Урок "Февральская революция"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • по презентации определить причины революции,
  • на основе текстов почувствовать особенности эпохи,
  • показать своеобразие и противоречия в развитии политических процессов,
  • дать оценку событиям насколько оправданным бывает революционный путь развития страны.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  • раздаточный материал,
  • мультимедийная презентация.

План урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала

1. Определение причин революции

2. Время открытой борьбы

3. Характер и итоги революции

4. Деятельность новой власти

5. Кризис власти

Список использованной литературы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания:

1. Как изменилась обстановка в стране в результате участия Российской империи в первой мировой войне?

2. Каковы итоги революции 1905-1907гг.?

II. Изучение нового материала

Учитель. Россия на рубеже 1916 и 1917гг.находилась в тяжелом положении. Война истощала силы страны и подрывала ее хозяйство. Военные неудачи и прочие беды государства объясняли неспособностью императора Николая II руководить огромной державой. На заводах и в деревнях разрастаются протестные выступления людей, требующих улучшения своего материального положения. Либеральная и социалистическая оппозиция делает ставку на ограничение самодержавия или его полное свержение.

Задание 1. Определите причины Февральской революции. (Приложение. Слайд № 1-5)

Вариант записи.

  • усталость населения от войны;
  • ухудшение материального положения народа, повышение цен на продукты питания, гигантские очереди за хлебом;
  • в армии зрело недовольство высшим военным руководством;
  • правительство теряло контроль над ситуацией в стране.

В России сложились объективные условия для свержения царизма.

Задание 2. Работа с документами.

5. Из показаний последнего царского министра внутренних дел А.Д. Протопопова Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства (о положении в стране в конце 1916 г. – начале 1917 г.)

Финансы расстроены. Товарообмен нарушен… Пути сообщения в полном расстройстве, что чрезвычайно осложнило экономическое и военное положение. Двоевластие (Ставка и министерство) на железных дорогах привело к ужасающим беспорядкам… Поборы обезлюдели деревни, остановили землеобрабатывающую промышленность; ощутился громадный недостаток рабочей силы… Города голодали, торговля была задавлена, постоянно под страхом реквизиций… Искусство, литература, ученый труд были под гнетом; рабочих превратили в солдат, солдат в рабочих. Армия устала, недостатки понизили ее дух.

6. Из воспоминаний члена I Думы, кадета Н.А. Бородина о событиях Февральской революции

Нелепые распоряжения городских властей по части снабжения столичного населения пищевыми продуктами и их нехватка послужили первым толчком к резкому недовольству столичного населения, которое начало устраивать демонстрации на улицах. Попробовали его усмирить полицией и солдатами петроградского гарнизона; но оказалось, солдаты неохотно исполняли приказания начальства стрелять в голодную толпу, и в отдельных случаях (казаки) они стали на сторону демонстрантов против полиции. Это дало толчок к тому, чтобы толпа горожан и фабричных рабочих начала громить полицейские участки и избивать полицейских. Один из полков открыто перешел на сторону восставшего народа, и столица очутилась в руках революционной толпы и присоединившихся к ней воинских частей, которые двинулись к Таврическому дворцу, где заседала Государственная дума, и заявили о своей верности Думе. Последняя, таким образом, в силу сложившихся обстоятельств сделалась революционным центром, а председатель Думы – М.В. Родзянко, вероятно, никогда не мечтавший о такой роли, повел переговоры с царем сначала о необходимости образовать новое правительство, ответственное перед Государственной думой, а потом благословил Шульгина и Гучкова ехать в качестве депутатов к царю с требованием его отречения, которое царь и подписал в вагоне, не доезжая до своей столицы. Мартовские события в Петрограде развивались с такой быстротой, что трудно было за ними следить.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ

1. Прокомментируйте текст документа 6. Какие события явились началом Февральской революции? Подумайте, было ли неизбежным в сложившейся в стране ситуации падение самодержавия? Каковы глубинные причины революции? Отвечая на вопросы, используйте также документ 5.

