Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, навыков, умений (ЗУН).
Цели урока:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: актуализировать знания и умения учащихся по теме; научить выделять главное в понятии тип химической реакции, тип химической связи, тип кристаллической решетки; обратить внимание учащихся на расстановку коэффициентов в уравнении и составление уравнений окислительно-восстановительных реакций; обобщить знания о составе микромира: атом, атомное ядро.
- РАЗВИВАЮЩАЯ: формировать умение сравнивать, переходить от частного к общему; оперировать понятиями, изученными ранее.
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: убедить в необходимости умения сопоставлять химические реакции по существенным признакам; знание правил ТБ; формирование умений наблюдать; анализировать опыты, делать выводы.
Методы:
- фронтальная и индивидуальная формы оценки знаний с использованием игровой ситуации;
- решение практических задач
- беседа в сочетании с самостоятельной работой, демонстрационный эксперимент.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point (Приложение 1), таблицы кристаллических решеток, реактивы KMnO4, CuO, H2SO4, Fe, лучинка, штатив, пробирки, спиртовка, газоотводная трубка, спички.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний и умений ( этап-путешествие)
1) Сообщение темы и цели урока (Приложение 1)
Итак, ребята мы с вами приплыли к экватору, который отделяет органическое полушарие от неорганического. В течение полутора лет мы путешествовали по неорганической химии, побывали на материках атом и простое вещество, бороздили океан, характеризующий свойства неорганических веществ. И прежде чем пересечь экватор вы должны доказать, как хорошо вы знаете неорганическую химию.
Вопросы к учащимся:
- Что изучает неорганическая химия?
- Из чего состоят вещества?
- А молекулы?
2) Поэтому наша первая остановка на материке «Атом». Пойти к доске составить схему строения атома, электронную и графическую формулы, для элементов название, которых вы узнаете, отгадав загадки.
Тот элемент в печной трубе
Находим в виде сажи.
И в простом карандаше
Его встречаем даже.
Где б ни встречался он в природе
Но, сгорая, всякий раз
Он образует тут же газ
Здесь речь идет об……..(углероде)Электрон на внешнем слое
Еле держится у него,
И себя не беспокоя,
Отдает его тотчас,
Его ножом разрезать можно,
И расплавить ерунда,
Будьте с ним вы осторожны,
Пригодится вам тогда! (натрий)
На данных примерах мы с вами видим, что одни элементы имеют малое количество электронов на внешнем уровне и легко отдают их, проявляя + степень окисления. Другие же могут и отдавать и принимать электроны, проявляя + и – степень окисления. Поэтому все химические элементы условно разделили на две большие группы. Какие?
3) Отличие металлов от неметаллов заключается не только в строении атома, но и в строении простого вещества. И наша следующая остановка на материке «Простое вещество».
Вопросы к учащимся:
- Какие вещества называются простыми?
- Какой тип связи характерен для металлов и неметаллов?
- Какой тип кристаллической решетки у металлов и неметаллов?
А) Кто пойдет к магнитной доске и соберет электронные и структурные формулы молекул водорода, кислорода и азота?
Б) Определите по рисункам тип кристаллической решетки?
4) Но не все металлы или неметаллы встречаются в природе в чистом виде, большинство из них образуют различные соединения, из которых можно их получить. Мы как раз сейчас огибаем полуостров «Получение веществ».
А) Демонстрация опытов получения кислорода и меди (ученики)
Б) Составить уравнения реакций демонстрируемых опытов (для реакций обмена составить полное и сокращенное ионное уравнения, а для ОВР указать окислитель и восстановитель)
5)Чтобы попасть на остров «Соединения веществ», нужно переплыть океан под названием «Свойства».
А) На доске заполнить таблицу «Сравнительные физические свойства металлов и неметаллов»
Физические свойства |
Металлы |
Неметаллы |
1. агрегатное состояние |
|
|
2. блеск |
|
|
3. электро и теплопроводность |
|
|
4. ковкость, пластичность |
|
|
Б) Работа по карточкам( закончить уравнения реакций, указать окислитель и восстановитель)
Zn + HCl= Mg + CO2 = C + O2 =
S + KClO3 = C + Al = Ca + H2O =
6) Наша конечная остановка остров «Соединения веществ». Здесь также мы можем найти отличия металлов от неметаллов.
Вопросы к учащимся:
- Какие классы соединений вы знаете?
- Какие оксиды образуют металлы и неметаллы?
Задание:
- Осуществить цепочку превращений и дать названия веществам.
III. Закрепление
Итак, наше плавание подходит к концу, и в заключение заполним сравнительную таблицу металлов и неметаллов
Характеристика |
Металлы |
Неметаллы |
Количество в периодической системе |
|
|
Количество электронов на последнем энергетическом уровне |
|
|
Степень окисления |
|
|
Окислительно-восстановительные свойства |
|
|
Тип химической связи |
|
|
Тип кристаллической решетки |
|
|
Оксиды |
|
|
Самостоятельная работа ( выполнить тест на компьютере)
1. Неметалл это:
а) SO3
б) C
в)Na
г)LiJ
2. Атом углерода имеет электронную конфигурацию последнего энергетического уровня
а) 3s23p2
б)3s23p3
в)4s2
г)2s22p2
3. В молекуле кислорода связь
а) ионная
б) двойная
в)ковалентная неполярная
г) тройная
4. У алмаза тип кристаллической решетки
а) ионная
б) молекулярная
в) атомная
г) металлическая
5. Сумма коэффициэнтов в уравнении полной диссоциации серной кислоты равна
а) 3
б) 4
в) 5
г) 6
6. Основной оксид это:
а) Na2O
б) P2O5
в) CO
г) Al2O3
7. Кислота это:
а) Zn(OH)2
б)KOH
в) KHCO3
г)HCl
8. Какая кислота не будет диссоциировать
а) HCl
б) H2SO4
в) HNO3
г)H2CO3
9. Какой газ выделяется при взаимодействии меди с конц серной кислотой
а) H2
б)SO
в)SO2
г)H2S
10. Атом меди имеет электронную конфигурацию:
а) 3s23p5
б) 2s1
в) 3d104s1
г)3s1
IV. Итоги урока ( выставление оценок)
V. Домашнее задание
Повторить тему: «Подгруппа углерода и его соединения»