Цели урока:
1. Обучающие:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы «Формулы»;
- организация поиска решения учебной задачи путем раскрытия субъективного опыта учащихся; применение ранее полученных знаний в новой учебной ситуации
2. Ориентированные на развитие личности учащихся:
- обучение приемам развития памяти, мышления, творческим поисковым процедурам, умения анализировать, сравнивать и проводить аналогии;
- создание условий для творческой самореализации личности, умения работать в группе,
- создание атмосферы сотрудничества, равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия;
3. Воспитательные:
- содействовать развитию умения общаться между собой;
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
- использование на уроке разных форм общения: монолога, диалога, полилога.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Время проведения: 40 мин.
Оборудование и организация урока:
- карточки с задачами по уровням;
- карточки и конверты с названиями компонентов арифметических действий;
- наборы треугольников, квадратов и прямоугольников для записи формул.
Посадка учащихся на уроке.
ПЛАН УРОКА.
Содержание этапов урока |
Виды и формы работы |
1. Организационный момент |
Приветствие |
2. Мотивационное начало урока. |
1.Постановка учебных задач урока. 2.Устный счет: А) вычисли по цепочке; Б) найди соответствие (компоненты, правила их нахождения) |
3. Изучение нового материала. |
1.Организация учащихся для изучения нового материала: А) постановка задачи; Б) самостоятельный выбор учащимися групп для работы; 2. Решение задач в группах (по уровням) 3. Коллективное обсуждение задач 4. Выводы по решенным задачам |
4. Закрепление ранее изученного. |
1. Коллективная работа с формулами 2.Работа с заданиями по карточкам и учебника |
5. Подведение итогов урока |
1. Домашнее задание с инструктажем (по уровням) 2. Рефлексия |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие в стихах:
«Здравствуйте! –ты скажешь человеку.
«Здравствуй!» – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет целый век!
2. Мотивационное начало урока.
А) Постановка учебных задач на предстоящий урок:
– опираясь на собственный опыт, выяснить правила, позволяющие решать некоторые задачи на движение и геометрические задачи;
– работая в группах, координируя индивидуальную работу и коллективную, постараться найти решение поставленных задач для дальнейшего их использования в изучении нового материала;
Б)Устный счет:
1. Вычисли по цепочке № 667 (учебник);
2. Работа с компонентами арифметических действий: найти соответствие между действием и компонентами, отыскать соответствующее уравнение и решить его, проговаривая нужные правила (заготовлены конверты с названиями действий, карточки с компонентами, уравнения записаны на доске)
11 * = 77; | 15 + * =30; | а – 18 = 50; | |||
18 – k = 3; | 200 : с = 10; | у : 16 = 3. |
В ХОДЕ УСТНОГО СЧЕТА ПОСТОЯННАЯ КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
3. Изучение нового материала.
А) Стихи:
Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых
И все, что вижу я вокруг, все знаю я от них
Они по знаку моему являются в нужде,
Зовут их: КАК? и ПОЧЕМУ? КТО? ЧТО? КОГДА? И ГДЕ?
(Редьярд Киплинг, английский писатель, автор книг о Маугли)
Ребята, какие из этих вопросов наиболее часто звучат на наших уроках? В связи с чем и кто задает их на наших уроках?
А что бы этих вопросов стало хоть чуточку меньше, наше дальнейшее общение мы построим следующим образом. Работая в группах, мы постараемся, основываясь на знаниях, полученных вами в начальной школе, из вашего жизненного опыта, выяснить, что в математике и как позволяет нам облегчить решение некоторых математических задач, а именно задач на движение и геометрических задач.
Для этого мы разобьемся на группы таким образом:
Я читаю стихотворение о геометрической фигуре, а вы, постарайтесь, узнать о чем идет речь:
А)
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все 4 стороны одинаковой длины,
Вам его представить рад:
А зовут его ….
(кто из вас желает решать задачи, связанные с этой геометрической фигурой, займите эти места)
Б)
Если все углы прямые,
И всего угла четыре,
Ну а по две стороны
Противоположны и равны
Этот четырехугольник
Назовем …..
В) Ну а кто, ребята, из вас согласен с высказыванием великого мыслителя Вольтера, что движение – это жизнь, пусть займут эти места.
Работа в группах даст каждому из вас, в соответствии со своими возможностями и знаниями, возможность поработать над задачами по терминам, рассмотренным выше, а именно: задачи на движение, фигуры квадрат и прямоугольник.
Прежде чем приступить к этой работе, я хотела бы познакомить вас с правилами работы в группе: и вообще жизни в коллективе:
- уважай мнение и личность другого человека;
- активно участвуй в работе группы, каждый вносит в ее работу свой посильный вклад;
- слушать и слышать другого!
