Урок русского языка в 1-м классе по теме "Знакомство с правописанием сочетаний ЖИ и ШИ"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  1. Познакомить с правилами правописания жи-ши, закрепить умение использовать правило жи-ши при письме; расширить кругозор, ввести в активный словарь слова на тему мореплавания.
  2. Развивать памяти, логического мышления, орфографической зоркости.
  3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность.

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска

ХОД УРОКА

Слайд № 1 (Приложение 1)

1. Оргмомент

- Сегодня на уроке у нас гости. А в гости любят ходить к хорошим и добрым людям. Постараемся доказать это своей работой на уроке.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь оценку «5».

- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками; умными собеседниками, внимательными слушателями.

- Вспомнить правило посадки. Обратить внимание на слово «классная».-

- Ребята, сегодня мы отправляемся в плавание, во время которого познакомимся с одним из правил русского языка. Вам интересно с каким?

- Да.

- Тогда скорее в путь! Нас ждут три интересных острова. Там живут слова, которые нуждаются в нашей помощи.

2. Чистописание

(Разминка)

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой,
Этот пальчик для того, чтоб показывать его,
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине,
Этот пальчик безымянный избалованный он самый,
Этот пальчик хоть и мал, но он ловок и удал.

- Дети, что изображено на плакате?

- Волны.

- Изобразите волны жестами.

- А теперь давайте нарисуем волны, по которым сегодня отправимся в путь.

- Давайте пропишем размером с рабочую строку волнообразный узор. На что похожа волна?

- На букву Л.

- А теперь отправимся странствовать по реке, отгадайте на каком средстве передвижения по воде? Оно как раз начинается на букву «Л».

- Это лодка. (Слайд № 2)

- Объясните, что такое лодка?

- Средство передвижения по воде, по-другому называется судно.

- Это судно, которое движется по воде. Что перевозят на лодке?

- На лодке перевозят людей и небольшие грузы.

- Какие вы еще знаете суда?

- Плот, шлюпка, теплоход, баржа.

- Посмотрите на экран, какие бывают еще названия судов. Они ждут нас, но на каждое судно пробрались буквы, одна их них лишняя. Догадайтесь, какая.

Слайд №3

Ледокол

Он способен колоть лед, прокладывать путь другим

Слайд №4

Пароход

На нем люди летом совершают экскурсии, прогулки по водоему

Слайд №5

Байдарка

Маленькое судно, на нем удобно ловить рыбу

Слайд №6

Катамаран

Летом на нашей реке Битюг люди совершают прогулки на катамаране

3. Работа по теме урока

- Посмотрите, на реке появились новые суда. Это шлюпки. В них находится по одной букве. А на берегу ждут буквы – пассажиры. Догадайтесь, в какую шлюпку может сесть каждая буква?

- В шлюпку с буквой «Б» можно посадить букву «П».

- Почему?

- Потому что они парные согласные по глухости и звонкости.

Аналогично с остальными буквами.

- Обратите внимание на буквы «Ж» и «Ш». Чем эта пара согласных отличается от других? Эти буквы обозначают по одному твердому звуку. Давайте попробуем составить с этими согласными слоги-слияния. Что получилось?

- Ша-жа, же-ше, жу-шу, жо-шо.

- Подставляем букву «Ы». Почему такая необычная карточка? Прочитаем слог с этой буквой. Что же за необычный слог?  Почему он никак не получается? В чем секрет?

- Звуки Ж и Ш – всегда твердые, вместо звука [И] произносится [Ы], а пишется И.

- Запишем в тетради: ЖА-ША, ЖЕ-ШЕ, ЖУ-ШУ, ЖО-ШО,   ЖИ-ШИ.

- Вот мы и познакомились с одним из правил русского языка.    Оно звучит так:

ЖИ-ШИ пиши с И.

- Тема: «Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ.»

Слайд № 7

- А теперь, зная правило, отправляемся в гости к словам, которые живут на 1 острове. Это слова с сочетаниями ЖИ-ШИ в начале слова. Какие это слова?

- Шить, жир, шина, жираф (называют дети).

Слайд № 8

Дети читают и записывают слова, подчеркните ЖИ-ШИ.

Животное, жизнь, шило, шил, жил.

- Наши лодки отправляются ко 2 острову. На нем живут слова, из середины которых выпали слоги ЖИ и ШИ. Слова просят помочь им.

Слайд № 9

ма__на          горо__нка

но___к                о__бка

пру___на          ков___к

Проверка

Слайд № 10

машина          горошинка

ножик                ошибка

пружина          ковшик

Сильные ученики вставляют пропущенный слог.

Средние – работают в книге.

Слабые списывают с карточек, подчеркивая слова.

Физкультминутка

Ветер по морю гуляет (над головой ветер)
И кораблик подгоняет. (как дует ветер)
Он бежит себе в волнах (бег шажками на месте)
На раздутых парусах. (разгребая волны руками)

- Побегайте пальчиками по парте.

- Поднимите руки вверх, вдох.

- Опустите руки вниз, выдох.

4. Продолжение работы по теме урока

- Ребята, где стояли сочетания ЖИ-ШИ на 1 острове?

- Слоги ЖИ-ШИ стояли в начале.

- А на 2-ом острове?

- В средине слова.

- Догадайтесь, где будут стоять сочетания ЖИ-ШИ на третьем острове?

- В конце слова.

- Подсказкой нам будут иллюстрации.

ландыш

мышь 

нож

лыжа

- Назовите предметы. Сколько они обозначают предметов один или множество? Давайте изменим их, чтобы они обозначали много предметов. Какие это слова?

Письмо учащегося на доске, дети в тетради: ландыш-ландыши, мышь-мыши, нож-ножи, лыжа-лыжи.

5. Закрепление изученного

- А теперь в конце нашего путешествия я хочу вам подарить каждому на память нарисованный корабль.

- На нем не хватает некоторых слов. Какого догадаетесь сами.

По дороге едут …

В лесу растут душистые …

Вокруг озера растут…

В густой траве шипят …

- Но не забудьте, что в ваших предложениях не хватает слова с сочетаниями ЖИ-ШИ. Запишите предложение. Подчеркните главные члены предложения.

- Несколько проверим (если есть время)

6. Итог урока

Существуют примеры запоминания этого правила

Слайд № 11

ЖИ-ШИ, ЖИ-ШИ.

С буквой И всегда пиши.

Слайд № 12

Знаем твердо: ЖИ-ШИ,

Пишем только с буквой И.

- Что интересного?

- Мы узнали много слов на тему мореплавания.

- Спасибо за совместную работу. До следующего плавания.