Классный час для 7–8-х классов: "Такие равные права, такие разные права"

Разделы: Классное руководство


Форма: групповая работа.

Цель: довести до сознания учеников мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами; обобщить знания учеников о личных правах человека; вспомнить с учащимися основные правовые документы; помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей- прав; воспитание гражданина.

Ход занятия

1. Организационный момент

Что такое право? Понятие «равенства» существует ли оно? Одинаковы ли права у детей и взрослых. Определение целей занятия.  (3 мин.)

2. Групповая работа

Задание № 1. В течение 3 мин. познакомьтесь с перечнем афоризмов и выберите эпиграф к разговору. Продумайте краткое обоснование. На выступление группы - 1 мин.

1. В конечном итоге люди друг другу равны - только не всегда, не везде и не во всем. (Владислав Гжегорчик)

2. Возможно, равенство - это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом. (Оноре де Бальзак)

3. Все люди рождаются равными и до самой смерти против этого борются. (Лешек Кумор)

4. Люди рождаются свободными и неравными. (Грант Аллен)

5. Равенство всех людей в их человеческом достоинстве — это начало справедливости, но в жизни равенство не достигается одними лишь благими пожеланиями. Для этого нужны горячее стремление к нему, энергия и мужество, чтобы преодолеть все то, что преграждает путь к действительному равенству людей. (Али Апшерони)

6. Социальный прогресс требует стандартизации людей, и эту стандартизацию называют равенством. (Эрих Фромм)

7. При деспотизме неравенство достигает высшего предела и превращается в свою противоположность: перед деспотом все равны, именно, равны нулю. (Ж.-Ж. Руссо)

Задание №2: Я имею право! (обсуждение билля прав и обязанностей личности)

В группах обсудить и найти выход из предлагаемых ситуаций  (Работа в группах 7 минут)

Ситуации:

1. Алеша и Дима дружат уже очень давно. В этом году Алеша попробовал выйти в органы ученического самоуправления, Дима поддержал Алексея. Помог организовать предвыборную кампанию. Благодаря другу, Алеша стал президентом школы, чему Дима искренне радовался и предполагал, что и в дальнейшем сможет помогать Алеше в его делах. Но, к сожалению, Алеша после выборов изменился. Не слушал советы. Допускал ошибки. Перестал общаться с друзьями. Дима не раз пытался поговорить с новоиспеченным президентом, но Алексей уходил в сторону от разговора, ссылаясь на свою занятость. Однажды случилась ситуация, в которой он (Алексей) не мог найти выхода, и позвонил Диме. Но Дмитрий отказался помочь Алексею.  Ребята поссорились. Можно ли помирить друзей?  Кто виноват в создавшейся ситуации? Рассмотрите ее с точки зрения Димы, сточки зрения Алеши.  Обоснуйте свой ответ с помощью билля о правах и обязанностях личности.

2. Юле и Кате предложили поработать агитаторами во время предвыборной кампании. Но так получилось, что девушки работают в разных партиях, у разных кандидатов,  пропагандируя разные взгляды. Юля и Катя неожиданно почувствовали,  что им стало сложно говорить друг с другом. Начались взаимные упреки. Девушки перестали общаться,  хотя это давалось им с трудом, ведь они всегда были близкими подругами. Юля предложила Кате бросить работу агитатором и начать помогать ей. Тогда, по мнению Юли, девушки помирятся и смогут продолжить дружбу. Права ли Юля? Можно ли помирить подруг?  Кто виноват в создавшейся ситуации? Рассмотрите ее с точки зрения Юли, сточки зрения Кати. Обоснуйте свой ответ с помощью билля о правах и обязанностях личности.

3. Саша был всегда очень ответственным и честным подростком. Активно пропагандировал свои взгляды, высказывал свое мнение. За его умение говорить правду, активную жизненную позицию, ребята доверили ему стать членом органов ученического самоуправления школы, чтобы Саша представлял там интересы класса... Но Александр со временем изменился. Стал грубить ребятам, принимать решения, не советуясь с классом, перестал приходить на классные часы. Часто говорил, что он лучше знает ситуацию, что его решение правильное,  что ребята ничего не понимают. Одноклассники терпели-терпели и переизбрали Сашу. Он обиделся на класс.  Поссорился с ребятами.  Кто виноват в создавшейся ситуации? Прав Саша или ребята? Рассмотрите ситуацию с точки зрения Саши, с точки зрения одноклассников. Можно ли помирить их? Обоснуйте свой ответ с помощью билля о правах и обязанностях личности.

