Закрепление знаний о грамматических признаках существительного (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Закрепить знания о грамматических признаках существительного;
  • Закрепить навыки по теме, полученные на предыдущем уроке;
  • Развивать речь;
  • Способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;
  • Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение работать в группе;
  • Повышение учебной мотивации путем применения информационных технологий.

Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы, конверты с группами слов для работы в парах), картинки с изображением улыбающегося и задумчивого человечка.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать,
А работать и писать.

Ребята, сегодня у нас урок – закрепления по теме “Имя существительное”. Слайд №1

Девизом урока станут слова из знакомой нам песни:

“Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться”.

Слайд №2

Сегодня, мы постараемся провести смотр знаний об имени существительном и покажем, как мы умеем находить и выделять в нашей речи имена существительные, поэтому работаем дружно, слаженно и быстро. Слайд №3

А помогут нам в этом ребята из научного, проектного, художественного и информационного отделов (группы сформированы на предыдущих уроках, их сообщения – это домашняя заготовка).

Научный отдел собирал все теоретические сведения об имени существительном.

Задача проектного отдела подать теоретический материал укрупнёнными, логически завершёнными частями, то есть с помощью обобщающей таблицы, либо построением алгоритма.

Художественный отдел должен представить проблемы в виде схемы, рисунков, картинок.

Информационный отдел – собирал информацию (путём подбора конкретных примеров по теме).

II. Введение в тему.

- Но, сначала, предлагаю вам на несколько минут перенестись в театр. Мы увидим отрывок из произведения Фонвизина “Недоросль”.

Театрализация фрагмента.

Правдин. Грамматика, что ж в ней вы знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.
Правдин. Да в грамматике он силён.
Учитель. Ребята, а вы согласны с этим объяснением?
Дети. Нет.
Учитель. Думаю, что ребята из научного отдела дадут своё научное объяснение. Вам слово (слайд №4).

Научный отдел. Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от неё образуются прилагательные.

Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать всё то, что его окружает.

Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности.

III. Самостоятельная работа (с последующим объяснением и доказательством грамматических признаков имён существительных).

Учитель. Спасибо вам за предоставленную информацию, а я предлагаю выполнить такое задание. Из предложенных слов выпиши только имена существительные. (На экране слайд №5)

Чайник, заботливый, кричать, корова, нора, красивый, собака, картина, прогулка.

Ответ: Чайник, корова, нора, собака, картина, прогулка.

Один ученик работает у доски.

Учитель. Так, что надо сделать, чтобы определить какой частью речи является слово? Слово проектному отделу (слайд-памятка №6).

Проектный отдел. Чтобы узнать, какой частью речи является слово, поставьте к нему вопрос и определите, что обозначает слово. Если оно отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предмет, то это имя существительное.

IV. Работа с текстом.

Учитель. Спасибо. Внимание на экран. (На экране слайд №7)

Прочитайте текст.

…… - самый снежный …… . Сильные …… и …… бывают в феврале. …… с каждым …… поднимается всё выше.

О чём идёт речь?
Что мешает вам понять текст?

Дети. В тексте нет имен существительных.
Учитель. Предлагаю вам слова для справок.

Слова для справок: солнце, месяц, февраль, днём, метели, вьюги.

А теперь прочитайте текст, вставив слова для справок.

Февраль – самый снежный месяц. Сильные вьюги и метели бывают в феврале. Солнце с каждым днём поднимается всё выше.

Учитель. Что обозначают эти слова?
Дети. Эти слова обозначают явления природы.
Учитель. Запишите текст с комментированием. (На экране слайд №8)

V. Физкультминутка.

На уроке мы писали, на уроке рассуждали,
А теперь пришла пора, разомнёмся детвора.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Повернись вокруг себя, влево, вправо – раз и два!
Раз – присели, два – привстали. Руки вверх мы все подняли.

Учитель. Что ещё мы можем рассказать об имени существительном?

Дети из проектного отдела. Имена существительные бывают: одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, изменяются по числам, бывают 3 родов (слайд-схема №9).

VI. Продолжение работы по теме урока.

а) Самостоятельная работа.

Учитель. Внимание на доску.

Задание: 2 ученикам у доски дописать по 5 слов, согласно образцу.

Кто? Малыш, воробей, …
Что? Ветер, кукла …

После того, как дети самостоятельно выполнят работу, следует проверка.

Или предложить 2 ученикам такое задание:

Одному ребёнку выписать существительные, которые отвечают на вопрос кто?
А другому ученику – выписать слова, отвечающие на вопрос что?

Маш..на, п..тух, р..бята, карандаш, к..пуста, заво.., уч..ник, арбу.., тетрад.., дево..ка, уч..тель, к..рова.

б) Работа в парах (Детям, которые сидят на местах предложить работу в парах).

А) Задание: составь предложения из группы слов и выбери существительные, отвечающие на вопрос кто?

1. грызёт, орехи, белочка. Белочка грызёт орехи.
2. крот, огород, забрался, усатый, в мой. Усатый крот забрался в мой огород.
3. ели, синицы, порхают, около. Около ели порхают синицы.
4. с, горки, Катя, Женя, катаются, и. Катя и Женя катаются с горки.
5. рубашку, на, окошке, шьёт, кошка. Кошка на окошке рубашку шьёт.

