.
Задача: узнать в чем причина отличий свойств песка и глины.
Предположение:
А) строение частиц
Б) размер частиц
В) расположение частиц.
План исследования:
- Изучим внешний вид песка и глины.
- Изучим строение песка и глины при помощи лупы.
- Проведем моделирование.
- Сделаем вывод, верно ли наше предположение.
Результат исследования:
- Песок и глина состоят из отдельных частиц, но форма размеры, расстояние между ними различны.
- Песок состоит из кружочков разного размера, глина состоит из мелких частиц похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой
Моделирование частиц из пластилина.
Вывод:
- Песок пересыпается легко, т.к. крупные округлые частицы легко скользят, не задевают друг друга. У глины плоские, мелкие частицы задевают друг друга и мешают пересыпаться.
- Круглые частицы песка плохо прилипают друг к другу, поэтому песок не обладает вязкостью. Глина обладает хорошей вязкостью, т.к. мелкие плоские частички легко и прочно прилипают друг к другу.
- Песок состоит из более круглых частиц, они расположены рыхло, между ними более крупные промежутки. Вода через них проходит легко. Между мелкими, плоскими частицами глины промежутки маленькие. Вода проходит плохо и медленно.
- Строение частиц песка и глины объясняет особенности вязкости, водопроницаемости, сыпучести. Наше предположение было верно.
3) Закрепление полученных знаний.
Тест:
- Песок;
- Глина.
А.Водопроницаемость;
Б. Сыпучесть;
В. Вязкость.
Ключ : 1 – А, Б; 2 – В.
Итог урока:
Что узнали? Чему научились?
Что было трудно (легко)? Что было интересно (неинтересно)? Что было важного?