Конспект открытого урока по экономике: "Причины появления денег"

Разделы: Экономика


Класс: 5.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: начать работу по формированию представлений учащихся о трудностях бартера и необходимости возникновения товара-посредника, на который обмениваются все товары; о причинах возникновения денег; начать работу по формированию понятия «деньги»; подвести учащихся к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.
  • РАЗВИВАЮЩАЯ: продолжить работу по формированию следующих умений: умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, умение извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, умение работать с исторической картой, умение сравнивать «свойства товаров, используемых в качестве денег».
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: сформировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам в том случае, когда они есть и тогда, когда их нет, т.к. всегда найдется что-то, на что, кроме денег, можно получить желаемое в обмен, или даже сделать самому

Оборудование, необходимое к уроку:

  1. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс, 2008.
  2. Мультимедийная презентация «Причины возникновения денег».
  3. Раздаточный материал: «Пословицы и поговорки», карточки с надписями «Бисер», «Тетрадь», «Конфета», текст «Формы натуральных денег».
  4. Историческая карта «Рост территории государств в древности».

Тип урока:изучение нового материала.

Список литературы для учителя:

  1. Воронина М.М. Школа юного экономиста: Разработки занятий для младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Замек М.Я. 32 урока по экономике. - М.: Вита-Пресс, 1995.

Список литературы для учащихся:

  1. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И. Как стать выдающимся экономистом? (Об экономике и в шутку и всерьез) - М.: Владос, 1998.
  2. Экономика для детей // Мезенцева Т.В. ИНФРА. – М., 2000.
  3. Экономическая азбука для детей // Райзберг Б.А., Лозовский Л.М., Цымук М.И. – М.: ИНФРА, 1998.

ХОД УРОКА

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Работа в парах: Перед учащимися лежит раздаточный материал с пословицами и поговорками:

1 ряд:

  • Без копейки рубля нет.
  • Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
  • Денег ни гроша, да слава хороша.
  • Денежка без ног, а весь свет обойдет.
  • Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.
  • Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
  • Деньга лежит, а шкура дрожит.

2 ряд:

  • Деньги всему голова.
  • Деньги всякого прельстят.
  • Деньги – не грибы – и зимой растут.
  • Деньги – не люди, лишними не будут.
  • Деньги приходят и уходят, как вода.
  • Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
  • Лишние деньги – лишние хлопоты.

3 ряд:

  • Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
  • Через золото слезы льются.
  • На деньги ума не купишь.
  • Легкие деньги не живут.
  • Здоровье дороже денег.
  • У кого рубль плачет, а у меня копейка скачет.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Вопрос: Какое понятие объединяет эти пословицы и поговорки? О чем, как вы думаете, пойдет речь сегодня на нашем уроке?

Давайте сформулируем тему нашего урока «Причины появления денег»

