Цели: учащиеся должны уяснить, что придаточные условные указывают условие, при котором возможно, желательно или не нужно то, о чём говорится в главном предложении; должны уметь определять структуру предложений с придаточным условным, правильно расставлять знаки препинания; знать стилистические особенности союзов, употребление их в речи (книжный характер, разговорный характер).
На предыдущем уроке ученикам было дано задание – прочитать басни И.А. Крылова, выписать сложноподчиненные предложения.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока
Объявляется тема урока и цели урока. Подобрала материал, который бы легко запоминался. Таким произведениям, сплошь построенным на этой грамматической конструкции, тонким и остроумным, является “Песенка о вежливости” С.Я. Маршака. Вывожу изображение “Песенки….” на экран.
Ежели вы вежливы и к совест… не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
И ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В тро…ейбус вы поможете взобрат…?ся инвалиду.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с бабушкой, и с дедушкой вы их не перебьете.
Ежели вы вежливы, то вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания ходить на сбор отряда.
Ежели вы вежливы, то вы в библиотек...
Некрасова и Гоголя возьмете не навеки.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме,
И помощ...? ей предложите без просьбы, то есть сами.
Анализируем первое предложение:
– найдем главное предложение;
– зададим вопрос от главного к придаточному;
– какой это вопрос? (при каком условии?)
– чем присоединяется придаточное к главному?
(союзом ежели).
Анализируем второе предложение, третье предложение т так далее.
Делаем вывод:
– на что указывают придаточные предложения? (на
условие, при котором возможно то, о чем говорится
в главном.)
– какой вопрос мы задаем от главного к
придаточному? (при каком условии).
– чем присоединяется придаточное к главному?
(союзом ежели).
– чем отделяется придаточное от главного на
письме? (запятой).
Запишем в тетрадь первое предложение и сделаем его схему:
(союз ежели…), при каком условии? [ ].
Запишем в тетрадь ещё предложение: (ученик выполняет это задание на доске).
Не ищи правды в других, когда её в тебе нет.
(найдем главное предложение, придаточное, затем зададим вопрос от главного к придаточному, посмотрим, чем присоединяется придаточное к главному. Объясним запятую. Сделаем схему этого предложения).
[ ], При каком условии? (союз когда.... ).
Запишем в тетрадь предложение и сделаем его схему.
Люди, если они вместе, очень сильны.
[ , (союз если.....), ].
Сделаем общую схему для всех придаточных условных:
[ ], При каком условии? (союзы ежели, если, когда, коль, раз и др.......).
Вывод: посмотрим расположение придаточного по отношению к главному, сделаем вывод. Придаточное может стоять перед главным, после главного, разрывать главное.
Делаем общий вывод по уроку:
– на что указывают придаточные условные? (на
условие, при котором возможно то, о чем
говориться в главном).
– какой вопрос задаем от главного к
придаточному? (при каком условии).
– от чего задаем вопрос? (от всего главного
предложения).
– чем присоединяется придаточное к главному? (союзами если, ежели, когда, раз).
– каким знаком отделяется придаточное от главного? (запятой).
– где может находиться придаточное в предложении? (перед главным, после главного и разрывать главное).
Закрепление
Для развития зрительной памяти, навыка внимательного чтения литературных текстов и умения анализировать иллюстрации вывожу на экран две иллюстрации.
Задание: по иллюстрациям вспомните названия басен И.А. Крылова (урок проводится 13 февраля – в день рождения И.А. Крылова). Прочитайте басни наизусть и найдите сложноподчиненные предложения с придаточным условия. Запишите эти предложения. После каждого предложения в скобках укажите название басни, из которой это предложение выписано.
Ученики на экране видят иллюстрацию к басне И.А. Крылова “Лебедь, Щука и Рак”. Выписывают предложение:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Вторая иллюстрация к басне “Квартет”.
Выписывают предложение:
Кричит осёл: “Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем”.
Теперь посмотрим, какие союзы следует употреблять в книжной речи, а какие в разговорной.
Запишем предложения, расставим знаки препинания, сделаем схемы:
Хороша земля, если рук не жалеть.
[ ], (союз если......).
Какой бы шум вы подняли, друзья, когда бы это сделал я! ( И.А. Крылов).
[ ], (союз когда......)!
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. (“Щука и Кот”).
[ ], (союз коль.....).
Делаем вывод: союзы раз, коли, кабы употребляются в разговорном стиле речи;
Союзы если, когда – нейтральные, они употребляются в книжной речи.
Домашнее задание
Выучить материал по теме: “Сложноподчиненные предложения с придаточными условными”, выписать из басен И.А. Крылова пять сложноподчиненных предложений с придаточными условными.