“Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству”.
Л.Леонов.
Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель – вернуть людям нормальное, естественное экологическое чутье. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, с детского сада.
Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание.
Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
Данная работа посвящена экологическому и познавательному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В проекте предлагается решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе познавательного и нравственного отношения к природе через организацию мероприятий, связанных со строительством Северомуйского тоннеля.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы – обязательное условие обеспечения экологической безопасности Муйского района.
Я сорвала цветок, и он завял,
Я поймала жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я поняла,
Что прикоснуться к природе
Можно только сердцем.
Л.Фесюкова
Цель.
Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи.
Объекты проекта.
Предполагаемый результат.
Результаты детской продуктивной деятельности планирующихся в ходе реализации проекта.
Взаимодействие с семьей.
1. Беседа на тему: помощь, сотрудничество, участие в мероприятиях, проводимых в группе.
2. Привлечь родителей к участию в оформлении
альбома в трех частях:
1 часть. “Муйская долина”
2 часть. “Северомуйский хребет” (Ангарский
перевал).
3 часть. “Северомуйский тоннель”.
3. Привлечь родителей к участию в изготовлении макетов “Тайга”, “Северомуйский Тоннель”, атрибутов к игре в тоннель.
4. Привлечь родителей к участию в проведении экскурсий, акций.
Последовательность разворачивания проекта.
Сентябрь. Экскурсия в лес. Тема. Как прекрасен этот лес. Цель. Познакомить детей с почвой и растительным покровом данного участка леса. Обратить внимание на его обитателей. Собрать коллекцию природного материала. |
Занятие. Тема. Что растет в лесу? Цель. Уточнить представление детей о растениях нашей местности, их размножением, связью с животным миром, пользе человеку. Привлекать к охране природы. |
Заучивание стихов об охране природы. | Дидактическая игра. “С какого дерева плод?” |
Октябрь. Просмотр видеофильма “Животный мир Прибайкалья” Цель. Познакомить детей с повадками диких животных, их средой обитания, приспособленности к сезонным изменениям в природе. |
Занятие. Тема. Кто живет в лесу? Цель. Уточнить представления детей об обитателях Муйской долины, приспособленности к среде обитания и взаимосвязи между собой. |
Кружковая работа. Тема. Изготовление из бросового материала поделок для кукольного театра. |
Оформление 1 части альбома “Муйская долина”. |
Ноябрь. Наблюдение за горами Северо-Муйского хребта. Цель. Познакомит детей со значением слова хребет, отличия хребта от горы. Помочь детям увидеть красоту и величие хребта. |
Занятие – экспериментирование. Тема. Камни, песок, глина. Цель. Уточнить представление детей о грунтовых породах, их свойствах. |
Дидактическая игра. Тема. Живое – неживое. Цель. Закреплять умения классифицировать предметы на живое и неживое. |
|
Декабрь. Экскурсия на реку Муякан. Цель. Уточнить представления детей о водных ресурсах нашей местности, их предназначении для населения. |
Занятие. Тема. На воде, около воды, на воде. Цель. Уточнить представление детей о растениях и животных, у которых среда обитания – вода, их приспособленности к сезонным изменениям в природе. |
Изготовление ледяных фигурок для
украшения елки на участке. Цель. Превращение воды в твердое тело. |
Кружковая работа. Изготовление макета “Тайга”. Цель. Уточнить представление детей о грунтовых слоях земли. |
Январь. Беседа о первооткрывателе Северо-Муйского хребта П.А.Кропоткине. Цель. Познакомить детей с исторической личностью – выдающемся географе – П.А.Кропоткине и его открытием. Изучить его открытие на карте. |
Рисование Северо-Муйского хребта. Цель. Формировать представления детей о хребте. Формировать умение детей контурному изображению гор, познакомить с техникой заливки. |
Продолжать оформление альбома – 2 части “Северо-Муйский Хребет”. | |
Февраль. Беседа о бурятской легенде – Бурхане. Цель. Уточнить представление детей о бурятской легенде, о святых местах: – Бурханом, источниками чистой питьевой воды для путников. |
Праздник “Саагалган”. Цель. Уточнить представления детей об обычаях бурятов. |
