Пояснительная записка
Элективный курс «Творчество русских поэтов и писателей в музыке» направлен на реализацию гуманизации образования. Актуальность введения данного элективного курса в общеобразовательной школе обусловлена необходимостью дальнейшего развития художественного восприятия искусства у учащихся старших классов. Именно в классических музыкальных произведениях, созданных композиторами под впечатлением шедевров русской литературы, заключен богатейший потенциал духовно-нравственного воспитания учащихся 10-11 классов, однако классические музыкальные произведения XIX века зачастую не только непонятны, но и неизвестны современным школьникам.
Настоящий элективный курс призван через диалог литературы и музыки, с помощью музыкально-зрительного ряда:
- создать реальные возможности осмысления старшеклассниками идей и проблем, заложенных в художественных текстах;
- обогатить содержательное наполнение учебного предмета «Литература»;
- способствовать формированию и развитию литературно-музыкальной компетенции учащихся.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
Учащиеся должны:
- понимать основные закономерности историко-культурного процесса XIX века;
- знать основные этапы творческой биографии великих русских писателей и композиторов, представлять своеобразие эволюции мировоззрения классиков русской литературы и музыки, отличать характерные особенности их методов, стилей;
- уметь определять роль и место каждого представителя литературы и музыки, включенных в элективный курс, в русской культуре XIX века;
- понимать особенности музыкальных произведений, созданных по мотивам и сюжетам классиков русской литературы;
- уметь оперировать при анализе ключевыми литературными и музыкальными понятиями, определениями и терминами.
Общий путь реализации курса: художественно-творческая, познавательная деятельность учащихся в ходе специальных занятий, формирующих их отношение к музыке и литературе в их взаимосвязи как к сложному и многогранному диалогу искусств, развивающему творческую мысль.
В основу элективного курса «Творчество русских поэтов и писателей в музыке» положен принцип историзма.
Программа представляет собой цикл занятий, рассчитанный на 24 ч. в 10 классе. Данный элективный курс может быть рекомендован учащимся любого профиля.
Учебно-тематический план
10 класс.
№ занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Краткое содержание темы. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
1 |
Введение. Цели и задачи курса «Музыка в жизни и творчестве русских поэтов и писателей ХIX вв.» |
Знакомство учащихся с содержанием элективного курса, задачами, стоящими перед ними, с пособиями для занятий, списком литературы для самостоятельного чтения. Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. Изобразительность в литературе и музыке. Особенности выражения чувств в литературе и музыке. Связь литературы с музыкой. Лирика родной природы в произведениях русских поэтов и композиторов XIX века. Чайковский П.И. «Времена года». |
2 |
1 |
Музыка в жизни и творчестве Пушкина. |
Первые музыкальные впечатления поэта. Музыкальность произведений А.С.Пушкина. Мир русской песни в стихотворениях поэта. |
3 |
1 |
Романсы М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина. |
М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки - оперной и симфонической. Первый «пушкинский» романс Глинки «Не пой, красавица, при мне…» Необычайная прозрачность и чистота мелодии. История появления стихотворения и романса «Я помню чудное мгновение». Романс «Я помню чудное мгновенье» - шедевр камерной лирики. Волнение, восторженность, красота и плавность мелодии. «Пушкинские» черты романсов Глинки. Светлый взгляд на жизнь, вера в непреходящую ее ценность. Гармоничное мировосприятие. |
4 |
1 |
Опера «Руслан и Людмила» - вершина «сотворчества» двух великих художников. |
Фольклорные традиции в русской литературе и музыке. «Мое игривое творение» (А.С.Пушкин). Реалистическая основа сказочных образов поэмы Пушкина в былинно-эпической опере Глинки. Глубина раскрытия образов героев средствами оперной драматургии. Музыкальная выразительность образов. Постижение характера героини посредством музыкальных изобразительных средств. Отражение как в поэме, так и в опере высоких этических идеалов русского народа, его вера в победу добра и справедливости, неиссякаемая любовь к родной земле. |
5 |
1 |
