Класс: 5.
ЦЕЛИ УРОКА:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: начать работу по формированию представлений учащихся о трудностях бартера и необходимости возникновения товара-посредника, на который обмениваются все товары; о причинах возникновения денег; начать работу по формированию понятия «деньги»; подвести учащихся к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.
- РАЗВИВАЮЩАЯ: продолжить работу по формированию следующих умений: умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, умение извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, умение работать с исторической картой, умение сравнивать «свойства товаров, используемых в качестве денег».
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: сформировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам в том случае, когда они есть и тогда, когда их нет, т.к. всегда найдется что-то, на что, кроме денег, можно получить желаемое в обмен, или даже сделать самому
Оборудование, необходимое к уроку:
- Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс, 2008.
- Мультимедийная презентация «Причины возникновения денег».
- Раздаточный материал: «Пословицы и поговорки», карточки с надписями «Бисер», «Тетрадь», «Конфета», текст «Формы натуральных денег».
- Историческая карта «Рост территории государств в древности».
Тип урока:изучение нового материала.
Список литературы для учителя:
- Воронина М.М. Школа юного экономиста: Разработки занятий для младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Замек М.Я. 32 урока по экономике. - М.: Вита-Пресс, 1995.
Список литературы для учащихся:
- Кнышова Л.В., Меньшикова О.И. Как стать выдающимся экономистом? (Об экономике и в шутку и всерьез) - М.: Владос, 1998.
- Экономика для детей // Мезенцева Т.В. ИНФРА. – М., 2000.
- Экономическая азбука для детей // Райзберг Б.А., Лозовский Л.М., Цымук М.И. – М.: ИНФРА, 1998.
ХОД УРОКА
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Работа в парах: Перед учащимися лежит раздаточный материал с пословицами и поговорками:
1 ряд:
- Без копейки рубля нет.
- Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
- Денег ни гроша, да слава хороша.
- Денежка без ног, а весь свет обойдет.
- Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.
- Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
- Деньга лежит, а шкура дрожит.
2 ряд:
- Деньги всему голова.
- Деньги всякого прельстят.
- Деньги – не грибы – и зимой растут.
- Деньги – не люди, лишними не будут.
- Деньги приходят и уходят, как вода.
- Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
- Лишние деньги – лишние хлопоты.
3 ряд:
- Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
- Через золото слезы льются.
- На деньги ума не купишь.
- Легкие деньги не живут.
- Здоровье дороже денег.
- У кого рубль плачет, а у меня копейка скачет.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Вопрос: Какое понятие объединяет эти пословицы и поговорки? О чем, как вы думаете, пойдет речь сегодня на нашем уроке?
Давайте сформулируем тему нашего урока «Причины появления денег»
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ | ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
Проблемное задание /игра «Как появились деньги»/ | Дети, как вы думаете, люди договаривались о том, что будет деньгами, какой товар? Давайте проведем эксперимент. | Работа в парах |
У половины учеников на парте карточки с названиями «Бисер», «Тетрадь», «Конфета» | Представим себе, что мы – жители одной страны. Как мы с вами будем получать то, что нам нужно? Делать сами, меняться, покупать? Но в нашей стране пока нет денег. Мы умеем только менять свой товар на нужный нам товар. Мы не будем договариваться, что у нас будет деньгами. Мы понаблюдаем, на какой товар будет меняться большинство в нашей стране. Это станет деньгами. У половины жителей нашей страны нет линейки, ручки, карандаша. Согласитесь, вещи для нас очень нужные, ведь жители нашей страны учатся. Но у них есть другие предметы, которые не жалко обменять на нужные: бисер, тетрадь, конфета. Это товары, один из которых нужно каждому обменять или на линейку, или на карандаш, или на ручку. |
Устные фронтальные ответы: Покупать. Это быстрее и надежнее. |
Вопросы к учащимся: На что вы выменяли ручку, линейку или карандаш? |
