Цель:
- Научить вырезать симметричные узоры способом сложения заготовки,
- Фформировать знания о симметрии в композиции и форме.
Задачи:
- формировать у обучающихся знания о резьбе по дереву, ее основных видах;
- развивать память, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- воспитывать уважение к труду народных мастеров,
- развивать интерес к ДПИ разных народов,
- формировать культуру общения в коллективе, чувство сопереживания.
Оборудование:
- для учителя-карточки со словами,
- технологическая карта,
- макет теремка для украшения,
- макет теремка для инсценировки,
- работы, выполненные в технике резьбы по дереву,
- изображения церкви в г. Кижи,
- изображения разных видов резьбы по дереву.
для учащихся:
- синяя бумага,
- белый лист,
- белая гуашь,
- кисть,
- простой карандаш,
- шаблоны,
- ножницы,
- клей.
1. Организация класса.
2. Вводная беседа. Повторение пройденного материала.
- Ребята, начать наш урок мне хотелось бы с игры «Раздели фигуры». Разделите их на две группы.
ассиметричные
симметричные
-Что обозначает слово симметрия?
+ Симметрия-это свойство фигур, когда одна половина является зеркальным отражением другой.
- Что такое асимметрия?
+ Отсутствие симметрии.
- Верно, об этом мы с вами говорили на прошлом уроке ,сегодня я хочу пригласить вас в сказку (звучит сказочная музыка).
3. Инсценировка.
(Дети инсценируют сказку «Теремок»на башкирском языке, в конце которой теремок ломается).
4. Беседа с элементами демонстрации.
- Ребята, я знаю продолжение этой сказки.
Построили звери новый теремок и стали думать да гадать, как сделать его еще краше прежнего. И решили они поучиться у народных мастеров искусству украшения. Послали они самого быстрого - зайчишку на север России. Много чуда - чудного увидел он во время своего путешествия, но больше всего поразила его красотой своей неписаной Преображенская церковь в г.Кижи в республике Карелия. Эта церковь величайшее архитектурное сооружение народных мастеров. Она деревянная, но построена без единого гвоздя. Украшена она резьбой по дереву.
- Ребята, давайте вспомним, что такое архитектура?
+ Архитектура-это искусство создавать проектировать здания, сооружений. Кроме Преображенской церкви в г.Кижи запомнились зайцу старинные крестьянские избы. Особенно выразительно украшались окна домов. Посмотрите, какие причудливые завитки, листочки, цветы вырезали мастера-резчики по дереву.
Части окна имели свое название. Верхняя и нижняя части-наличники, а боковые – ставни (показываю макет окна).
- Ребята, пока заяц путешествовал по северу России и учился у русских мастеров, медведь не терял времени даром, он узнал какие работы в технике «резьба по дереву» создали башкирские умельцы. Также работы башкирских мастеров продемонстрированы на нашей выставке. Ребята, обратите внимание на резьбу изделий, резьба на каком изделии резко отличается от других?
+ Корзиночка.
- Верно, здесь сквозь резьбу видны просветы, а на остальных нет. Различают два основных вида резьбы: сквозная, глухая.
- Ребята, лисичка-сестричка тоже не сидела на месте. Она пробежалась по нашему городу и увидела много домов с красиво украшенными окнами.
- Ребята, герои помогли узнать нам много нового и интересного, так давайте и мы поможем им украсим новый теремок.
5. Подготовительная работа, планирование .
- Посмотрите на образец, что является основанием, как его подготовить?
+ Нарисовать занавески.
- Как получить изображение занавесок?
+ Монотипией.
- Опишите процесс?
+ Согнуть лист пополам и нарисовать половину штор, затем, согнув лист отпечатать.
- Что является аппликацией?
+ Наличники, ставни.
- Как получить заготовку для аппликации?
+ Наложить шаблон на согнутый пополам белый лист так, чтобы короткие стороны его совпадали с линией сгиба листа, обвести и вырезать.
- Для чего используем оставшийся прямоугольник?
+ Вырежем из него раму.
- Как получить симметричные узоры на наличниках и ставнях?
+ Складывать заготовку различными способами, рисовать половину элемента узора, не разворачивая вырезать.
- Что нужно сделать на последнем этапе?
+ Приклеить аппликацию к основанию, затем наклеить раму.
6. Практическая часть.
(Во время самостоятельной работы оказываю детям индивидуальную помощь.)
7. Анализ, оценивание.
Требования:
- симметричность элементов;
- аккуратность выполнения.
8. Итог.
- О каком виде ДПИ мы сегодня говорили?
- О каких 2-х основных видах резьбы узнали?
+ Сквозная и глухая.
- Какие предметы можно условно назвать симметричными?
- Тетрадь, стул, доска.
- Что понравилось на уроке?
- Вы, ребята, молодцы славно потрудились,
Отвечать на все вопросы правильно стремились!
Я, думаю, что герои в новом теремке будут жить дружно и весело!
- Закончить наш урок мне хотелось бы словами одного великого человека:
«Человек познает не только умом, но и руками и, главное, сердцем. В искусстве иного познания нет».