В приложении к данной работе представлена методическая разработка первого урока по страноведению: «Англоязычные страны» на английском языке с применением коммуникативных, проектных и игровых технологий, а также с использованием ИКТ и интерактивной доски. (Приложение №1)
Второй урок изучения темы в курсе «Страноведение» - «Великобритания», третий урок – «Достопримечательности Лондона» и завершающий – урок контроля полученных знаний в форме командной игры образуют вводный миникурс по страноведению и также предложены к ознакомлению на сайте «1 Сентября – открытый урок». Предлагаемые уроки направлены на формирование новых знаний о стране изучаемого языка.
Пояснительная записка
Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время актуальна. Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.
Задачи страноведения как составной части курса
Формирование представления о мире как о едином пространстве во всем многообразии национальных культур, где английский язык выступает в роли основного средства международного общения.
Воспитание толерантного мышления, культуры взаимодействия, понимания общности задач в гуманитарной области и в деле сохранения окружающей среды.
Обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитие творческих способностей учащихся на основе проектной методики.
Формирование навыков редактирования и оформления различных видов письменных работ (обзоров, рефератов, статей), в том числе с использованием компьютерных технологий.
Формирование риторических навыков (письменных и устных).
Содержание курса страноведения
История, культура, литература, национальные традиции, система образования, социальное устройство, экономика стран изучаемого языка.
Молодежная культура, средства массовой информации, общественные движения.
Межкультурные связи России со странами изучаемого языка (в историческом и современном контексте).
Лингвострановедение. Социокультурные различия.
Структура
Модуль 1. Лекции
Содержание. Краткие сведения по истории, социальному устройству, национальным традициям стран изучаемого языка. В лекционной части используются видеоматериалы, красочные плакаты.
Модуль 2. Практические занятия
Содержание. Подготовка учащимися проектов (рефератов) с их последующей публичной презентацией и обсуждением в классе. Презентация может сопровождаться демонстрацией самостоятельно изготовленных плакатов, исполнением песен, викторинами, скетчами.
В ходе проведения практических занятий студенты овладевают навыками поиска и обработки информации, публичных выступлений и ведения дискуссий.
Проектная методика
Работа над проектами предполагает использование всех приобретенных коммуникативных навыков для реализации конкретного проекта.
Работа над проектом состоит из следующих этапов:
- Информационный поиск. Учащиеся самостоятельно отбирают информацию по заданной теме, пользуясь различными источниками: книгами, газетами и журналами, материалами радио- и телепередач, фильмами;
- Обзор материалов. Учащиеся готовят обобщающие обзоры отобранных материалов, пишут на их основе собственные работы (статьи, очерки, рецензии, рефераты);
- Подготовка проекта. Учащиеся готовят для презентации проекты. Формат проектов выбирается самостоятельно. Это могут быть видеофильмы, плакаты, пьесы, сценарии тематического праздника, сообщения, вопросы для дальнейшей дискуссии;
- Презентация проекта. Форма публичной презентации проектов выбирается учащимися самостоятельно: тематический праздник, показ видеофильма, презентация реферата, проиллюстрированная самостоятельно изготовленными плакатами, с последующим обсуждением в классе; постановка пьесы или скетча; музыкальное шоу; издание журнала или газеты; выступление с сообщением.
Характеристика субъекта педагогической деятельности
Каждый учитель мечтает приобщить своих учащихся к изучению своего предмета, хочет видеть их более развитыми, любознательными. Все хорошо знают, как непросто воспитать у учащегося потребность изучать, убедить каждого ученика в том, что ему нужно знать предмет и поддерживать интерес к нему. Проблема поддержания интереса к предмету волнует и меня. Чтобы поддерживать и мотивировать учащихся на его изучение, я считаю недостаточным использование только учебных материалов, предусмотренных программой. Поэтому я пытаюсь выйти за её рамки и использовать в своей педагогической деятельности накопленные другими педагогами методические приёмы. Данный урок построен в соответствии с программными требованиями к учащимся средней школы, изучающим иностранный язык с 5 класса. Также был учтен принцип комплексности, который предполагает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности: отобранный речевой материал усваивается и в чтении, и в аудировании, и в говорении, и в письме (что и было показано на уроке). Кроме того, учитывались психологические и учебные особенности учащихся данной группы.
В данной группе 12 человек:
- 6 класс 3 человека из этой группы закончили на «3», 6 человек из этой группы закончили на «4», 3 человека – на «5», по предварительной аттестации за I четверть текущего учебного года эти данные сохраняются;
- по типу ведущей репрезентативной системы учащиеся данной группы примерно делятся на: “кинестетиков” – 25% (3 чел.), “визуалов” – 50% (6 чел.), “аудиалов” – 25% (3 чел.).