Драма А.С.Пушкина «Борис Годунов» и одноименная историко-трагическая опера М.П.Мусоргского |
М.П.Мусоргский – «Гоголь в музыке». История создания оперы «Борис Годунов». Опера «Борис Годунов» - вершина творчества Мусоргского и один из шедевров русской музыкальной классики. Образы Пимена и Бориса. Партия Бориса в исполнении Ф.Шаляпина. |
6-7 |
2 |
Пушкин и Даргомыжский. Романс А.С.Даргомыжского на текст пушкинского «19 октября 1827». Оперы А.С.Даргомыжского «Русалка» и «Каменный гость» на сюжеты драм А.С.Пушкина. |
Даргомыжский - «великий учитель музыкальной правды». Вокальная музыка А.С.Даргомыжского. Жанр и форма стихотворения А.С.Пушкина «19 октября 1827» и композиционные решения в вокальной миниатюре Даргомыжского. «Русалка» - первая русская опера в стиле психолого- бытовой музыкальной драмы. Опера Даргомыжского – протест композитора против социальной несправедливости, царящей в обществе. Первый опыт композитора над музыкальными претворениями речевой интонации в опере «Каменный гость». |
8-9 |
2 |
Пушкинские мотивы в творчестве Н.А.Римского-Корсакова. |
Неразрывность человеческой души с красотой природы. Романсы: «Пробуждение», «Редеет облаков летучая гряда», «Ненастный день потух». Ариозо для баса «Анчар» и «Пророк». Опера «Моцарт и Сальери». М.А.Врубель – художник-постановщик «Моцарта и Сальери» и «Сказки о царе Салтане».. Опера «Сказка о царе Салтане» - ярчайший пример неразрывного единства поэзии, живописи и музыки. Опера «Золотой петушок» - жесткая сатира на Россию «воевод», на невежественных царских советников, сатира на российский царизм. |
10 |
1 |
Поэзия А.С.Пушкина и П.И.Чайковский. Лирическая опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин». |
Краткий очерк жизни и творчества П.И.Чайковского. Пушкинские мотивы в творчестве П.И.Чайковского. История создания либретто оперы «Евгений Онегин». Жизненная правдивость и глубокое проникновение во внутренний мир пушкинских образов. Сцена письма Татьяны – одно из высочайших достижений мирового оперного искусства. Образы Татьяны, Ленского, Онегина. Глубина раскрытия образов героев средствами оперной драматургии. Напевность, лирическая задушевность музыки оперы. Фрагменты оперы «Евгений Онегин». Сцена письма. Объяснение Онегина с Татьяной. Ариозо Онегина. |
11 |
1 |
Опера П.И.Чайковского «Мазепа». |
Поэма А.С.Пушкина «Полтава». Личная драма Марии в центре событий оперы Чайковского. Столкновение Кочубея и Мазепы в опере – это не только конфликт между оскорбленным отцом и возлюбленным его дочери, но и остроконфликтная личная драма на широком историческом фоне. |
12 |
1 |
Психологическая опера П.И.Чайковского «Пиковая дама». |
Тема роковой власти денег в творчестве поэта и композитора. Сплетение и противоборство тем в развитии сюжета. |
13-14 |
2 |
А.С.Пушкин в творчестве С.В.Рахманинова |
Поэма А.С.Пушкина «Цыганы». Одноактная опера С.В. Рахманинова «Алеко», написанная на сюжет пушкинских «Цыган», - дипломная работа 18-летнего композитора. Маленькие трагедии Пушкина. Опера С.В.Рахманинова «Скупой рыцарь». Романсы С.В.Рахманинова "Не пой, красавица, при мне", "Муза", "Буря", "Арион". |
15-16 |
2 |
Музыка в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. |
Музыкальность поэзии Лермонтова. Музыкальное воплощение лирики. Лермонтов и Варламов. Романс «Парус». Богатство мыслей, переживаний, созвучных лермонтовскому произведению. Лермонтов и Даргомыжский. Романсы Даргомыжского «И скучно и грустно», «Ночевала тучка золотая». Проникновенный характер стихотворений и романсов. Приближенность вокального текста к речи. Поэмы Лермонтова в музыке. Опера Рубинштейна «Демон». Герой лермонтовской поэмы и оперный герой. Песенные эпизоды в поэме. |
17 |
1 |
Музыкальные страницы творчества Гоголя. |
Воздействие творчества Гоголя на развитие русской музыкальной культуры. Лиризм, юмор, поэтическая фантастика и песенная природа гоголевской прозы. Воздействие Гоголя на развитие национальной оперы. Комико-фантастическая опера П.И.Чайковского «Черевички». Невероятное событие в трех действиях "Женитьба" и комическая опера "Сорочинская ярмарка". Модеста Мусоргского. Воплощение национального характера гоголевских героев через народную песню. <Римский - Корсаков. «Майская, ночь», «Ночь перед Рождеством». Симфоническая картина «Заколдованное место». |
18 |
1 |
Романсовый мотив искушения в драме «Бесприданница». |
