Цели урока:
- проверить и закрепить у учащихся навыки в решении простейших уравнений;
- научить учащихся решать тригонометрические уравнения любой сложности, используя ранее изученный материал;
- развивать логическое мышление учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания - тестирование.
(Решите уравнения, выбрав один из предложенных ответов.)
|
|
1 вариант |
2 вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
Ответ: 1 вариант-3,3,4; 2 вариант- 2, 1, 1.
3. Сообщение темы и цели урока.
Решить уравнения :
1) tqx + ctqx =2,5.
Решение:
Заменим ctqx на
и тогда
заданное уравнение можно записать
tqx +
=2,5.
Упростим это уравнение, введя переменную а = tgx.
Получим уравнение относительно а:
а +
= 2,5, где
.
Преобразуем его и получим квадратное уравнение :
- 2,5а +
1= 0,
где а= 2 и а= 0,5. Вернемся к первоначальной функции tqx.
Если а=2, то tqx=2
x=arctq2+
n, где n
Z, arctq2
1,1.
Если а=0,5, то tqx= 0,5
x=arctq0,5+
к, где к
Z, .arctq0,5
0,46.
Ответ: x=arctq2+
, х = arctq0,5
+
,
2) sinx = -
cosx
Решение:
Здесь проще разделить обе части на cosx.
При делении на cosx мы не теряем корней. Действительно, подставив cosx=0 в данное
уравнение найдем, что sinx=0, а равенства cosx=0 и sinx=0 несовместимы.
Тогда получим: tqx = -
, откуда
х = -
, где
Z.
Ответ: -
n, где п
Z.
3)
.
Решение.
Воспользуемся формулой
=
+ 1.
Тогда получим равносильное уравнение:
( 1 ).
Введем новую переменную t = tqx и получим квадратное уравнение относительно t:
( 2 ).
Решив уравнение ( 2 ) получим : t =1 ,
.
Следовательно, множество всех решений уравнения ( 1 ) есть объединение множеств
всех решений двух уравнений: tqx
= 1 и tqx =
.
Откуда :
и 
Ответ:
,
.
4) cos2x + sinx = 0.
Решение.
Заменим cos2x
на
и
упростим его. Приведя подобные , получим квадратное уравнение относительно sinx:
.
Решением этого уравнения являются два корня : sin x =1 и
.
Откуда:
;

Ответ: 
5)
.
Решение.
Воспользуемся тем, что sin2x=2sinx cosx. Тогда получим уравнение:
sinx ( sinx - 2cosx) = 0.
Произведение множителей равно нулю тогда и только тогда, когда один из множителей равен нулю, а другой при этом не теряет смысл:
|
sin x = 0 |
или |
sin x – 2 cos x = 0/ : cos x |
|
|
|
tq x – 2 = 0; |
|
|
|
|
Ответ: 
Вывод: простейший по идее (но не всегда кратчайший) способ решения тригонометриче ского уравнения состоит в том, что все тригонометрические функции, входящие в урав нение, выражаются через одну и ту же функцию одной и той же величины, например через sinx, или через tqx и т.д. Удачный выбор этой функции часто сокращает вычисления.
5) Первичное закрепление.(решение уравнений на доске)
a. (sinx + 1 )( tqx – 1 ) = 0.
Решение.
Произведение множителей равно нулю тогда и только тогда, когда один из них равен нулю, а другой при этом не теряет смысл.
|
sinx + 1 = 0 |
или |
tqx – 1 = 0 |
|
sinx = -1; |
|
tqx = 1; |
|
|
|
|
Первый корень не является решением исходного уравнения, т.к. теряет смысл tqx.
Ответ:
.
2) 
Решение.
sinx ( 3sinx – 5)=0 
sinx=0 или sinx=
-
не является корнем уравнения, т.к. sinx
.

Ответ: 
3) 
Решение.

Вынесем общий множитель за скобки и получим уравнение cosx ( 2cosx +1) = 0.
Решением этого уравнения будет являться объединение множеств
всех решений двух уравнений: cosx=0 и
.
Откуда
.
Ответ : 
5. Самостоятельное решение уравнений по вариантам с последующей проверкой.
1 вариант: № 168 (в),164(б)

Решение.
,
tqx = 0
или tqx=

Ответ :
.

Решение.
Введем переменную а = sinx и
получим уравнение 3а² - 5а – 2 = 0,
корнями которого являются числа 4 и 
тогда
и


.
Ответ: 
2 вариант: 165(в),168(а)

Решение .
Введем а = cosx и получим квадратное уравнение относительно а:
,
корни которого : а =1,5 и а =
Если а=1,5,то cosx =1,5
,
Если а =
, то cosx =
, x=
.
Ответ: 

Решение.
cosx(2cosx+
Если cosx=0,тоx =
Если cosx=-
то х=
,
n
Ответ: 
6. Итог урока: какими способами мы воспользовались, чтобы решить уравнения?
7. Задание на дом: № 164(г),165 (а), 166 (в), 167 (б)
















.
;
.