Личные наблюдения за поведением учащихся на уроке, индивидуальные занятия, беседы с ребятами и их родителями, постоянные контакты с классным руководителем позволили мне составить следующую характеристику класса: по своему развитию класс условно можно разделить на 3 группы.
I группа:
Ученики с высокими учебными возможностями, проявляющими большой интерес к работе с источниками знаний. Проявляют активность, самостоятельность, целенаправленность в познавательной и социальной деятельности. Имеют большой потенциал к усвоению материала. Дети имеют прочные знания по данному предмету. Есть способность к абстрактному мышлению; обладают устойчивым концентрированным вниманием, хорошо развиты все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная, логическая. Хорошо развита речь. С большим интересом ребята относятся к творческим заданиям, настойчивы в достижении цели; с удовольствием выполняют нестандартные задания и задания повышенной трудности.
Для I группы поставлены следующие задачи:
1. Развитие творческого подхода к выполнению поставленной цели.
2. Повышение и поддерживание интереса к предмету.
3. Научиться преодолевать трудности при выполнении заданий.
II группа:
Дети со средними учебными возможностями. Хорошо развиты мышление, осведомлённость, аналогия, классификация, ниже среднего – обобщение. Умеют планировать учебную деятельность. Используют дополнительные источники знаний, но нуждаются в корректировочной деятельности учителя и периодическом контроле. Порою не хватает трудолюбия, силы воли, терпения, настойчивости в достижении глубоких знаний основ науки. Ошибки исправляют по указке учителя. Развита наглядно-образная память. Контролируют своё поведение, адекватно воспринимают замечания учителя. Страдают отсутствием концентрации внимания. Речь чаще всего монологична. Особого интереса к заданиям повышенной сложности не проявляют. Упражнения выполняют по аналогии.
Для II группы поставлены следующие задачи:
1. Активизировать на уроке мыслительную деятельность.
2. Повысить интерес к предмету.
III группа:
Дети слабо воспринимают учебный материал. Без учителя работать не могут. Отвлекаются, на уроках недисциплинированны; не умеют контролировать своё поведение; требуется дополнительный контроль со стороны учителя. Не умеют абстрагироваться, вызывает затруднение анализ нового материала. Плохо развиты память и мышление. Не интересуются дополнительными источниками знаний. Упражнения выполняют по образцу, с творческими заданиями не справляются. Мотивация очень слабая. Учат правила, но часто смысла не понимают, поэтому есть затруднения в их применении на практике.
Для III группы поставлены следующие задачи:
1. Организовать индивидуальный подход.
2. Довести до осознанного уровня понимания учебного материала
3. Стараться вызвать интерес к предмету.
4. Научить применять грамматические правила и структурные клише при выполнении заданий.
Поэтому при подготовке данных уроков был выделен личностно-ориентированный и разно-уровневый подход (представлены задания разного типа, ориентированные на разный уровень восприимчивости и разный тип репрезентативности). Применение игровых и коммуникативных технологий позволяет повысить активность ребенка в процессе обучения и мотивировать учащихся на его изучение.
Кроме того, хотелось бы ответить, что данный этап изучения иностранного языка характеризуется появлением стремления к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес. В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большое значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения ИЯ (в том числе информационных). Поэтому мною была выбрана форма работы по представлению нового материала с последующим закреплением этого материала с применением интерактивных информационных технологий. Домашнее задание ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся на основе проектной методики, обеспечивающей перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень.
Темы, задачи, типы и формы уроков
Тема: Страноведение. Англоязычные страны. Великобритания. Лондон.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Типы уроков: урок формирования новых знаний. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения; применяются разнообразные источники приобретения знаний (карты, энциклопедии, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные средства, интернет и др). Используются разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная.
Формы уроков: урок – представления новых знаний, урок – путешествие, урок - экскурсия.
Конспекты уроков: Англоязычные страны. Великобритания. Лондон. Контрольный урок.
Английский язык, 7 класс, учебник «Английский в фокусе», В. Эванс.
Цели:
учебный аспект
- реализация приобретенных знаний
- развитие всех видов речевой деятельности;
- знакомство с новым страноведческим материалом;
- формирование лексических навыков говорения;
- развитие умения понимать на слух с целью извлечения информации;
воспитательный аспект
- воспитание чувства толерантности;
- умение работать в команде, помогать друг другу;
познавательный аспект
- развитие социокультурной компетенции через знакомство учащихся с культурой страны изучаемого языка;
развивающий аспект
- развитие памяти;
- умение работать с картой.
