Особенности использования метода проекта в современной начальной школе

Разделы: Начальная школа

Стремление ребенка к получению новых знаний, с одной стороны и острейшая необходимость в этих знаниях - с другой, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте.

Исследовательское поведение - это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. «Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства», и кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

Учителя, долгие годы, работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.

Исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний, распространена в основном в старших классах, но целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно - образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

1. Мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
  2. Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  3. Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Рассмотрим особенности использования проектной деятельности в начальной школе.

Педагог играет немаловажную роль в выполнении проектной деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает.

Приобщение детей к проектной деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное — заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Проектная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.

Каковы же они, эти маленькие исследователи? Одна из самых главных их особенностей - наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали. Подобные «открытия» совершаются на каждом шагу. Часто школьники находят отпечатки в своих учебниках, оговорки в словах учителя, логические нестыковки в книгах и рисунках. Развитию исследовательских умений способствуют вопросы, направленные на анализ текста, рисунков, заданий. Учитель, поощряющий исследования, постоянно задает универсальный вопрос: «Что интересного вы здесь заметили?», тем самым нацеливая детей на продуктивную деятельность, а не на припоминание ответа на конкретно поставленный вопрос.

Другой особенностью маленьких исследователей являются их необычайная скрупулезность, аккуратность и исполнительность. При постановке научного (учебного) эксперимента они не признают никаких погрешностей, ни на полшага не отступают от намеченного плана, исключают любую возможность искажения результатов эксперимента. Например, если необходимо отмечать температуру воздуха ежедневно в 7 часов утра на протяжении месяца, такие дети будут рано просыпаться и в выходные дни, они готовы отказаться от интересной поездки, если из-за нее под угрозой окажется продолжение наблюдений. Таким образом, самопожертвование ради науки свойственно не только великим ученым.

И, наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны отыскать и прочитать кучу книг на интересующую их тему, написать от руки или напечатать на компьютере большие по размеру тексты, выполнить сложные схемы и рисунки, сделать своими руками приспособления для проведения опытов - словом, посвятить много сил и времени работе.

Следующей характеристикой исследовательской деятельности учеников младших классов является, к сожалению, недостаточность знаний, умений и навыков для правильного оформления продукта своих исследований. У детей этого возраста еще не очень хорошо развиты навыки письменной речи. Они не умеют грамотно составлять тексты (тем более научные), допускают орфографические и стилистические ошибки. Конечно же, ребятам необходима помощь взрослых- учителей, родителей, старшеклассников. Поэтому нам кажется интересным путь создания разновозрастных групп учащихся для выполнения исследований, одинаково интересных и старшему, и младшему школьникам, в которых малышу можно поручить посильную часть работы над темой, а в итоге оформить работу в соавторстве.

Большое значение для исследовательской деятельности школьников имеет то, по каким программам и учебникам занимается класс, какие технологии использует учитель.

Умелое и последовательное применение учителем метода проектов позволяет развивать у учащихся стремление к самостоятельному открытию новых знаний, развивает творческие способности, логическое мышление, коммуникативные умения, необходимые каждому человеку для того, чтобы он мог успешно проявить себя в современной действительности независимо от того, станет ли он в будущем заниматься наукой или нет.

Необходимо отметить, что организация работы по методу проектов учащихся в раннем возрасте имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Учителю нужно умело регулировать эту работу, регламентируя умственные и эмоциональные нагрузки учащихся, тщательно контролируя их влияния на здоровья и психику детей.

Особо подчеркнем: учитель не должен навязывать тему исследования. Пусть ребенок изучает то, что ему интересно, то, что для него значимо. Дети, например, с большим интересом исследуют характер и повадки домашних животных. Им одинаково близки темы вселенского масштаба и жизнь маленького насекомого, они желают знать все про автомобили и про динозавров, про первобытных людей и про далекие экзотические страны. И хотя в этом возрасте работы детей имеют реферативный, описательный характер, они пишут то, о чем прочитали в разных книгах, все равно они исследователи, первооткрыватели.

Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы младших школьников можно условно разделить в 3 группы.

1. Фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
  2. Эмпирические - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности.
  3. Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах В настоящее время издается очень много хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста, что создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований детьми младшего школьного возраста.

Из всех тем исследовательских работ теоретические - самые сложные. Обычно такие темы могут и любят разрабатывать младшие школьники, входящие в категорию одаренных детей. Здесь от ребенка требуется интерес к анализу и синтезу, способность к классифицированию и категоризации, любовь к суждениям и умозаключениям, для успеха в этой работе необходимо хорошо развитая ассоциативное мышление и интуиция.

Если теоретические исследования - удел преимущественно одаренных детей, то все дети с большой охотой проводят эмпирические исследования, и многим интересно фантазировать и изобретать что-то необычное.

Существует несколько общих правил по поводу выбора темы исследования младшего школьника.

- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его интересы и склонности.

-Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.

- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Это правило ориентировано на то развитие важнейшей характеристики творческого человека - умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные предметы и явления отличает истинного творца от посредственного, творчески неразвитого человека.

- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность, долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, у ребенка невысока. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно бывает очень трудно. Поэтому часто приходится наблюдать, увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа так и остается незаконченной. Выполнить исследование на «одном дыхании» практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследования не требовали длительного времени.

Учебно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие основные задачи:

• приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом - как одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений (освоение иссле­довательского метода - путь приобретения общей компетентности исследователя, основа которой заключена в способности строить достоверные представления об окружающем; исследовательский метод направлен на развитие общих способностей учащегося по постановке целей и реализации процесса собственного учения);
  • создание познавательной базы исследовательской компетентности - представлений об общей систематике знаний человечест­ва, которая задается через сетку учебных предметов, определяемых базисным учебным планом;
  • развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъектности (или способности строить себя как человека, субъекта собственной деятельности);
  • возможность введения человека в мир человеческой культуры через культуру научного сообщества - освоению принятых здесь способов и норм деятельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения». Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.