Учитель. Предпосылки Февральской революции заключались в незавершенности первой революции 1905-1907 гг., в ходе которой не были окончательно решены задачи демократизации общества, созыва Учредительного собрания, что вызывало недовольство либералов. Не было удовлетворено основное требование рабочих - введение 8-и часового рабочего дня. Несмотря на реформы П.Столыпина, не был окончательно решен аграрный вопрос, что стало причиной недовольства крестьян. Отсутствие политических прав и свобод активизировало нелегальную деятельность оппозиционных партий. За исключением небольших уступок, сделанных Манифестом 17 октября 1905 г., демократические преобразования в России так и остались незавершенными, а значит, то, что вызвало первую революцию, должно было проявиться вновь. Новые социальные потрясения были неизбежны.

2. Время открытой борьбы. Ход революции. (Приложение. Слайд № 6-11)

Задание 3. Заполнить таблицу.

Хроника событий Февральской революции в Петрограде с 23 февраля по 2 марта 1917 г.

Дата

Событие

 

 

 

 

Анекдот советского времени.

1917г. Старая графиня слышит за окнами шум и просит посмотреть служанку, что там происходит на улице:

- Революция,- отвечает та.

- Революция!- воскликнула графиня.- Это прекрасно, мой дед декабрист мечтал о революции.

Душечка, а что они хотят?

- Хотят, чтобы не было богатых.

Странно. А мой дед хотел, чтобы не было бедных.

Задание 4. В чем заключается ирония анекдота?

3. Характер революции.

Свершилась революция, которая вошла в историю как февральская буржуазно-демократическая революция.

Задание 5. Выберите правильный ответ

  • экономическая борьба рабочих;
  • уничтожение феодальных порядков;
  • влияние народных масс на ход событий и осуществление своих требований;
  • политическая борьба народных масс;
  • утверждение капиталистического уклада.

Задание 6: какая из предложенных оценок революции кажется вам точной и справедливой:

а) революция – безусловное зло. Она всегда приводит к разрушениям и жертвам, к потере преемственности качественного развития. Но она неизбежно происходит, если в государстве растет хаос – а хаос может расти только по вине государственной власти, которая является единственной силой, призванной и способной к тому, чтобы удерживать порядок. Революции невозможны, если общество устроено правильно. Если каждый занимает свое место и доволен им, то никто не захочет это место терять, и тогда каждый становится контрреволюционером. В таких условиях революционеры обречены на изоляцию в пределах своей квартиры.

б) если государство само способствует революции, прямо или косвенно, сопротивляться ей бессмысленно. Против лома нет приема. Остается только переждать удар и быть готовым сделать единственно возможное в постреволюционной ситуации – перехватить ее на излете, воспользоваться ее плодами.

в) революция 1917 была неизбежна, потому что устройство государства отклонилось от своего естественного состояния единства народа и власти. Чтобы избежать ее, необходимо было восстановить это единство через восстановление соборности общества сверху донизу, от уличных вече до Земского Собора. И соборность укоренила бы вертикаль власти в глубинах самого народа, сделав ее железной. Надо было возродить патриаршество и церковный Собор как высшие органы управления церкви.

Учитель. 2 марта 1917г. император отрекся от престола. Самодержавие в России пало. (Приложение. Слайд № 12)

Своеобразие революции заключалось в установлении двоевластия в стране:

буржуазно-демократическая власть была представлена Временным правительством, его органами на местах (комитеты общественной безопасности), местным самоуправлением (городским и земским), в правительство вошли представители партий кадетов и октябристов; революционно-демократическая власть — Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов, солдатские комитеты в армии и на флоте.

4. Деятельность новой власти.

Вспомним лозунги революции: «Хлеба», «Мира», «Долой самодержавие! »

Первыми шагами Временного правительства стало введение демократических свобод - слова, печати, собраний, политической деятельности, а также отмена смертной казни и проведение амнистии.

Задание 7. Раздаточный материал. Приказ №1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Дайте ему оценку. Подумайте к каким последствиям в условиях военного времени это могло привести.?

