Развитие воссоздающего воображения является одной из главных задач на уроках чтения в начальной школе.
Сущность воссоздающего воображения заключается в том, чтобы по авторскому словесному описанию представить себе созданную писателем картину жизни (портрет, пейзаж, эпизод…).
Существует и второй тип воображения, который называется творческим. Творческое воображение состоит в умении детально представить себе картину, скупо схваченную автором.
Работая над воссоздающим типом воображения, в последствие на этой основе переходят к более продуктивному типу – творческому воображению. Развивать воображение помогают творческие виды работ. В частности иллюстрирование художественного текста.
Различают словесное и графическое рисование. Совмещению этих понятий способствует проведение интегрированных уроков чтения – ИЗО.
Интеграция предметов: литературное чтение и ИЗО
Задачи:
- Ознакомить учащихся с новой сказкой.
- Развивать умение отвечать на вопросы, речь, мышление, воображение.
- Прививать любовь к книгам.
- Формировать умение передавать «характер» животного и его настроение и собственное отношение к животному через графическое изображение.
- Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:
- рисунки с изображением лисы и журавля,
- карточка с пословицей.
Ход урока
I. Организация.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний.
- Над каким произведением работали на предыдущем уроке?
(Над сказкой «Лиса и тетерев»)
-Чем отличается сказка от других произведений?
- Кто пишет и сочиняет сказки?
- На какие виды делятся сказки?
(Волшебные, бытовые, о животных).
- Над какой сказкой работали мы на прошлом уроке?
(Сказка о животных.)
- Назовите главных героев сказки.
(Лиса и тетерев)
- Каким в сказке изображён тетерев?
- Какой изображена лиса?
- Как тетереву удалось обхитрить лису?
2. Проверка домашнего задания.
Чтение сказки по ролям.
3. Изучение нового материала.
(Рисунок № 1)
- Определите, над какой сказкой будем работать сегодня на уроке.
- Кто сочинил данную сказку?
- К какому виду относится данная сказка?
- Знаете ли вы кто такой журавль?
(Рисунок 2).
(Большая болотная птица, с длинными ногами и длинной шеей).
1. Словарная работа.
Пир – большой званый обед, обильное угощение.
Потчевать – угощать.
Не обессудь – не суди, не отнесись строго.
Несолоно хлебавши – остался ни с чем.
2. Чтение сказки.
Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы сказку послушал и ты.
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародит в нём зерно доброты.
3. Вопросы после чтения.
– Понравилась ли вам сказка?
- Почему лиса решила угостить журавля?
- Какое угощение она ему приготовила?
- Удался ли план лисы?
- Какой урок преподал журавль лисе?
- Почему лиса и журавль перестали дружить?
- Была ли это настоящая дружба?
- Какой журавль?
- Лиса, какая?
Рисунок 3
4. Работа по иллюстрации учебника.
- Как называются картинки к сказкам? (Иллюстрации).
- Кто их рисует? (Художник).
- Как создаются иллюстрации?
Прежде всего, художник читает рукопись и таким образом мысленно знакомится со своими героями. Самое главное – понять их характеры, манеры. Все авторы, создающие книжные иллюстрации, стараются, как можно полнее передать содержание литературного произведения.
Одних и тех же персонажей каждый художник будет изображать по своему, так как у каждого своё видение.
5. Изображение лисы.
Сейчас мы превратимся в художников, и будем рисовать главную героиню сказки. Все животные имеют свой образ, характер, настроение.
- Кто является главной героиней сказки? (Лиса).
-Какая она? (Хитрая, рыжая и т. П.)
-Какого цвета шёрстка на грудке, на лапках, ушах?
- Какое главное украшение лисы? (Пушистый хвост),
-Какие цвета используем в работе?
- Где происходит действие?
- На каком фоне можно изобразить лису?
6. Объяснение и показ рисования лисы.
(Рисунок 4).
Учитель поэтапно объясняет появление новых деталей на рисунке, акцентируя при этом внимание на характере животного и как это возможно отобразить на лисе. (Хитрость подчёркивают прищуренные глаза лисы, хищность – открытая пасть, длинные, стройные лапы и так далее).
7. Самостоятельная работа.
III. Итог урока
- Над чем работали на уроке?
- Что для вас оказалось самым интересным на уроке?
- Что вызвало затруднения?
- Как вы понимаете данную пословицу?
«Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.
- Какой урок вы вынесли из данной сказки?