4. Классный руководитель настаивает на том, чтобы Наташа стала старостой класса, выполняла в школе общественные нагрузки. Но девочке не хочется выполнять эту работу. Она серьезно занимается гимнастикой, учит второй язык. Ребята в классе предлагают другой вариант, кандидатуру Марины. Но классный руководитель настаивает на своем решении. Как решить эту проблему? Рассмотрите ее с точки зрения Наташи, класса, классного руководителя. Найдите решение и обоснуйте свой ответ с помощью билля о правах и обязанностях личности.

БИЛЛЬ О ПРАВАХ ЛИЧНОСТИ

ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:

  1. ...иногда ставить себя на первое место
  2. ...просить о помощи и эмоциональной поддержке
  3. ...протестовать против несправедливого обращения или критики
  4. ...иметь свое собственное мнение или убеждения
  5. ...совершать ошибки, пока Вы не найдете правильный путь
  6. ...предоставлять людям право самим решать свои проблемы
  7. ...говорить: «Спасибо, нет», «Извините, нет»
  8. ...не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным
  9. ...побыть одному, даже если другим хочется Вашего общества
  10. ...иметь свои собственные какие угодно чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие
  11. ...менять свои решения или изменять образ действий
  12. ...добиваться перемены договоренности, которая Вас не устраивает

ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ:

  1. ...быть безупречным на 100%
  2. ...следовать за всеми
  3. ...делать приятное неприятным Вам людям
  4. ...любить людей, приносящих Вам вред
  5. ...извиняться за то, что Вы были самим собой
  6. ...выбиваться из сил ради других
  7. ...чувствовать себя виноватым за свои желания
  8. ...мириться с неприятной Вам ситуацией
  9. ...жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было
  10. ...сохранять отношения, ставшие оскорбительными
  11. ...делать больше, чем Вам позволяет время
  12. ...делать что-то, что Вы на самом деле не можете сделать
  13. ...выполнять неразумные требования
  14. ...отдавать что-то, что Вам на самом деле отдавать не хочется
  15. ...нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения
  16. ...отказываться от своего «Я» ради чего бы то ни было и кого бы то ни было

БИЛЛЬ ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ЛИЧНОСТИ

ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ЧТО

  1. ...нельзя жить в обществе и быть свободным от общества — или то, или другое
  2. ...мнение, отличное от вашего, может быть верным
  3. ...никто не обязан вести себя так, как того хочется вам
  4. ...неприемлемый для вас образ жизни может быть нормой для кого-то другого
  5. ...совет, основанный на чужом опыте, может уберечь вас от ошибок
  6. ...ваше чувство вины может указывать на недопустимость вашего поведения
  7. ...окружающие тоже имеют право ставить себя на первое место
  8. ...никакие правила не освобождают вас от ответственности за ваши поступки

Работа в группах 7 минут, коллективное обсуждение до 7 минут

Вывод из данной части занятия: если НЕ следовать «Биллю о правах», то можно сильно подпортить себе жизнь. Но если следовать ТОЛЬКО ему, то наверняка жизнь будет испорчена еще  и у окружающих. Чтобы сотрудничать, приходится вспоминать не только о правах, но и об обязанностях. Следовательно, наши права ограничены обязанностями

Задание 3: Ограничение права (по материалам  Конвенции о правах ребенка)

Давайте подумаем, только ли обязанностями ограничены наши права? Для этого я предлагаю вам поработать с выдержками из некоторых статьей Конвенции о правах ребенка.

- Ознакомьтесь со статьей Конвенции о правах ребенка.

- В чем ограничено данное право?

- Для чего это ограничение введено?

Время на работу -  до 3 минут.

Статьи из Конвенции о правах ребенка.

Статья 13.

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

а) для уважения прав и репутации других лиц; или

б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья, или нравственности населения.

Статья 14.

1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только тем ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения и защиты основных прав и свобод других лиц.

Статья 15.

1. Государства-участники признают право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 17.

1. Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам различных национальных и международных источников, особенно к таким информациям и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники:

е) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию, учитывая положение статей 13 и 18.

По завершении работы каждая группа отвечает :

- О каком праве идет речь?

- В чем оно ограничено?

- С какой целью введено это ограничение?

Коллективное обсуждение до 5 минут.

Итоговое задание № 4. Составьте алгоритмы-памятки из 5-7 строк «Знай и помни свои права». (Подсказкой при составлении алгоритма будут те вопросы, которые были разработаны в ходе коллективного обсуждения.)  На выполнение этой работы отводится до 3 мин.

По итогам составления алгоритмов-памяток ответьте на следующие вопросы:

- Все ли памятки одинаковы? Почему?

- Возможен ли единый алгоритм обоснования своих прав?

- От чего зависит определение шагов и их последовательности в ситуации выбора своих прав?

- Как научиться отстаивать свои прав?

3. Рефлексия, подведение итогов занятия (2 мин.)

Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказываются вслух о занятии, что понравилось, не понравилось, о чём задумался, что вспомнил…).