Народ требовал мира, но Временное правительство призывало воевать до победного конца, и россияне продолжали проливать кровь на полях сражений. Народ требовал хлеба, но новая власть еще меньше, чем, старая могла справиться с голодом. Было ясно, что Временное правительство мало что способно изменить. Его решения как следует не выполнялись и не воплощались в жизнь .Оттого это правительство не пользовалось доверием, не получило широкой поддержки. И все-таки падение империи породило пьянящее чувство свободы.

Задание 8. Были ли близки либеральные ценности Февральской революции (свобода, закон, личность) широким народным массам?

- Всегда ли революции отвечают интересам народных масс?

- Оцените результаты падения самодержавия.

Негативные результаты падения самодержавия

Главными негативными результатами свержения Самодержавия Февральской революцией в России можно считать:

  1. Переход от эволюционного развития общества к развитию по революционному пути, что неизбежно привело к росту числа насильственных преступлений против личности и посягательств на права собственности в обществе.
  2. Существенное ослабление армии (в результате революционной агитации в армии и Приказу номер 1), падение её боеспособности и как следствие её малоэффективная дальнейшая борьба на фронтах Первой мировой войны.
  3. Дестабилизация общества, приведшая к глубокому расколу существовавшего гражданского общества в России. В результате произошло резкое усиление классовых противоречий в обществе, нарастание которых в течение 1917 года привели к переходу власти в руки радикальных сил, что в конечном итоге привело к Гражданской войне в России.

Положительные результаты падения самодержавия

Главным положительным результатом свержения Самодержавия Февральской революцией в России можно считать кратковременную консолидацию общества вследствие принятия ряда демократических законодательных актов и реальный шанс для общества на основе этой консолидации разрешить многие застарелые противоречия общественного развития страны. Однако, как показали дальнейшие события, приведшие в конечном итоге к кровопролитной гражданской войне, лидеры страны, пришедшие к власти в результате февральской революции, не смогли воспользоваться этими реальными, хотя и крайне малыми (с учетом нахождения России в тот момент в состоянии войны) шансами на это.

Задание 9. Смоделируйте историческую ситуацию:

а) превращение самодержавной монархии в конституционную;

б) сохранение самодержавия

Задание 10.Оживите картинку. (Приложение. Слайд № 13)

На фотографии 1917г. - чета молодых революционеров. Никто не знает о судьбе этих людей. Посмотрите на эти лица. Можете ли вы сказать, глядя на фотографию, чем эти молодые люди отличаются от ваших сверстников? Что их заставило стать революционерами?

Кризис власти

Неспособность Временного правительства выйти из кризиса вызвала рост революционного брожения по стране. Обстановка в стране весной 1917г. действительно ухудшалась. Все вопросы, поставленные революцией, предстояло решить Учредительному собранию. Однако в обстановке хаоса Временное правительство тянуло с его созывом, что приведет к кризисам правительства. В качестве домашнего задания, используя 10 параграф определить причины и итоги кризисов.

Вывод: Революции сами по себе не приходят. Революции совершают люди. Главный вопрос любой революции - вопрос о власти. И от того, в чьих руках она окажется, зависит будущее государства и народа. Либеральная власть в России, к сожалению, оказалась не способна обеспечить современную модернизацию управления, решить социально-экономические вопросы. Распространение радикальных взглядов в обществе крайне опасно . В истории мало примеров когда после революции наступают мирные дни. Для демократизации общества в любое время молодому поколению нужно иметь самостоятельное мышление, объективные оценки, не путать собственное мнение с общественными стереотипами. Необходимо поддерживать ту власть, которая способна сохранять стабильность в обществе.

Список использованной литературы:

  1. Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров История России XX-XXI века. М.»Русское слово» 2007г.
  2. В.Соловьев История России. М.Белый город.2003г.
  3. Школьная энциклопедия. История России XX век. М.»Олма- Пресс Образование, 2003г.
  4. А.П.Ненароков.1917г. Краткая история, документы, фотографии.М.Изд-во Политической литературы. 1980г.