- кратко, четко и аргументировано излагать свои мысли;
- обсуждать проблему, а не личность.
ФИЗМИНУТКА.
ИТАК, приступаем к решению задач, определите, какие из задач вам по силам и приступайте, ваши одноклассники, члены вашей группы, и я могут оказать вам, по необходимости, помощь. (каждый должен решить хотя бы одну задачу, ну а вся группа – все). А затем, ребята, нужно будет определиться в группе и донести до всех учеников, о чем были ваши задачи и какие знания вам понадобились для их решения. Определимся во времени: на эту работу отведем 3-5 минут. Я желаю вам удачи и успешного решения задач!
ЗАДАЧИ для групп:
А).НА ДВИЖЕНИЕ:
1. Скорость всадника 14 км/ч. Какое расстояние он сможет преодолеть за 5 часов?
2. Туристы прошли на байдарках 30 км, двигаясь со скоростью 6 км/ч. Сколько времени заняло у туристов прохождение этого маршрута?
3. За сколько минут дойдет до школы мальчик Петя, двигаясь со скоростью 40 м/мин, если от его дома до школы 800 м?
4. Человеческая кровь, двигаясь по артериям, прошла 1120 см за 56 секунд. Какова скорость движения крови?
Б) КВАДРАТ:
1. Найти периметр квадрата со стороной 15 см.
2. На фотографии, сделанной из космоса, исследователи обнаружили светлое пятно, имеющее форму квадрата со стороной 25 м. А каков периметр этого пятна?
3. Найти длину стороны квадрата, периметр которого 180 мм.
4. Периметр квадрата 16 дм 4 см. Найти длину его стороны.
В) ПРЯМОУГОЛЬНИК:
1. Опытный участок, длина которого 20 м, а ширина 15 м, обнесли забором. Найти длину этого забора.
2. Крепость обнесена рвом. Найти длину этого рва, если длина крепости 100 м, а ширина 70 м.
3. Длина поля 550 м, а ширина на 210 м меньше. Найти периметр этого поля.
4. Длина забора вокруг картофельного поля 720 м, ширина этого поля 160 м. Найти длину поля.
Ну и теперь выслушаем представителя каждой из групп. Какую же информацию они нам предложат? Слушаем внимательно.
Обсуждение решения задач:
–Что каждому из вас пришлось вспомнить при решении задач?
– А как можно облегчить решение задач такого типа?
– Можно ли записать какое-то правило, с помощью которого можно было бы решать такие задачи, независимо, какими брать численные значения?
Что такое формула?
Формула (лат formula – образ, вид) – это комбинация математических знаков, выражающая какое-либо предложение.
А какие формулы мы уже знаем?
Работаем с вырезанными из картона треугольником, квадратом и прямоугольником и на них записываем известные формулы.
S = V t | P = 2(а + b) | P = 4 a | ||||||||
V = S/ t | a = P: 2 – b | a = Р : 4 | ||||||||
t = S/V | b = P: 2 – a |
4. Закрепление ранее изученного.
1. Рассмотреть решение задач по карточкам с использованием формул.
Обратить внимание на оформление решения задач.
2. Решение задач из учебника (при наличии времени):
№ 658 (б), № 659 (а), № 660 (б).
5. Подведение итогов урока.
А) Домашнее задание с комментарием и по уровням:
– обязательный уровень (репродуктивный ):
пункт 17, № 682 (б), № 684 (б), № 684
– творческое задание: используя дополнительный материал (справочники, книги серии «Что? Где? Когда?», «Я познаю мир», и т.п.) составить интересные задачи на движение и нахождение периметров квадрата и прямоугольника.
Б) РЕФЛЕКСИЯ: подошел к концу наш урок Кроме того, что мы с вами выяснили, как называются правила, записанные с помощью букв, я бы хотела, чтобы каждый из вас подумал и сказал, что на уроке сегодня для вас было ценным, значимым, как бы оценили свои действия, что вам понравилось на уроке, а что можно было сделать по-другому. Это, ребята, можно сказать либо в устной форме или поделиться своими мыслями в нашей книжке «Я и урок»
А я очень благодарна вам за наше сегодняшнее сотрудничество, надеюсь, что все мои действия на уроке были вам понятны, и наше дальнейшее изучение формул, а их еще столько будет в вашей жизни, будет плодотворным.
На результат хороший не надейся,
Пока меж нами нет взаимных действий,
Научимся терпенью, уваженью
Мы в поиске совместного решенья!