Задачи урока:
1. Обучающие:
- Рассмотреть приемы решения логарифмических уравнений и неравенств.
- Разобрать примеры из частей А,В и С вариантов ЕГЭ.
2. Развивающие:
- Развитие монологической речи учащихся.
- Формирование умения обобщать, систематизировать.
- Развитие навыков самоконтроля.
3. Воспитательные:
- Воспитание умения слушать.
- Воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов при решении логарифмических уравнений, умения работать в парах.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Рассмотреть основные виды логарифмических уравнений.
3. Решение логарифмических уравнений различных видов.
4. Решение логарифмических неравенств.
5. Решение заданий из части А, части В и части С из ЕГЭ.
6. Подведение итогов урока.
I. Объяснение нового материала (теория)
Уравнения
Уравнения вида logax = b, где x > 0, а > 0 и а ≠ 1 называются логарифмическими.
После нахождения корней логарифмического уравнения необходимо проверить условие: подлогарифмическое выражение должно быть > 0.
Основные виды логарифмических уравнений.
1) Простейшие логарифмические уравнения: logax = b. Решение данного вида уравнений следует из определения логарифма, т.е. х = аb и х > 0
2) Уравнения вида logax = logaу. Т.к. основания одинаковые, то приравниваем подлогарифмические выражения:
3) Уравнения квадратного вида log2ax + logax + c = 0. Уравнения решаются способом введения новой переменной и переходом к обычному квадратному уравнению.
4) Уравнения вида ax=b. Решаются логарифмированием обеих частей по основанию а.
5) Уравнения, которые, используя свойства логарифмов, можно привести к простейшим.
Пример 1
Пример 2
Пример 3
Пример 4
Пример 5
Пример 6
Пример 7
Пример 8
Неравенства
Если а > 1, то функция у = logax возрастает на всей своей области определения. Если же 0 < а < 1, то у = logax убывает на D(y). Это свойство функции используется при решении неравенств.
Пример 9
Пример 10
II. Объяснение нового материала (практика)
Задания из вариантов ЕГЭ
Часть А
Часть B
Часть C
Часть A
1)
2)
3)
4)
5)
Часть B
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Часть С
1)
Сумма двух неотрицательных выражений равна нулю, если каждое из выражений равно нулю. Приравняем первое выражение к нулю, решим логарифмическое уравнение и его корни подставим во второе выражение для проверки.
2)
3)