Цели урока:
- Дать представление о Мировом океане (река, озеро, море, родник, океан и др.).
- Познакомить детей со строением реки, озера, моря, океана, пруда.
- Обобщать знания учащихся о значении воды для жизни человека, животных и планеты, закрепить понятия о круговороте воды в природе.
- Повышать познавательную активность детей; работать над развитием речи,
Оборудование:
- физическая карта мира, России,
- глобус,
- плакат «Строение реки»,
- рисунки рек, озер, морей,
- презентация (Презентация).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. (Разгадайте кроссворд.)
III. Работа с классом.
- Что такое вода?
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником зовется,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наестся, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
- Что особенного в ней?
Сообщение ученика.
IV. Путешествие по мировому океану.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда океанская вода.
– Почему везде встречается океанская вода? (Имеется ввиду Мировой океан, а в его состав входит вся вода планеты (в том числе и пресная).)
– Сколько же воды в Мировом океане?
– Если бы поверхность была ровной, то равномерный слой всех рек, морей и океанов имел бы толщину 9 метров.
Тема нашего урока: «Мировой океан».
Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море мечтаем
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли
И ночью, и днём
В просторе морском
Стальные идут корабли.
–Ребята, сегодня мы совершим путешествие по Мировому океану. Путешествие будет интересным и веселым. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой остановке. Итак, отправляемся в путешествие!
–Если мы посмотрим на карту и глобус, то увидим, что большую часть поверхности земли занимает вода (2/3), преобладает голубой цвет.
Остановка первая.
1.– Отгадайте загадку:
Все на свете отражает…
Напоит и освежит.
И все время убегает,
Да никак не убежит. (Река.)
2. Работа по плакату: «Строение реки».
–Многие источники, выходя на поверхность, образуют маленькие ручейки, сливаясь постепенно в более крупные, а ручьи в свою очередь образуют постоянный водный поток – реку.
– У каждой реки выделяют некоторые части: исток – место, где река начинается, это может быть родник, ледник в горах. Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море. Русло – частьречной долины. Реки или ручьи, впадающие в реку справа по ходу течения, называются правыми притоками, с левой – левыми притоками. (Работа по схеме).
–Водопад – стремительно падающий с высоты поток воды. Например, Ниагара, Виктория. В России самый высокий водопад Илья Муромец – на Курильских островах.
3. Чтение материала по учебнику. Вывод: река – постоянный водный поток.
Остановка вторая.
–В отличие от реки, этот водоём округлой формы, но вода в этом водоёме не течёт; нет устья, правого и левого берегов. Ребус.(Ребус разгадывается записью начальных букв)(Это озеро).
Работа с плакатом.
Озеро – это большое природное углубление, заполненное водой.
– Каково отличие озера от реки?
Сообщение ученика.
Остановка третья.
– Этот водоем больше, чем озеро. В нем соленая вода.
Кругом вода
А с питьем беда. (Море)
2. Работа по карте. (Карта)
– Моря – огромные водоемы с солёной водой. Берега России омывают 13 морей: Балтийское, Берингово, Охотское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Японское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Белое. Многие моря являются частью океана.
(Показ картин)
Сообщение ученика.
Остановка четвертая.
– Ими заняты на земле огромные пространства. По нему можно плыть много дней, на большом корабле. Не видя берегов. (Океан).
– На земле всего четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. (Показ по карте)
Остановка «Советы Доктора Воды». (правила поведения на воде).
V. Закрепление материала.
– Разгадайте ребус и заполните таблицу.
(Ребус «Водоемы»)
– Разгадайте ребус.
1. (Рак, ель. камыш, астра. ОТВЕТ: река.).
2. (облако, заяц, ель, ромашка, оса. ОТВЕТ: озеро).
– Чем отличается вода в этих водоемах от морской?
VI. Итог урока.
– Что вы сегодня узнали на уроке?
– Что вам понравилось?
Награждение орденом Мудрой Совы за активное участие на уроке.
Домашнее задание. Устно описать любой водоём России.