Задачи:
Образовательные:
1) активизировать ранее изученные ЛЕ по теме;
2) познакомить, дать представление о стране изучаемого языка;
3) совершенствовать произносительные навыки учащихся;
4) совершенствовать навыки аудирования;
5) обучить учащихся правильному говорению по теме с использованием ЛЕ, речевых и грамматических структур;
6) научить чтению и анализу карт, схем;
7) активизировать познавательную активность.
Развивающие:
1) развивать коммуникабельные способности учащихся;
2) развивать умение выделять главное;
3) формировать умение работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.
Воспитательные:
1) развивать культуру речи, взаимоотношения, речевой этикет;
2) привить интерес к культуре, традициям, достопримечательностям англоязычных стран; воспитывать уважение, понимание и толерантность к другой культуре;
3) привить умение работать в коллективе (группе).
План уроков
1. Организационный момент. Постановка целей.
2. Актуализация знаний
- Фонетическая разминка.
3. Введение знаний
- Англоязычные страны
- Великобритания (страноведческие тексты с аудио- и видео- сопровождением);
- Достопримечательности Лондона (страноведческие тексты с аудио- и видео- сопровождением).
4. Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний
- Вопросы-ответы
- Речевые упражнения
- Игра-викторина
5. Подведение итогов
6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению
Оборудование: карта Великобритании, флаг королевства, карта Лондона, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивный экран, магнитофон, презентации в PowerPoint по темам “English-speaking countries”, “The UK”, “London sightseeing”, тестовый материал в формате HTML для выполнения заданий типа “drag & drop” и “multiple choice”, развивающие игры в формате SWF, карточки c текстами для выполнения заданий «Тур по Лондону», раздаточные брошюры для закрепления пройденного материала и раздаточные брошюры с дополнительными заданиями.
Знакомство с новым материалом и его закрепление проводится с использованием презентации в формате Power Point и HTML, что наглядно позволяет получить представление и закрепить страноведческие знания учащихся, совершить заочное путешествие по Великобритании и Лондону. Все материалы также представлены в печатном варианте в виде брошюр для дальнейшего знакомства, изучения и закрепления материала.
Выбор содержания, методов, средств, форм обучения
На уроке использовала следующие методы мотивации усвоения знаний:
- Эмоциональные:
- поощрение;
- создание наглядно-образных представлений;
- стимулирование и оценивание.
- Познавательные:
- пробуждение познавательного интереса;
- выполнение творческих заданий.
- Социальные:
- создание ситуации взаимопомощи.
Методы организации восприятия и применения знаний:
- Персептивные (по способу передачи и восприятия учебной информации):
- словесные (10-30% усвоения) – рассказ, беседа, диалог;
- наглядные (50% усвоения) – графические, символические демонстрации;
- практические (90% усвоения) – упражнения на применение знаний.
- Логические (по организации мыслительной деятельности):
- выделение главного;
- обобщение.
- Гностические (по характеру познавательной деятельности):
- Объяснительно-иллюстративные.
- Самоуправление учебно-познавательной деятельностью (по степени самоуправления):
- работа под руководством учителя;
- оказание дозированной помощи (опора на наглядность, алгоритм).
Методы контроля и оценки знаний:
- экспертный контроль – устный;
- самостоятельный контроль: проверка с помощью компьютера, аудиозаписи.
Методы обучения учащихся:
- Объяснительно-иллюстративные: беседа с опорой на наглядность.
- Репродуктивные:
- работа с книгой;
- опора на клише;
- выполнение задания на обобщение.
Выводы:
Ценность данной работы в «преемственности поколений». Учащиеся гимназии № 43 активно и с интересом разрабатывают творческие проекты, которые находят дальнейшее практическое применение на уроках английского языка и в воспитательных мероприятиях. Таким образом, изучая данную тему с помощью интерактивной презентации подготовленной предшествующим классом, ребята учатся создавать аналогичные проекты, тем самым увеличивая базу мультимедийных пособий кабинета английского языка. С другой стороны, создавая полноценный учебный материал, ребята обучаются в игровой и развлекательной форме.
При использовании в учебном процессе проектной методики решаются важные дидактические задачи:
- занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;
- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников;
- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;
- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта.
PS
К сожалению, ввиду того, что объем представления материалов ограничен, пришлось вынужденно удалить аудиозаписи из презентации, сократить объем презентаций и уменьшить количество дополнительных упражнений на закрепление материала.