Цели урока:
- проверить и закрепить у учащихся навыки в решении простейших уравнений;
- научить учащихся решать тригонометрические уравнения любой сложности, используя ранее изученный материал;
- развивать логическое мышление учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания - тестирование.
(Решите уравнения, выбрав один из предложенных ответов.)
|
1 вариант |
2 вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
Ответ: 1 вариант-3,3,4; 2 вариант- 2, 1, 1.
3. Сообщение темы и цели урока.
Решить уравнения :
1) tqx + ctqx =2,5.
Решение:
Заменим ctqx на и тогда заданное уравнение можно записать
tqx +=2,5.
Упростим это уравнение, введя переменную а = tgx.
Получим уравнение относительно а:
а + = 2,5, где .
Преобразуем его и получим квадратное уравнение : - 2,5а + 1= 0,
где а= 2 и а= 0,5. Вернемся к первоначальной функции tqx.
Если а=2, то tqx=2 x=arctq2+ n, где nZ, arctq21,1.
Если а=0,5, то tqx= 0,5 x=arctq0,5+к, где кZ, .arctq0,50,46.
Ответ: x=arctq2+, х = arctq0,5 +,
2) sinx = -cosx
Решение:
Здесь проще разделить обе части на cosx.
При делении на cosx мы не теряем корней. Действительно, подставив cosx=0 в данное
уравнение найдем, что sinx=0, а равенства cosx=0 и sinx=0 несовместимы.
Тогда получим: tqx = -, откуда
х = -, где Z.
Ответ: -n, где пZ.
3) .
Решение.
Воспользуемся формулой = + 1.
Тогда получим равносильное уравнение: ( 1 ).
Введем новую переменную t = tqx и получим квадратное уравнение относительно t:
( 2 ).
Решив уравнение ( 2 ) получим : t =1 , .
Следовательно, множество всех решений уравнения ( 1 ) есть объединение множеств
всех решений двух уравнений: tqx = 1 и tqx = .
Откуда : и
Ответ: , .
4) cos2x + sinx = 0.
Решение.
Заменим cos2x на и упростим его. Приведя подобные , получим квадратное уравнение относительно sinx:
.
Решением этого уравнения являются два корня : sin x =1 и .
Откуда: ;
Ответ:
5) .
Решение.
Воспользуемся тем, что sin2x=2sinx cosx. Тогда получим уравнение:
sinx ( sinx - 2cosx) = 0.
Произведение множителей равно нулю тогда и только тогда, когда один из множителей равен нулю, а другой при этом не теряет смысл:
sin x = 0 |
или |
sin x – 2 cos x = 0/ : cos x |
|
|
tq x – 2 = 0; |
|
|
. |
Ответ:
Вывод: простейший по идее (но не всегда кратчайший) способ решения тригонометриче ского уравнения состоит в том, что все тригонометрические функции, входящие в урав нение, выражаются через одну и ту же функцию одной и той же величины, например через sinx, или через tqx и т.д. Удачный выбор этой функции часто сокращает вычисления.
5) Первичное закрепление.(решение уравнений на доске)
a. (sinx + 1 )( tqx – 1 ) = 0.
Решение.
Произведение множителей равно нулю тогда и только тогда, когда один из них равен нулю, а другой при этом не теряет смысл.
sinx + 1 = 0 |
или |
tqx – 1 = 0 |
sinx = -1; |
|
tqx = 1; |
; |
|
. |
Первый корень не является решением исходного уравнения, т.к. теряет смысл tqx.
Ответ: .
2)
Решение.
sinx ( 3sinx – 5)=0
sinx=0 или sinx= - не является корнем уравнения, т.к. sinx.
Ответ:
3)
Решение.
Вынесем общий множитель за скобки и получим уравнение cosx ( 2cosx +1) = 0.
Решением этого уравнения будет являться объединение множеств всех решений двух уравнений: cosx=0 и .
Откуда .
Ответ :
5. Самостоятельное решение уравнений по вариантам с последующей проверкой.
1 вариант: № 168 (в),164(б)
Решение.
,
tqx = 0 или tqx=
Ответ : .
Решение.
Введем переменную а = sinx и
получим уравнение 3а² - 5а – 2 = 0,
корнями которого являются числа 4 и
тогда и
.
Ответ:
2 вариант: 165(в),168(а)
Решение .
Введем а = cosx и получим квадратное уравнение относительно а: ,
корни которого : а =1,5 и а =
Если а=1,5,то cosx =1,5,
Если а =, то cosx = , x=.
Ответ:
Решение.
cosx(2cosx+
Если cosx=0,тоx =
Если cosx=-то х=,
n
Ответ:
6. Итог урока: какими способами мы воспользовались, чтобы решить уравнения?
7. Задание на дом: № 164(г),165 (а), 166 (в), 167 (б)