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Проблемное задание /игра «Как появились деньги»/ Дети, как вы думаете, люди договаривались о том, что будет деньгами, какой товар? Давайте проведем эксперимент. Работа в парах
У половины учеников на парте карточки с названиями «Бисер», «Тетрадь», «Конфета» Представим себе, что мы – жители одной страны. Как мы с вами будем получать то, что нам нужно? Делать сами, меняться, покупать?
Но в нашей стране пока нет денег. Мы умеем только менять свой товар на нужный нам товар. Мы не будем договариваться, что у нас будет деньгами. Мы понаблюдаем, на какой товар будет меняться большинство в нашей стране. Это станет деньгами.
У половины жителей нашей страны нет линейки, ручки, карандаша. Согласитесь, вещи для нас очень нужные, ведь жители нашей страны учатся. Но у них есть другие предметы, которые не жалко обменять на нужные: бисер, тетрадь, конфета. Это товары, один из которых нужно каждому обменять или на линейку, или на карандаш, или на ручку.
Устные фронтальные ответы:
Покупать. Это быстрее и надежнее.
  Вопросы к учащимся:
На что вы выменяли ручку, линейку или карандаш?
Ученики меняются, работая в парах
  Почему менялись на бисер?
Что вы с ним будете делать?
Ученик-помощник записывает цифры и ответы на доске
  А легко ли вам будет обменяться на бисер, то есть получить на бисер то, что вам нужно?
Кто менялся на конфету? Почему вы менялись на конфету? Что можно сделать с конфетой?
А легко ли вам будет обменять конфету на нужный товар в нашей стране?
Можно подарить, продать, сделать украшение, обменять, хранить очень долго
Устные фронтальные ответы
(да)
  В следующий раз, когда вам надо будет меняться, какому товару вы отдадите предпочтение, зная, на что меняются охотнее всего в нашей стране? Запись на доске:
можно съесть (вкусно), подарить, обменять, хранить недолго (портится)
Устные фронтальные ответы
(нет)
  Итоги по игре:
Итак, какой товар большинство брало в обмен на свой?
Устная формулировка вывода
(деньгами становится самый популярный товар)
Анализ текста по группам – объяснительное чтение Задание:
Самостоятельно прочитать текст, найти упоминания предметов, служивших у разных народов деньгами, рассказать у доски о них одноклассникам, прикрепить их изображение к карте.
Учащиеся получают раздаточный материал (приложение 1).
 Работа с текстом
Оживление исторической карты, работа с иллюстрациями – прикрепление изображений товарных денег к карте От группы выходит один ученик, выполняет задание: выбирает нужное изображение, соответствующее его рассказу и прикрепляет его к карте магнитом Устный рассказ у доски, работа с картой
Физминутка Упражнение «Хлоп – присесть»
Закрепим наши новые знания. Встаньте все. Сейчас я буду перечислять названия предметов, если вы услышите слово, обозначающее товарные деньги, то один раз хлопните в ладоши. Если услышите другие слова – присядьте, пожалуйста.
Шкуры пушных зверей, картина, фотоаппарат, сушеная рыба, тетрадь, телефон, фибулы (застежки), кирпичи, джинсы, кольца из раковин, автомобиль, ракушки каури.
Работа со сравнительной таблицей – заполнить таблицу В рабочей тетради на с. 29 заполнить таблицу «Свойства товаров, используемых в качестве денег» (Приложение 2) Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу в тетрадях
Введение понятия – заполнить пропуски в предложенном определении «деньги» На слайде мультимедийной презентации показывается определение понятия «деньги» с пропусками слов. Деньгиособый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары и _____.
Задание – переписать определение в тетради, заполнив пропуски
Письменная работа в тетрадях с определением:
(деньгиособый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги)
Сопутствующее закрепление: В рабочей тетради на с. 32 выполнить задание №4 – разгадать головоломку «Сложить фразу» (Приложение 3) Самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях, делают обобщающий вывод
решение логических задач – разгадать головоломку и шарады Одновременно 4 ученика выходят к доске – разгадать шарады и записать ответ на доске (задания №5) (Приложение 4) Индивидуальная работа у доски – 4 человека

ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(позволяет определить результативность урока)

1. Составление логической схемы «Причины возникновения денег»

Задание: работая в парах, составить схему из разрозненных элементов, соблюдая логический порядок

  • переход от натурального хозяйства к товарному
  • разделение труда и возникновение специализации
  • трудности соизмерения различных товаров при обмене излишками
  • выделение особого товара, служащим всеобщим эквивалентом при обмене

2. Составление синквейна к слову «деньги» – индивидуальная работа в тетрадях

Например:

Рефлексия

На каких уроках вам могут пригодиться знания, полученные сегодня? (на уроках истории, на уроках географии)

ИНСТРУКТАЖ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  1. урок 14 – объяснительное чтение,
  2. ответить на вопрос №1: Какие деньги пришли на смену бартеру? Приведите примеры;
  3. творческое задание на выбор: 1) придумать и нарисовать вариант своих собственных денег, 2) создать коллаж [1] «Деньги мира»: бумажный или компьютерный вариант (пример – Приложение 5)

[1] Коллаж – изображение, сделанное путем наклеивания на бумажную основу тканей, фотографий, кусков цветной бумаги и т.п.