Игра “Распутай путаницу”. Цель. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из горного (из лесного) лабиринта. |
|
Март. Беседа о строительстве Северомуйского тоннеля. Цель. Знакомство с историей проектирования и строительства Северомуйского тоннеля, схемой его протяженности. |
Экскурсия на третий ствол
Северомуйского тоннеля. Цель. Знакомство с сооружением, которое называется ствол, об его предназначении. |
Просмотр видеозаписи “Строители
тоннеля” Цель. Формировать представление детей о тоннеле, его строителях и их тяжелом труде. |
|
Апрель. Интервью со строителем тоннеля. Цель. Уточнять представление детей о тяжелом труде тоннелестроителей, их профессиях. |
Рисование “Мы строим тоннель”. Цель. Формировать умение отображать на листе бумаги труд тоннелестроителей. |
Кружковая работа. Изготовление макета тоннеля. Цель. Уточнять представления детей о тоннеле. |
Посев семян цветов для высаживания около памятника тоннелестроителям. |
Май. Просмотр видеозаписи “Наш любимый поселок Северомуйск”. Цель. Уточнить представления детей о достопримечательностях поселка. |
Экскурсия по поселку Северомуйск. Цель. Знакомство с историей строительства поселка, его достопримечательностями. |
Экологическая акция “Пусть поселок
будет чистым”. Цель. Привлечь детей и их родителей к посильной помощи коммунальщиков в уборке территории около МДОУ. Формировать экологическое сознание. |
Продолжать оформление альбома – третьей части “Строители Северомуйского тоннеля”. |
Июнь. Экскурсия на стелу. Цель. Познакомить детей со стелой, которую возвели в честь строителей Северомуйского тоннеля. Воспитание гордости за своих предков. Привлечь детей к посадке рассады цветов около стелы. |
Экскурсия в музей БАМа. Цель. Знакомство с экспонатами истории БАМа. |
Рассматривание созданного альбома “Муйская долина, Северо-Муйский хребет, Северомуйский тоннель”. Объявление конкурса на его лучшее название. |
Информационная часть.
Муйская котловина, окаймленная Северо-Муйским и Южно-Муйским хребтами. Название ей и хребтам дано П.А.Кропоткиным, возглавлявшим экспедицию по изысканию скотопрогонного пути из Южного Забайкалья на Ленские золотые прииски. В 1866г. он впервые пересек описываемый район и нанес его на карту вместе с Делюн-Уранским хребтом, а долину назвал Муйской. Днище её лежит на высоте 471-700м над уровнем моря и прорезано реками Муя и Витим и притоками Витима.
Горы, окаймляющие Муйскую котловину с севера на юг, тянутся с юго-запада на восток и северо-восток почти на 300км. Они круто поднимаются над долиной на 1600-1800м. значительную часть хребтов составляют гольцы с многочисленными карами, с троговыми (ледниковыми) долинами и озерами у подножий. Горная область хребтов является из наиболее труднодоступных районов на севере Бурятии.
В долине немало горячих безымянных и минеральных источников. Климат в Муйской долине резко континентальный. Значительный баланс тепла и достаточное увлажнение в вегетационный период создают условия для быстрого роста растений. Не смотря на северный суровый климат, в теплое время года здесь создается своеобразный термический режим, резко отличающийся от климата окружающих гор и прилегающих к ним горно-таежных просторов.
Первые сведения о почвах Муйской долины были опубликованы М.Ф.Коротким. Им отмечено широкое развитие в этих местах почв подзолистого типа, приуроченных к песчаным наносам. Под дерново-карбонатными почвами и их разновидностями многолетняя мерзлота залегает на глубину 1.5-2.5.
Из древесных пород в Муйской долине наиболее широко распространена лиственница. Муйская долина является почти единственным районом на севере Забайкалья, где имеются чисто сосновые леса. Берега рек и ручьев покрыты ельниками. Из ягодных растений здесь растут брусника, красная и черная смородина, голубика, клюква, костяника, малина, шикша. Широко распространены медоносы: ивовые кустарники, малина лесная, жимолость, дикуша, боярышник, кипрей, дягиль, подмаренник, вероника, кровохлебка, сахан-даля (рододендрон Адамса), багульник.
Горная тайга Муйской долины представляет собой охотничьи угодья, с наличием пушного зверя. Водится соболь, горностай, колонки, лисицы, рыси, волки, кабарги. Ондатры.
Первыми в долине осели якуты, пришедшие сюда в 1836г. Они оценили климат Муйской долины. Слово Муя в переводе на русский язык с эвенкийского обозначает “конец тропы – вода”.