Б) Задание: составь предложения из группы слов и выбери существительные, отвечающие на вопрос что?

1. дерево, на, дятел, сел. На дерево сел дятел.
2. снег, в, ныряют, глухари. Глухари ныряют в снег.
3. катаются, с, ребята, горки. Ребята катаются с горки.
4. лежит, на, книга, столе. На столе лежит книга.
5. поле, в, теремок, стоит. Стоит в поле теремок.

Коллективная проверка детей, работающих у доски, и детей, работающих в парах.

Учитель. Так какой же вывод можно сделать?
Дети. К живым предметам ставят вопрос кто? Это одушевлённые имена существительные.

- К неживым предметам ставят вопрос что? Это неодушевлённые существительные. (На экране слайд №10, 11).

Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что? Ведь это живая природа?! Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далёкие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигались, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир оказался в языке неодушевлённым.

VII. Продолжение темы.

Учитель. Ребята, а сейчас давайте вспомним, почему имя существительное называется собственным.

Работают дети из художественного отдела.

Дети. Собственное – это моё. У каждого человека есть собственное существительное. Только своё – имя. У города, реки – название. А остальные слова – нарицательные. Имена собственные пишутся с большой буквы.

Учитель. Молодцы, а ребята из информационного отдела расскажут об этом на конкретном примере. (На экране слайд №12).

VIII. Игра “Найди ошибки”.

Учитель. А теперь, давайте сыграем в игру “Найди ошибки”.

Внимание на экран. (На экране слайд №13).

  1. Улетел орёл за город орёл.
  2. Наш шарик поймал воздушный шарик.
  3. Наша поля вернулась с поля.
  4. Не бойся морозов, Серёжа морозов.

Дети исправляют ошибки устно и одно предложение записывают в тетрадь.

Пока идёт коллективная работа, двое учеников на местах выполняют задание по карточке. После выполнения работы следует проверка.

Задание: Составь предложения и запиши их. Подчеркни одной чертой собственные имена существительные, двумя чертами – нарицательные.

Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. ____________________________
Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька. ______________________________

IX. Грамматическая сказка.

Учитель. Все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые, единственного числа или множественного. На какие три группы можно разделить существительные?

Один учащийся раскрывает этот “секрет”, рассказывая грамматическую сказку.

Ученик. Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слов – существительных – различия, тот будет награждён”.

Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: “Пусть они будут мои, мужского рода”. А жена схватила много слов себе и сказала: “А это будут мои, женского рода”. А все остальные слова остались посередине, лишние – среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные, потому что знала “секрет” различия.

А вот он, “секрет”. (На экране слайд №14).

Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё”.
Это правило – твоё!

Дети из информационного отдела на конкретном примере показывают определение рода имён существительных. (Слайд №15).

X. Игра “Ну-ка, отгадай”.

Учитель. А теперь игра “Ну-ка, отгадай”.

Задание: назовите предметы, находящиеся в коробке и узнайте род этих слов.

Учитель достаёт предметы, учащиеся называют и определяют род.

(В коробке находится три предмета).

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И любят меня детки.

Висит шарик с бугорком,
А внутри он с сахарком.

Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растёт?

Какой плод человеческим именем величается?

Задание: назовите эти предметы и узнайте род этих слов.

Учитель достаёт предметы, учащиеся называют и определяют род.

Средний род Женский род Мужской род
Яблоко Груша Банан

XI. Задание по рядам.

Запишите по 5 слов из словаря.

Женского рода – 1 ряд.
Мужского рода – 2 ряд.
Среднего рода – 3 ряд.

Дети выполняют задание, проверка по рядам, а у доски работают по карточкам двое человек.

1 карточка: Напиши 4 слова, отвечающих на вопрос кто? и 4 слова на вопрос что? Определи род.
2 карточка: Распредели слова по родам. Сад, окно, яблоко, заяц, весна, травка, солнце, дверь, пенал.

Коллективная проверка детей, работающих у доски.

XII. Итоговый контроль.

Учитель. Хорошо справились с заданием, а сейчас проведём тест “Что я знаю об имени существительном”. (На экране слайды №16-22).

Тест.

Выбери верное утверждение:

1. Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос:

А) какой, какая, какое?
М) кто? что?

2. Имя существительное – часть речи, которая обозначает:

А) признак предмета;
Б) действие предмета;
О) предмет.

3. Имена существительные по числам:

Л) изменяются;
Б) не изменяются.

4. Имена собственные пишутся:

О) с большой буквы;
Б) с маленькой буквы.

5. Имена существительные бывают:

А) только мужского и женского рода;
Д) мужского, женского и среднего рода.

6. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос:

А) что?
Е) кто?

7. Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос:

Ц) что?
Б) кто?

Проверка. (На экране слайд №23).

У вас должно получиться ключевое слово – молодец.

XIII. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель. К сожаленью, наш урок подходит к концу. Спасибо всем ребятам, кто принимал участие в уроке.

А как вы оцениваете свою работу на уроке, достаточно ли овладели знаниями по теме “Имя существительное”.

Если вы считаете, что усвоили тему на отлично, покажите улыбающегося человечка. Если где-то в чём-то не уверены, то покажите задумчивого человечка.

Не ленитесь, старайтесь, как можно больше узнать обо всём на свете – и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым. Всего доброго!