Ученики меняются, работая в парах | |
Почему менялись на бисер? Что вы с ним будете делать? |
Ученик-помощник записывает цифры и ответы на доске | |
А легко ли вам будет обменяться на бисер, то есть получить на бисер то, что вам нужно? Кто менялся на конфету? Почему вы менялись на конфету? Что можно сделать с конфетой? А легко ли вам будет обменять конфету на нужный товар в нашей стране? |
Можно подарить, продать, сделать украшение, обменять, хранить очень долго Устные фронтальные ответы (да) |
|
В следующий раз, когда вам надо будет меняться, какому товару вы отдадите предпочтение, зная, на что меняются охотнее всего в нашей стране? | Запись на доске: можно съесть (вкусно), подарить, обменять, хранить недолго (портится) Устные фронтальные ответы (нет) |
|
Итоги по игре: Итак, какой товар большинство брало в обмен на свой? |
Устная формулировка вывода (деньгами становится самый популярный товар) |
|
Анализ текста по группам – объяснительное чтение | Задание: Самостоятельно прочитать текст, найти упоминания предметов, служивших у разных народов деньгами, рассказать у доски о них одноклассникам, прикрепить их изображение к карте. Учащиеся получают раздаточный материал (приложение 1). |
Работа с текстом |
Оживление исторической карты, работа с иллюстрациями – прикрепление изображений товарных денег к карте | От группы выходит один ученик, выполняет задание: выбирает нужное изображение, соответствующее его рассказу и прикрепляет его к карте магнитом | Устный рассказ у доски, работа с картой |
Физминутка | Упражнение «Хлоп – присесть» Закрепим наши новые знания. Встаньте все. Сейчас я буду перечислять названия предметов, если вы услышите слово, обозначающее товарные деньги, то один раз хлопните в ладоши. Если услышите другие слова – присядьте, пожалуйста. Шкуры пушных зверей, картина, фотоаппарат, сушеная рыба, тетрадь, телефон, фибулы (застежки), кирпичи, джинсы, кольца из раковин, автомобиль, ракушки каури. |
|
Работа со сравнительной таблицей – заполнить таблицу | В рабочей тетради на с. 29 заполнить таблицу «Свойства товаров, используемых в качестве денег» (Приложение 2) | Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу в тетрадях |
Введение понятия – заполнить пропуски в предложенном определении «деньги» | На слайде мультимедийной презентации показывается определение понятия «деньги» с пропусками слов. Деньги – особый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары и _____. Задание – переписать определение в тетради, заполнив пропуски |
Письменная работа в тетрадях с определением: (деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги) |
Сопутствующее закрепление: | В рабочей тетради на с. 32 выполнить задание №4 – разгадать головоломку «Сложить фразу» (Приложение 3) | Самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях, делают обобщающий вывод |
решение логических задач – разгадать головоломку и шарады | Одновременно 4 ученика выходят к доске – разгадать шарады и записать ответ на доске (задания №5) (Приложение 4) | Индивидуальная работа у доски – 4 человека |
ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
(позволяет определить результативность урока)
1. Составление логической схемы «Причины возникновения денег»
Задание: работая в парах, составить схему из разрозненных элементов, соблюдая логический порядок
- переход от натурального хозяйства к товарному
- разделение труда и возникновение специализации
- трудности соизмерения различных товаров при обмене излишками
- выделение особого товара, служащим всеобщим эквивалентом при обмене
2. Составление синквейна к слову «деньги» – индивидуальная работа в тетрадях
Например:
Рефлексия
На каких уроках вам могут пригодиться знания, полученные сегодня? (на уроках истории, на уроках географии)
ИНСТРУКТАЖ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- урок 14 – объяснительное чтение,
- ответить на вопрос №1: Какие деньги пришли на смену бартеру? Приведите примеры;
- творческое задание на выбор: 1) придумать и нарисовать вариант своих собственных денег, 2) создать коллаж [1] «Деньги мира»: бумажный или компьютерный вариант (пример – Приложение 5)
[1] Коллаж – изображение, сделанное путем наклеивания на бумажную основу тканей, фотографий, кусков цветной бумаги и т.п.