План урока математики с элементами личностно-ориентированного обучения по теме "Формулы" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

1. Обучающие:

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы «Формулы»;
  • организация поиска решения учебной задачи путем раскрытия субъективного опыта учащихся; применение ранее полученных знаний в новой учебной ситуации

2. Ориентированные на развитие личности учащихся:

  • обучение приемам развития памяти, мышления, творческим поисковым процедурам, умения анализировать, сравнивать и проводить аналогии;
  • создание условий для творческой самореализации личности, умения работать в группе,
  • создание атмосферы сотрудничества, равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия;

3. Воспитательные:

  • содействовать развитию умения общаться между собой;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
  • использование на уроке разных форм общения: монолога, диалога, полилога.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Время проведения: 40 мин.

Оборудование и организация урока:

  • карточки с задачами по уровням;
  • карточки и конверты с названиями компонентов арифметических действий;
  • наборы треугольников, квадратов и прямоугольников для записи формул.

Посадка учащихся на уроке.

ПЛАН УРОКА.

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

1. Организационный момент

Приветствие

2. Мотивационное начало урока.

1.Постановка учебных задач урока.

2.Устный счет:

А) вычисли по цепочке;

Б) найди соответствие (компоненты, правила их нахождения)

3. Изучение нового материала.

1.Организация учащихся для изучения нового материала:

А) постановка задачи;

Б) самостоятельный выбор учащимися групп для работы;

2. Решение задач в группах (по уровням)

3. Коллективное обсуждение задач

4. Выводы по решенным задачам

4. Закрепление ранее изученного.

1. Коллективная работа с формулами

2.Работа с заданиями по карточкам и учебника

5. Подведение итогов урока

1. Домашнее задание с инструктажем (по уровням)

2. Рефлексия

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие в стихах:

«Здравствуйте! –ты скажешь человеку.
«Здравствуй!» – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет целый век!

2. Мотивационное начало урока.

А) Постановка учебных задач на предстоящий урок:

– опираясь на собственный опыт, выяснить правила, позволяющие решать некоторые задачи на движение и геометрические задачи;

– работая в группах, координируя индивидуальную работу и коллективную, постараться найти решение поставленных задач для дальнейшего их использования в изучении нового материала;

Б)Устный счет:

1. Вычисли по цепочке № 667 (учебник);

2. Работа с компонентами арифметических действий: найти соответствие между действием и компонентами, отыскать соответствующее уравнение и решить его, проговаривая нужные правила (заготовлены конверты с названиями действий, карточки с компонентами, уравнения записаны на доске)

11 * = 77;     15 + * =30;   а – 18 = 50;
18 – k = 3;     200 : с = 10;   у : 16 = 3.

В ХОДЕ УСТНОГО СЧЕТА ПОСТОЯННАЯ КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

3. Изучение нового материала.

А) Стихи:

Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых
И все, что вижу я вокруг, все знаю я от них
Они по знаку моему являются в нужде,
Зовут их: КАК? и ПОЧЕМУ? КТО? ЧТО? КОГДА? И ГДЕ?
(Редьярд Киплинг, английский писатель, автор книг о Маугли)

Ребята, какие из этих вопросов наиболее часто звучат на наших уроках? В связи с чем и кто задает их на наших уроках?

А что бы этих вопросов стало хоть чуточку меньше, наше дальнейшее общение мы построим следующим образом. Работая в группах, мы постараемся, основываясь на знаниях, полученных вами в начальной школе, из вашего жизненного опыта, выяснить, что в математике и как позволяет нам облегчить решение некоторых математических задач, а именно задач на движение и геометрических задач.

Для этого мы разобьемся на группы таким образом:

Я читаю стихотворение о геометрической фигуре, а вы, постарайтесь, узнать о чем идет речь:

А)

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все 4 стороны одинаковой длины,
Вам его представить рад:
А зовут его ….

(кто из вас желает решать задачи, связанные с этой геометрической фигурой, займите эти места)

Б)

Если все углы прямые,
И всего угла четыре,
Ну а по две стороны
Противоположны и равны
Этот четырехугольник
Назовем …..

В) Ну а кто, ребята, из вас согласен с высказыванием великого мыслителя Вольтера, что движение – это жизнь, пусть займут эти места.

Работа в группах даст каждому из вас, в соответствии со своими возможностями и знаниями, возможность поработать над задачами по терминам, рассмотренным выше, а именно: задачи на движение, фигуры квадрат и прямоугольник.

