Интегрированный урок (литература + ИЗО): "В гостях у сказки" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Развитие воссоздающего воображения является одной из главных задач на уроках чтения в начальной школе.

Сущность воссоздающего воображения заключается в том, чтобы по авторскому словесному описанию представить себе созданную писателем картину жизни (портрет, пейзаж, эпизод…).

Существует и второй тип воображения, который называется творческим. Творческое воображение состоит в умении детально представить себе картину, скупо схваченную автором.

Работая над воссоздающим типом воображения, в последствие на этой основе переходят к более продуктивному типу – творческому воображению. Развивать воображение помогают творческие виды работ. В частности иллюстрирование художественного текста.

Различают словесное и графическое рисование. Совмещению этих понятий способствует проведение интегрированных уроков чтения – ИЗО.

Интеграция предметов: литературное чтение и ИЗО

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с новой сказкой.
  2. Развивать умение отвечать на вопросы, речь, мышление, воображение.
  3. Прививать любовь к книгам.
  4. Формировать умение передавать «характер» животного и его настроение и собственное отношение к животному через графическое изображение.
  5. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

  • рисунки с изображением лисы и журавля,
  • карточка с пословицей.

Ход урока

I. Организация.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний.

- Над каким произведением работали на предыдущем уроке?

(Над сказкой «Лиса и тетерев»)

-Чем отличается сказка от других произведений?

- Кто пишет и сочиняет сказки?

- На какие виды делятся сказки?

(Волшебные, бытовые, о животных).

- Над какой сказкой работали мы на прошлом уроке?

(Сказка о животных.)

- Назовите главных героев сказки.

(Лиса и тетерев)

- Каким в сказке изображён тетерев?

- Какой изображена лиса?

- Как тетереву удалось обхитрить лису?

2. Проверка домашнего задания.

Чтение сказки по ролям.

3. Изучение нового материала.

(Рисунок № 1)

- Определите, над какой сказкой будем работать сегодня на уроке.

- Кто сочинил данную сказку?

- К какому виду относится данная сказка?

- Знаете ли вы кто такой журавль?

(Рисунок 2).

(Большая болотная птица, с длинными ногами и длинной шеей).

1. Словарная работа.

Пир – большой званый обед, обильное угощение.

Потчевать – угощать.

Не обессудь – не суди, не отнесись строго.

Несолоно хлебавши – остался ни с чем.

2. Чтение сказки.

Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы сказку послушал и ты.
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародит в нём зерно доброты.

3. Вопросы после чтения.

– Понравилась ли вам сказка?

- Почему лиса решила угостить журавля?

- Какое угощение она ему приготовила?

- Удался ли план лисы?

- Какой урок преподал журавль лисе?

- Почему лиса и журавль перестали дружить?

- Была ли это настоящая дружба?

- Какой журавль?

- Лиса, какая?

Рисунок 3

4. Работа по иллюстрации учебника.

- Как называются картинки к сказкам? (Иллюстрации).

- Кто их рисует? (Художник).

- Как создаются иллюстрации?

Прежде всего, художник читает рукопись и таким образом мысленно знакомится со своими героями. Самое главное – понять их характеры, манеры. Все авторы, создающие книжные иллюстрации, стараются, как можно полнее передать содержание литературного произведения.

Одних и тех же персонажей каждый художник будет изображать по своему, так как у каждого своё видение.

5. Изображение лисы.

Сейчас мы превратимся в художников, и будем рисовать главную героиню сказки. Все животные имеют свой образ, характер, настроение.

- Кто является главной героиней сказки? (Лиса).

-Какая она? (Хитрая, рыжая и т. П.)

-Какого цвета шёрстка на грудке, на лапках, ушах?

- Какое главное украшение лисы? (Пушистый хвост),

-Какие цвета используем в работе?

- Где происходит действие?

- На каком фоне можно изобразить лису?

6. Объяснение и показ рисования лисы.

(Рисунок 4).

Учитель поэтапно объясняет появление новых деталей на рисунке, акцентируя при этом внимание на характере животного и как это возможно отобразить на лисе. (Хитрость подчёркивают прищуренные глаза лисы, хищность – открытая пасть, длинные, стройные лапы и так далее).

7. Самостоятельная работа.

III. Итог урока

- Над чем работали на уроке?

- Что для вас оказалось самым интересным на уроке?

- Что вызвало затруднения?

- Как вы понимаете данную пословицу?

«Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.

- Какой урок вы вынесли из данной сказки?