Урок ознакомления с окружающим миром: "Мировой океан"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Дать представление о Мировом океане (река, озеро, море, родник, океан и др.).
  2. Познакомить детей со строением реки, озера, моря, океана, пруда.
  3. Обобщать знания учащихся о значении воды для жизни человека, животных и планеты, закрепить понятия о круговороте воды в природе.
  4. Повышать познавательную активность детей; работать над развитием речи,

Оборудование:

  • физическая карта мира, России,
  • глобус,
  • плакат «Строение реки»,
  • рисунки рек, озер, морей,
  • презентация (Презентация).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. (Разгадайте кроссворд.)

III. Работа с классом.

- Что такое вода?

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником зовется,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наестся, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!

- Что особенного в ней?

Сообщение ученика.

IV. Путешествие по мировому океану.

Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда океанская вода.

– Почему везде встречается океанская вода? (Имеется ввиду Мировой океан, а в его состав входит вся вода планеты (в том числе и пресная).)

Сколько же воды в Мировом океане?

– Если бы поверхность была ровной, то равномерный слой всех рек, морей и океанов имел бы толщину 9 метров.

Тема нашего урока: «Мировой океан».

Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море мечтаем
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли
И ночью, и днём
В просторе морском
Стальные идут корабли.

–Ребята, сегодня мы совершим путешествие по Мировому океану. Путешествие будет интересным и веселым. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой остановке. Итак, отправляемся в путешествие!

–Если мы посмотрим на карту и глобус, то увидим, что большую часть поверхности земли занимает вода (2/3), преобладает голубой цвет.

Остановка первая.

1.– Отгадайте загадку:

Все на свете отражает…
Напоит и освежит.
И все время убегает,
Да никак не убежит. (Река.)

2. Работа по плакату: «Строение реки».

–Многие источники, выходя на поверхность, образуют маленькие ручейки, сливаясь постепенно в более крупные, а ручьи в свою очередь образуют постоянный водный поток – реку.

– У каждой реки выделяют некоторые части: исток – место, где река начинается, это может быть родник, ледник в горах. Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море. Руслочастьречной долины. Реки или ручьи, впадающие в реку справа по ходу течения, называются правыми притоками, с левой – левыми притоками. (Работа по схеме).

–Водопад – стремительно падающий с высоты поток воды. Например, Ниагара, Виктория. В России самый высокий водопад Илья Муромец – на Курильских островах.

3. Чтение материала по учебнику. Вывод: река – постоянный водный поток.

Остановка вторая.

–В отличие от реки, этот водоём округлой формы, но вода в этом водоёме не течёт; нет устья, правого и левого берегов. Ребус.(Ребус разгадывается записью начальных букв)(Это озеро).

Работа с плакатом.

Озеро – это большое природное углубление, заполненное водой.

– Каково отличие озера от реки?

Сообщение ученика.

Остановка третья.

– Этот водоем больше, чем озеро. В нем соленая вода.

Кругом вода
А с питьем беда. (Море)

2. Работа по карте. (Карта)

– Моря – огромные водоемы с солёной водой. Берега России омывают 13 морей: Балтийское, Берингово, Охотское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Японское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Белое. Многие моря являются частью океана.

(Показ картин)

Сообщение ученика.

Остановка четвертая.

– Ими заняты на земле огромные пространства. По нему можно плыть много дней, на большом корабле. Не видя берегов.  (Океан).

– На земле всего четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. (Показ по карте)

Остановка «Советы Доктора Воды». (правила поведения на воде).

V. Закрепление материала.

– Разгадайте ребус и заполните таблицу.

(Ребус «Водоемы»)

– Разгадайте ребус.

1. (Рак, ель. камыш, астра. ОТВЕТ: река.).

2. (облако, заяц, ель, ромашка, оса. ОТВЕТ: озеро).

– Чем отличается вода в этих водоемах от морской?

VI. Итог урока.

– Что вы сегодня узнали на уроке?

– Что вам понравилось?

Награждение орденом Мудрой Совы за активное участие на уроке.

Домашнее задание. Устно описать любой водоём России.