ЦЕЛИ:
- Познакомить с правилами правописания жи-ши, закрепить умение использовать правило жи-ши при письме; расширить кругозор, ввести в активный словарь слова на тему мореплавания.
- Развивать памяти, логического мышления, орфографической зоркости.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность.
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска
ХОД УРОКА
Слайд № 1 (Приложение 1)
1. Оргмомент
- Сегодня на уроке у нас гости. А в гости любят ходить к хорошим и добрым людям. Постараемся доказать это своей работой на уроке.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь оценку «5».
- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками; умными собеседниками, внимательными слушателями.
- Вспомнить правило посадки. Обратить внимание на слово «классная».-
- Ребята, сегодня мы отправляемся в плавание, во время которого познакомимся с одним из правил русского языка. Вам интересно с каким?
- Да.
- Тогда скорее в путь! Нас ждут три интересных острова. Там живут слова, которые нуждаются в нашей помощи.
2. Чистописание
(Разминка)
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой,
Этот пальчик для того, чтоб показывать его,
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине,
Этот пальчик безымянный избалованный он самый,
Этот пальчик хоть и мал, но он ловок и удал.
- Дети, что изображено на плакате?
- Волны.
- Изобразите волны жестами.
- А теперь давайте нарисуем волны, по которым сегодня отправимся в путь.
- Давайте пропишем размером с рабочую строку волнообразный узор. На что похожа волна?
- На букву Л.
- А теперь отправимся странствовать по реке, отгадайте на каком средстве передвижения по воде? Оно как раз начинается на букву «Л».
- Это лодка. (Слайд № 2)
- Объясните, что такое лодка?
- Средство передвижения по воде, по-другому называется судно.
- Это судно, которое движется по воде. Что перевозят на лодке?
- На лодке перевозят людей и небольшие грузы.
- Какие вы еще знаете суда?
- Плот, шлюпка, теплоход, баржа.
- Посмотрите на экран, какие бывают еще названия судов. Они ждут нас, но на каждое судно пробрались буквы, одна их них лишняя. Догадайтесь, какая.
Слайд №3
Ледокол
Он способен колоть лед, прокладывать путь другим
Слайд №4
Пароход
На нем люди летом совершают экскурсии, прогулки по водоему
Слайд №5
Байдарка
Маленькое судно, на нем удобно ловить рыбу
Слайд №6
Катамаран
Летом на нашей реке Битюг люди совершают прогулки на катамаране
3. Работа по теме урока
- Посмотрите, на реке появились новые суда. Это шлюпки. В них находится по одной букве. А на берегу ждут буквы – пассажиры. Догадайтесь, в какую шлюпку может сесть каждая буква?
- В шлюпку с буквой «Б» можно посадить букву «П».
- Почему?
- Потому что они парные согласные по глухости и звонкости.
Аналогично с остальными буквами.
- Обратите внимание на буквы «Ж» и «Ш». Чем эта пара согласных отличается от других? Эти буквы обозначают по одному твердому звуку. Давайте попробуем составить с этими согласными слоги-слияния. Что получилось?
- Ша-жа, же-ше, жу-шу, жо-шо.
- Подставляем букву «Ы». Почему такая необычная карточка? Прочитаем слог с этой буквой. Что же за необычный слог? Почему он никак не получается? В чем секрет?
- Звуки Ж и Ш – всегда твердые, вместо звука [И] произносится [Ы], а пишется И.
- Запишем в тетради: ЖА-ША, ЖЕ-ШЕ, ЖУ-ШУ, ЖО-ШО, ЖИ-ШИ.
- Вот мы и познакомились с одним из правил русского языка. Оно звучит так:
ЖИ-ШИ пиши с И.
- Тема: «Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ.»
Слайд № 7
- А теперь, зная правило, отправляемся в гости к словам, которые живут на 1 острове. Это слова с сочетаниями ЖИ-ШИ в начале слова. Какие это слова?
- Шить, жир, шина, жираф (называют дети).
Слайд № 8
Дети читают и записывают слова, подчеркните ЖИ-ШИ.
Животное, жизнь, шило, шил, жил.
- Наши лодки отправляются ко 2 острову. На нем живут слова, из середины которых выпали слоги ЖИ и ШИ. Слова просят помочь им.
Слайд № 9
ма__на горо__нка
но___к о__бка
пру___на ков___к
Проверка
Слайд № 10
машина горошинка
ножик ошибка
пружина ковшик
Сильные ученики вставляют пропущенный слог.
Средние – работают в книге.
Слабые списывают с карточек, подчеркивая слова.
Физкультминутка
Ветер по морю гуляет (над головой ветер)
И кораблик подгоняет. (как дует ветер)
Он бежит себе в волнах (бег шажками на месте)
На раздутых парусах. (разгребая волны руками)
- Побегайте пальчиками по парте.
- Поднимите руки вверх, вдох.
- Опустите руки вниз, выдох.
4. Продолжение работы по теме урока
- Ребята, где стояли сочетания ЖИ-ШИ на 1 острове?
- Слоги ЖИ-ШИ стояли в начале.
- А на 2-ом острове?
- В средине слова.
- Догадайтесь, где будут стоять сочетания ЖИ-ШИ на третьем острове?
- В конце слова.
- Подсказкой нам будут иллюстрации.
ландыш |
мышь |
нож |
лыжа |
- Назовите предметы. Сколько они обозначают предметов один или множество? Давайте изменим их, чтобы они обозначали много предметов. Какие это слова?
Письмо учащегося на доске, дети в тетради: ландыш-ландыши, мышь-мыши, нож-ножи, лыжа-лыжи.
5. Закрепление изученного
- А теперь в конце нашего путешествия я хочу вам подарить каждому на память нарисованный корабль.
- На нем не хватает некоторых слов. Какого догадаетесь сами.
По дороге едут …
В лесу растут душистые …
Вокруг озера растут…
В густой траве шипят …
- Но не забудьте, что в ваших предложениях не хватает слова с сочетаниями ЖИ-ШИ. Запишите предложение. Подчеркните главные члены предложения.
- Несколько проверим (если есть время)
6. Итог урока
Существуют примеры запоминания этого правила
Слайд № 11
ЖИ-ШИ, ЖИ-ШИ.
С буквой И всегда пиши.
Слайд № 12
Знаем твердо: ЖИ-ШИ,
Пишем только с буквой И.
- Что интересного?
- Мы узнали много слов на тему мореплавания.
- Спасибо за совместную работу. До следующего плавания.