Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о действиях с информацией;
- Познакомить учащихся с действием, обратным кодированию, - с декодированием информации;
- Раскрыть смысл понятия «декодирование» на примерах;
- Научить детей решать простые информационные задачи на кодирование и декодирование.
Педагогические задачи урока:
- Инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений о действиях с информацией;
- Совершенствовать аналитические навыки учащихся при выполнении заданий на преобразование информации из одной формы в другую;
- Развивать информационную культуру учащихся.
Ключевые понятия:
- декодирование информации,
- код,
- кодировочная таблица, п
- реобразование
Характеристика урока:
Форма организации – эвристическая беседа с опорой на знания учащихся, групповая работа (решение информационных задач).
Тип урока: комбинированный (повторительно-обобщающий с выходом на получение новых знаний).
План урока:
- Организационный момент;
- Обобщение известных учащимся знаний по теме урока;
- Новый материал по теме;
- Практическая работа учащихся за теоретическими столами.
- Физкультминутка;
- Практическая работа учащихся за компьютерами.
- Рефлексия (подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся).
- Комментарии учителя к домашнему заданию.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Перед вами лежат 3 смайлика (смайлики выражают: радость : – ), печаль : – (, равнодушие : – ?), поднимите смайлик соответствующий вашему настроению.
2. Обобщение известных учащимся знаний по теме урока (слайд 2)
Вопросы:
- Какие действия с информацией вы знаете?
- Что такое кодирование информации?
- Для чего люди кодируют информацию?
- При кодировании сообщения изменяется его смысл?
- Что такое данные?
- Приведите примеры кодирования информации.
- Как называются таблицы, которые помогают вам при кодировании?
Рассмотрим некоторые из них. (слайд 3, слайд 4, слайд 5, слайд 6)
3. Новый материал по теме
На слайде (слайд 6) таблица русского алфавита с порядковыми номерами букв. В ней буквы алфавита пронумерованы по порядку. Мы можем при шифровании сообщения вместо буквы записать ее порядковый номер - числовой код.
Воспользовавшись этой таблицей, закодируйте слово ИНФОРМАТИКА. Тот, кто первый выполнит задание, записывает ответ на доске.
Молодцы ребята, вы умеете правильно кодировать сообщения.
Воспользовавшись этой таблицей, кто-то закодировал сообщение (слайд 7) Ребята, как мы узнаем, какое слово закодировано этими кодами? (Учащиеся догадываются, что необходимо воспользоваться кодовой таблицей и выполнить действие обратное кодированию – декодирование. Закодированное слово - ИНФОРМАЦИЯ).
Правильно, молодцы ребята! Воспользовавшись кодировочной таблицей вы, из числового кода, получили буквенное, всем понятное сообщение. Если у получателя есть кодовая таблица, то он легко декодирует и восстановит текст сообщения.
Действие, которое вы сейчас выполнили, называется декодированием.
Декодирование информации - это тема нашего урока. Сегодня мы узнаем, что такое декодирование информации и научимся декодировать сообщения.
Итак, мы доказали, что если знать правило с помощью которого было закодировано сообщение, то его легко можно декодировать. (слайд 8)
Декодирование – это действие с информацией, обратное кодированию.
Смысл декодирования – преобразование полученной формы представления информации в первоначальную. Смысл сообщения при декодировании не изменяется.
Рассмотрим пример (слайд 9). Слава получил письмо от своего друга. Письмо – это закодированная в виде текста информация. Когда мальчик вслух читал текст закодированного сообщения, он преобразовывал письменную речь своего друга в устную речь. Это и есть декодирование.
(слайд 10) При работе на компьютере мы постоянно имеем дело с кодированием и декодированием информации. При вводе информации в память компьютера происходит её кодирование. При выводе информации на экран или с помощью принтера на бумагу происходит действие, обратное кодированию, - декодирование.
(слайд 11) Кодирование и декодирование информации – это преобразование формы представления сообщения по известным правилам или с использованием кодировочной таблицы.
4. Практическая работа учащихся за теоретическими столами. (слайд 12)
Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите.
Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика?
Ответ: Руслан
Игра «Передай закодированное сообщение» (слайд 13)
Это игра в парах. Каждый участник придумывает слово. Кодирует его с помощью таблицы порядковых номеров. Передает другому ученику в паре, который расшифровывает полученное сообщение.
5. Физкультминутка.
Давайте закодируем жестами некоторые действия (слайд 12).
Как живешь? Вот так!
Как идешь? Вот так!
А бежишь? Вот так!
Ночью спишь? Вот так!
Как берешь? Вот так!
А даешь? Вот так!
Как молчишь? Вот так!
А грозишь? Вот так!
6. Практическая работа учащихся за компьютерами.
Учащиеся объединяются в четыре группы и на время выполняют задания компьютерного практикума. Используется программно-методический комплекс "МИР ИНФОРМАТИКИ". Он предназначен для учащихся 2-й образовательной ступени - младшей школы (1-4 классов), 4 год обучения. Тема: « Кодирование как способ обработки информации». Всего четыре задания:
- Пляшущие человечки (раскодируй и впиши в пустые клеточки текст высказывания мистера Холмса);
- Морской алфавит (раскодируй и впиши в пустые клеточки сообщение, переданное с корабля);
- Инопланетное сообщение (раскодируй и впиши в пустые клеточки сообщение инопланетян);
- Цифровой код (раскодируй и впиши в пустые клеточки шифровку специального агента).
В каждом задании дано закодированное сообщение. Необходимо, используя кодировочную таблицу, преобразовать сообщения из одной формы представления в другую, т.е. декодировать сообщение. Время выполнения компьютерного практикума ограничено, и учащиеся предупреждены об этом. За каждое правильно выполненное задание, т.е. декодированное сообщение, группа получает эмблему. Та команда, которая за отведенное время, заработает больше эмблем, получает пятерки.
7. Рефлексия (Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся).
Учитель спрашивает детей:
- что мы делали сегодня на уроке,
- чему научились.
Оцените себя, используя смайлики.
Учитель предлагает нарисовать детям смайлики в зависимости от того, как они оценивают свой успех на уроке:
: – ) – те, кто считает, что хорошо понял тему и хорошо поработал на уроке.
: – ? – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке.
: – ( – те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.
8. Домашнее задание: параграф 10, в РТ стр. 41- 44