Ведущая роль музыкального начала в пьесе. Выявление значения роли музыки в пьесе - ключ к постижению проблематики произведения. Образ Ларисы Огудаловой. Музыка и поэзия - основные составляющие внутреннего мира героини. Музыка как спасение от пошлости провинциального существования и средство самовыражения, своего рода укрытие, помогающее сохранить душевное равновесие. Значение романса Глинки «Не искушай меня без нужды ...» в контексте второго действия драмы. Мотив искушения как лейтмотив пьесы. Сцена обеда у Карандышева. Пение Ларисы - кульминация драмы. Сопоставление текста романса в пьесе Островского и стихотворения Е. Баратынского «Разуверение». Лариса и Паратов. Искушение любовью. Психологический рисунок человеческих характеров. Лиризм, музыкальность - основные черты пьесы Островского. Музыкальный материал: Романс А. Гурилева «Матушка голубушка». Романс М. Глинки «Не искушай меня без нужды». Фрагмент оперы Дж. Мейербера «Роберт - Дьявол». Романс П.И. Чайковского «Нет, только тот, кто знал...» |
19-20 |
2 |
Музыка в жизни и творчестве Тургенева. |
Первые музыкальные впечатления И.С. Тургенева. Любимые композиторы. Моцарт и Бетховен. Знакомство с Полиной Виардо. Музыка в повседневной жизни. Музыка на страницах литературных произведений. Музыкальные страницы романа «Отцы и дети». Музыкальный материал: Шопен. Ноктюрн фа минор. Бетховен. «Аппассионата». Бетховен. Соната №7. Моцарт. Соната - фантазия до минор. Шуберт. Соната ля минор. Романс В.Абазы «Утро туманное». |
21 |
1 |
Музыкальное звучание лирики А.А.Фета. Поэт-музыкант. |
Музыкальное начало лирики А.А. Фета. Романсы Чайковского, Аренского, Рахманинова на стихи А. А. Фета. Различие между стихотворением и тем, как оно звучит в романсе. А. А. Фет и Метнер. Романсы Метнера на стихи Фета «Только встречу улыбку твою», «Шепот, робкое дыхание...», «Я пришел к тебе с приветом», «Я потрясен, когда кругом ...». Человеческий идеал мира, гармонии, поэтическое раскрытие красоты мира в стихотворениях и романсах. Музыкальный материал: Романсы Метнера на стихи Фета «Только встречу улыбку твою», «Шепот, робкое дыхание...», «Я пришел к тебе с приветом», «Я потрясен, когда кругом ...» |
22-23 |
2 |
Достоевский и музыка. |
Ранние музыкальные впечатления Достоевского. Творчество Достоевского 40-х годов. Влияние музыки Уле Булля, Генриха Эрнста, Ф. Листа, Г. Берлиоза на творчество Достоевского. Роман «Неточка Незнанова». Музыкальные образы романа. Музыка на страницах романа «Преступление и наказание». Звуки шарманки, песни пьяниц - неотъемлемая часть жизни нищего Петербурга. Связь музыки с внутренней жизнью героев. Трагическая кульминация «музыкальных» эпизодов в романе. Катерина Ивановна. Эпилог. Звуки вольной народной песни, их символический смысл. Музыкальный материал: Вивальди concerto in u minor for violm, string and bass, allegro. Скрябин. Прелюдия соч. 32 № 1. Шопен.Ноктюрн cis-moll до # минор. |
24 |
1 |
Чехов и музыка. |
Музыка в жизни Чехова. Чехов и Чайковский. Чехов и Рахманинов. Музыка в рассказах и повестях А.П. Чехова. «Рассказ неизвестного человека», «Степь», «После театра», «Моя жизнь». Связь чеховских героев посредством музыки с миром гармонии, поэзии, красоты. Музыка у Чехова драматурга. Музыкальный материал: Фрагменты оперы И.И. Чайковского «Иоланта». Романс П.И.Чайковского «Ночь». П. И. Чайковский «Времена года. Весна. Подснежник». Романс С.В.Рахманинова «Сирень». С.В. Рахманинов «Этюд-картина» для фортепиано cis-moll. |
Литература в помощь учителю и учащимся
- Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начало ХХ века. - Л.: Музыка, 1979.- 344 с.
- Васина-Гроссман В.А. Описание: Михаил Иванович Глинка. -М.: Музыка;, 1982. - 101с.
- Майкапар А. М.И.Глинка «Я помню чудное мгновенье…» //Искусство. Первое сентября.- № 15, 2006.
- Майкапар А. Музыкальные жанры: Опера //Искусство. Первое сентября.- № 2, 2009.
- Майкапар А. П.Чайковский. «Времена года»: Январь- декабрь // Искусство. Первое сентября.- № 9-15, 2007.
- Медушевский В. Суть музыки - устремленность к высшему смыслу жизни. // Искусство в школе.- №6, 2001.
- Пирязева Е. Литература и музыка – диалог искусств // Искусство. Первое сентября.- № 19, 2008.
- А.Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке. - Л.: Музыка, 1984.- 55 с.
- Соболева Г.Г. Русский романс. Знание ,1980-112с.
- Таршина Е. Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов // Искусство. Первое сентября.- № 23, 2006.
- Эйгес И.Р. Музыка в жизни и творчестве Лермонтова / «Лит. наследство» т. 4 5 -4 6 . - М., 1988.- 511 с.