Прежде чем приступить к этой работе, я хотела бы познакомить вас с правилами работы в группе: и вообще жизни в коллективе:

  • уважай мнение и личность другого человека;
  • активно участвуй в работе группы, каждый вносит в ее работу свой посильный вклад;
  • слушать и слышать другого!
  • кратко, четко и аргументировано излагать свои мысли;
  • обсуждать проблему, а не личность.

ФИЗМИНУТКА.

ИТАК, приступаем к решению задач, определите, какие из задач вам по силам и приступайте, ваши одноклассники, члены вашей группы, и я могут оказать вам, по необходимости, помощь. (каждый должен решить хотя бы одну задачу, ну а вся группа – все). А затем, ребята, нужно будет определиться в группе и донести до всех учеников, о чем были ваши задачи и какие знания вам понадобились для их решения. Определимся во времени: на эту работу отведем 3-5 минут. Я желаю вам удачи и успешного решения задач!

ЗАДАЧИ для групп:

А).НА ДВИЖЕНИЕ:

1. Скорость всадника 14 км/ч. Какое расстояние он сможет преодолеть за 5 часов?

2. Туристы прошли на байдарках 30 км, двигаясь со скоростью 6 км/ч. Сколько времени заняло у туристов прохождение этого маршрута?

3. За сколько минут дойдет до школы мальчик Петя, двигаясь со скоростью 40 м/мин, если от его дома до школы 800 м?

4. Человеческая кровь, двигаясь по артериям, прошла 1120 см за 56 секунд. Какова скорость движения крови?

Б) КВАДРАТ:

1. Найти периметр квадрата со стороной 15 см.

2. На фотографии, сделанной из космоса, исследователи обнаружили светлое пятно, имеющее форму квадрата со стороной 25 м. А каков периметр этого пятна?

3. Найти длину стороны квадрата, периметр которого 180 мм.

4. Периметр квадрата 16 дм 4 см. Найти длину его стороны.

В) ПРЯМОУГОЛЬНИК:

1. Опытный участок, длина которого 20 м, а ширина 15 м, обнесли забором. Найти длину этого забора.

2. Крепость обнесена рвом. Найти длину этого рва, если длина крепости 100 м, а ширина 70 м.

3. Длина поля 550 м, а ширина на 210 м меньше. Найти периметр этого поля.

4. Длина забора вокруг картофельного поля 720 м, ширина этого поля 160 м. Найти длину поля.

Ну и теперь выслушаем представителя каждой из групп. Какую же информацию они нам предложат? Слушаем внимательно.

Обсуждение решения задач:

–Что каждому из вас пришлось вспомнить при решении задач?

– А как можно облегчить решение задач такого типа?

– Можно ли записать какое-то правило, с помощью которого можно было бы решать такие задачи, независимо, какими брать численные значения?

Что такое формула?

Формула (лат formula – образ, вид) – это комбинация математических знаков, выражающая какое-либо предложение.

А какие формулы мы уже знаем?

Работаем с вырезанными из картона треугольником, квадратом и прямоугольником и на них записываем известные формулы.

S = V t         P = 2(а + b)         P = 4 a
V = S/ t         a = P: 2 – b         a = Р : 4
t = S/V         b = P: 2 – a          

4. Закрепление ранее изученного.

1. Рассмотреть решение задач по карточкам с использованием формул.

Обратить внимание на оформление решения задач.

2. Решение задач из учебника (при наличии времени):

№ 658 (б), № 659 (а), № 660 (б).

5. Подведение итогов урока.

А) Домашнее задание с комментарием и по уровням:

– обязательный уровень (репродуктивный ):

пункт 17, № 682 (б), № 684 (б), № 684

– творческое задание: используя дополнительный материал (справочники, книги серии «Что? Где? Когда?», «Я познаю мир», и т.п.) составить интересные задачи на движение и нахождение периметров квадрата и прямоугольника.

Б) РЕФЛЕКСИЯ: подошел к концу наш урок Кроме того, что мы с вами выяснили, как называются правила, записанные с помощью букв, я бы хотела, чтобы каждый из вас подумал и сказал, что на уроке сегодня для вас было ценным, значимым, как бы оценили свои действия, что вам понравилось на уроке, а что можно было сделать по-другому. Это, ребята, можно сказать либо в устной форме или поделиться своими мыслями в нашей книжке «Я и урок»

А я очень благодарна вам за наше сегодняшнее сотрудничество, надеюсь, что все мои действия на уроке были вам понятны, и наше дальнейшее изучение формул, а их еще столько будет в вашей жизни, будет плодотворным.

На результат хороший не надейся,
Пока меж нами нет взаимных действий,
Научимся терпенью, уваженью
Мы в поиске совместного решенья!