Цели и задачи:
- Показать связь музыки с жизнью, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях.
- Проследить развитие образа главной героини через всю оперу.
- Развивать у детей познавательный интерес, приобщать к прекрасному.
Оборудование: Доска, интерактивная доска, свирель, портрет композитора, иллюстрации Рериха, Врубеля, рисунки детей.
Ход урока
1. Орг.момент.
1) – Сегодня мы с вами продолжаем разговор о силе музыки. О том, как музыка воздействует на человека, какие чувства она вызывает. И урок мы начнем с чтения стихотворения М.Ивенсена «Музыка».
– Послушай: музыка вокруг;
Она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень – песенкой без слов,
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пенье,
И звук пилы и топора!
…Вот почему – то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели…
А это арфы нам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой.
2) – Сегодня мы с вами поговорим о музыке, изображающей картины природы, а также о музыке, рассказывающей о красоте и правде жизни, о преобразующей силе музыки. Многие композиторы обращались к теме природы, и одним из таких композиторов был Н.А. Римский-Корсаков. (Показ портрета) Никто из русских композиторов так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал ее, никто не умел так изумительно передать ее красоту в музыке, как Н.А. Римский-Корсаков.
– С какими произведениями этого композитора мы знакомы? (Опера-былина «Садко» – о русском богатыре, гусляре Садко, который заворожил своей игрой на гуслях даже морского царя! И опера «Золотой петушок», которая имеет политический смысл и выражает резкий протест против зла и насилия)
– Вы знаете, что Римский-Корсаков написал 15 опер, 9 из них написаны на сюжеты русских сказок и легенд («Ночь перед рождеством», «Сказка о царе Салтане», «Садко».)
3)Ученик рассказывает о творческом пути композитора.
4) – На нашем уроке речь пойдет об опере «Снегурочка».
– Что такое опера? (…)
– Вы, конечно, знаете сказку о Снегурочке, где дед и баба слепили себе внучку, а потом она пошла в лес с подружками, стала играть с ними и растаяла, прыгая через костер. Римский - Корсаков прочитал сказку «Снегурочка» Островского и всего за 2,5 месяца он написал оперу! Он сам вспоминал о ней так: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем «Снегурочка». Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка».
– Действие оперы происходит в выдуманном царстве берендеев, где господствует только добро и справедливость. Композитор с необычайным мастерством передает старинные обычаи и обряды, картины народного быта.
5) – Посмотрите фрагмент мультфильма «Снегурочка» на музыку Римского-Корсакова, где показан праздник Масленица.(…)
2. – Итак, Снегурочка является из леса, ее берут в дочери бобыли (старик и старуха, не имеющие детей)
1) – Послушайте арию Снегурочки и подумайте – что же манит ее к людям?
Слушание арии Снегурочки.(Фрагмент мультфильма)
2) – О чем поет Снегурочка? (О человеческих радостях, которые ей недоступны)
– Что манит ее к людям? (Людские песни)
– Какой Снегурочка появляется из леса? (Холодная, бесчувственная)
3) – Мы дали характеристику Снегурочке, прослушав ее арию. Новый термин – АРИЯ. (Выписываем на доску)
АРИЯ – сольный номер в опере, дающий характеристику героям.
3. – И вот, слушает она людские песни, пытается войти в человеческую жизнь. В песнях пастушка Леля слышит она призыв к веселой, счастливой, незнакомой ей жизни и идет навстречу этой жизни.
1) – Вот как художники Рерих и Врубель проиллюстрировали эту сказку, изображая Снегурочку и Леля. (Показ иллюстраций )
– Лель своими наигрышами завлекал девушек. Он играл на пастушьем рожке или свирели.
2) – Давайте послушаем пастуший наигрыш.(Учитель исполняет наигрыш из третьей песни Леля.)
4. – А сейчас мы послушаем третью песню Леля, песню, которая так привлекала Снегурочку.
1) Слушание песни.
– Какие здесь изобразительные моменты? (Раскаты грома и наигрыш на пастушьей свирели)
2) Разучивание 1 куплета.
3) Имитация игры на свирели.
– Как двигалась мелодия? (Поступенно, плавно)
– Это является одним из признаков народной песни, ведь композитор применил в опере интонации русских народных песен.
4) Исполнение 1 куплета с имитацией рукой движения мелодии.
5.- Благодаря песням Леля, жизни среди людей, Снегурочка захотела познать чувства, которые овладевают людьми.
1) – А какие чувства бывают у людей? (…)
– Познала эти чувства Снегурочка? (…)
– Как же это произошло? (…)
– Ярилин день – 5 июня – уходит весна, приходит лето, берендеи встречают его песнями, плясками, играми, гаданиями. (Учитель рассказывает о том, как растаяла Снегурочка)
2) Слушание и просмотр сцены таяния Снегурочки.
6. Итог:
1) – Удалось ли композитору передать чувства любви, восторга, разочарования и др.?
– Правдиво ли композитор изобразил перерождение Снегурочки? (Да, из ледяной красавицы она превратилась в любящую девушку)
– На какую судьбу обрекла себя Снегурочка? (На гибель)
– За что отдала она свою жизнь? (За любовь, за чувства, за песни)
2) – На доске записаны слова – прилагательные. Раскройте первоначальный образ Снегурочки и зачитайте – какой она стала в конце:
– Ледяная, доверчивая, холодная, бесчувственная, наивная, влюбленная, простодушная, нежная, обворожительная, восторженная, очарованная, бездушная, красивая, страстная.
7. Д/з:
Нарисовать свой образ Снегурочки и найти в сказке те фрагменты, которые мы с вами прослушали и посмотрели.
8. – С кончиной Снегурочки Ярило перестает сердиться на берендеев и в стране наступает лето. Народ поет гимн Солнцу!
Звучит гимн Солнцу. (Просмотр фрагмента)