Цели урока:
- Обобщать знания детей по теме: “Местоимение”;
- Совершенствовать навыки правильного употребления местоимения в речи;
- Развивать память, орфографическую зоркость, мышление, речь.
Задачи урока:
- Учить детей работать коллективно и в группах, воспитывать;
- Взаимовыручку, активность, формировать положительную;
- Мотивацию к обучению.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями для работы по дифференцированным группам, учебник русского языка (УМК “Школа России” авторы Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е), тетради, карточки с заданиями для индивидуальной работы дифференцированного характера.
Ход урока
1. Организация класса.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
Это девиз нашего урока, к нему мы будем обращаться во время работы на уроке. (Девиз высвечивается на слайде №1).
Сегодня мы заканчиваем работу над темой “Местоимение”. (Слайд №2).
2. Актуализация знаний детей.
2.1. Выборочный диктант.
Читаются предложения, дети выписывают местоимения в строчку, через запятую.
а)
Она весну встречает,
Серёжки надевает.
б)
А потом ты покатился
И назад не воротился.
в) Как пустился я по улице бежать…
г)
Стул чинил сегодня мастер,
Клеил его и красил.
д)
Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.
е) Открылись у лисят глаза, мать стала выгонять их из норы.
ё) И у меня бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами.
- Сколько слов вы выписали? (7).
- Проверьте себя:
(на слайде №3 высвечиваются местоимения: она, ты, я, его, мы, их, меня).
2.2. Беседа по вопросам:
- Как называются эти слова?
- Почему эти слова называются местоимениями?
- Почему так называется эта часть речи? Что вы
знаете о местоимении?
(на слайде №4) слова:
Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
3. Обобщение изученного материала о личных местоимениях.
Индивидуальная работа по карточкам:
- Прочитайте предложения, которые у вас на карточках.
Лес пахнет дубом и смолой.
За лето высох он от солнца.
- Сколько предложений?
- Найдите основу каждого предложения.
- Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.
- О каком сходстве с именем существительным вы
можете сказать?
(Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы).
Какие местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица вы знаете? (проверка по слайду №5).
Лицо | Число | |
Единственное | Множественное | |
1 лицо | я | мы |
2 лицо | ты | вы |
3 лицо | он, она, оно | они |
- Как склоняются местоимения?
4. Практическая работа.
Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно, они (карточка с заданием у каждого ученика и на слайде). Задание выполняется письменно.
На слайде №6.
Падежи | Вопросы | я | ты | мы | вы | он | он | оно | они |
И.п. | кто? | ||||||||
Р.п. | кого? | ||||||||
Д .п. | кому? | ||||||||
В.п. | кого? | ||||||||
Т.п. | кем? | ||||||||
П.п. | о ком? |
5. Проверка выполнения задания:
- Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся отдельно).
Проверить правильность выполнения работы по слайду №7.
Падежи | Вопросы | я | ты | мы | вы | он | она | оно | они |
И. п. | кто? | я | ты | мы | вы | он | она | оно | они |
Р.п. | кого? | меня | тебя | нас | вас | его | её | его | их |
Д. п. | кому? | мне | тебе | нам | вам | ему | ей | ему | им |
В.п. | кого? | меня | тебя | нас | вас | его | её | его | их |
Т.п. | кем? | мной | тобой | нами | вами | им | ею | им | ими |
П.п. | о ком? | обо мне | о тебе | о нас | о вас | о нём | о ней | о нём | о них |
6. Работа в дифференцированных парах.
А сейчас вы будете в роли учителей. Работать будете в парах. Прочитайте рассказ, запишите его без ошибок.
(Упражнения напечатаны на отдельных листочках и лежат на партах учеников).
1 вариант.
Коля и Петя делали уроки. С ими был пёс тузик и кот Васька. Они решали задачу. Они играли на ковре. Все были заняты своими делами.
2 вариант.
Коля и Петя приехали в деревню. Перед ими было озеро. Оно красивое. В ём водятся карпы. Они приехали рыбачить. Ч ними были удочки и наживка. Они поймали много их.
3 вариант.
Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Иё зовут Надя. У ей не было красок. Ани дали ей краски. Ани стали рисовать большую картину вместе. Картина у их вышла хорошая.
(Проверка исполнения работы в парах).
Физкультминутка.
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Какие местоимения встретились в физкультминутке?
(ты).
7. Работа по дифференцированным группам (для каждой группы заранее приготовлены карточки с заданиями).
1 группе.
Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.
Интересная загадка.
Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка. …. кружилась около …… Ласточка задевала …… за плечо, кричала жалобно, словно ….. отнял у …. птенца, и …..просила отдать ….. обратно. ….. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а ….посмеялся надо …..и всё объяснил.
Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве, а …..летает около человека и ловит…. на лету.
2 группа.
Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг …. остановился. Перед….. сидела большая лягушка. ……только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ….. лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. …..тоже сделал скачок. Так …..добрались до лужи.
3 группа у доски.
Исправить ошибки в словосочетаниях:
Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его, зайти за ей, покормить их, сделать из его, выросли у её, брать с её, следить за ей, подкрался к им, пестрели под ими, вместе с им.
8. Словарная работа.
- Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались.
Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.
(слова на слайде № 8). (Оно, он, ей, я, я.)
- Какое местоимение составлено из двух предлогов? (Она).
Какое местоимение одинаково читается справа налево и слева направо? (Оно).
9. Работа по развитию речи.
Задание “Редактор” (слайд № 9).
Прочитать текст, найти местоимения 1 лица. Заменить в тексте местоимения 1 лица единственного числа на местоимения 1 лица множественного числа.
Я учусь в четвёртом классе. У меня учительница Надежда Анатольевна. Она внимательна и справедлива ко мне, всегда приветлива. Поэтому я стараюсь радовать её своими ответами и не получать замечаний.
10. Итог урока.
Рефлексия урока.
Какую тему мы повторяли на уроке?
Какие задания были особенно интересными?
Что было трудным на уроке?
Оценки:
Литература:
- С.В. Кутявина “Поурочные разработки по русскому языку”.
- С.Э Уразова “Стихотворения для уроков русского языка”.
- О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова “Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы”.