Северо-Муйский хребет, протяженностью почти в 300км, имеет самую высокую точку 1561м над уровнем моря. Причудливо изрезаны скалы в предгорьях Северо-Муйского хребта. Они похожи на фантастических зверей и птиц, другие на башни, третьи – на гигантские лица и фигуры людей. А она скала – её видно с железной дороги – точно памятник Чапаеву.
На границах между тайгой и горной тундрой склоны Северо-Муйского хребта затянуты массивами вечнозеленого хвойного кустарника: иглы тонкие и длинные, как у сосны, а шишки, как кедровые, орехи можно щелкать, только очень миниатюрные. А корни и ветви, и узловатый короткий ствол – плотные, в коре, как в броне. Это кедровый стланик. Больше всего стланик боится огня.
Ангарский перевал был единственным местом Северо-Муйского хребта звериного перехода из Верхне-Ангарской впадины в Муйскую долину. На перевале находится два озера, и летом на них можно встретить диких оленей или медведицу с медвежатами. В зимний период замерзшие озера служили посадочной площадкой для самолетов и вертолетов, доставлявших грузы изыскателям.
Изыскатели БАМа пытались обойти хребет, но все дороги уперлись в заоблачные пики. Так возникло единственное решение – бить тоннель протяженностью 15км 300м именно под Ангарским перевалом. В СССР пробивать таких еще не приходилось. За границей есть тоннели и подлиннее, но если учесть “отягощающие обстоятельства” Северо-Муйского хребта: мерзлоту, высокую сейсмичность, подземные реки и озера горячей воды, и еще целый набор сложностей, понятных только специалистам, – то Северомуйский тоннель – не только самое дорогое инженерное сооружение трассы, но и небывалое по сложности в мировой практике.
Поселок тоннельщиков Северомуйск спрятал свои улицы среди соснового бора под восточным склоном хребта. Во время его строительства был принят особый пункт об охране природы в поселке. Случалось, штрафовали своих же строителей за сломанное дерево.
Во время строительства природа преподносила немало сюрпризов на всем его протяжении. Людей сплотили выпавшие на их долю страшные удары подземных стихий: и обрушения, и плавуны, и выбросы радонового газа. Все подземные рабочие, занятые на строительстве Северомуйского железнодорожного тоннеля, по воздействию радона относятся к группе “А”.
При работе горного оборудования, ручного механизированного инструмента и систем вентиляции, эквивалентный уровень звука составлял 108 дБА, что превышало ПДУ на 28 дБА в течение рабочего дня. Локальная вибрация корректированный уровень 143дБ, при ПДУ 112 дБ.
При бурении шпуров вручную проходчики испытывали статическое динамическое напряжение, физические перегрузки (поднятие и переноска тяжестей свыше 35кг), находясь в неудобной позе при отборке забоя после взрывных работ, при возведении опалубки на своде тоннеля. Проходчики подвергались воздействию пониженной температуры воздуха, скорость которого составляло 1-6 м/сек.При температуре +11 градусов, относительная влажность воздуха 75%, пыль фиброгенного характера 17.57 мг на кубометр при ПДК до 2 мг на кубометр (превышение в 8 раз в течение смены).
Общая оценка условий труда с учетом комбинированного и сочетанного воздействия всех вредных факторов производственной среды и трудового процесса определена как вредные условия труда в соответствии с санитарно-гигиенической характеристикой условий труда Центра Госсанэпидемстанции в Муйском районе от 08.05.04г. %1.
Со строительством Северомуйского тоннеля также нанесен значительный ущерб природе. Пострадали от рук человека не только термальные источники. Вырубка леса на Ангарском перевале привели к тому, что стали дуть сильные ветра. Бесконечные лесные пожары по вине человека вынуждают зверей и птиц менять свои территории. В поисках пищи обитатели леса уходят в глубь тайги, либо наоборот ближе к поселку, где хищников приходится истреблять.
Почвы изрезаны, изрыты бульдозерами, во многих местах снят верхний, причем очень тонкий слой плодородной почвы, который пригоден для роста и развития растений. По завершению строительства тоннеля все строительные отходы, а их достаточно много, были просто зарыты в грунт. Потребуется очень много лет, чтобы на пустых местах выросли деревья, кустарники и трава
С экономической точки зрения, эксплуатация Северомуйского тоннеля в четыре раза экономичнее действующей перевальной железной дороги через Северо-Муйский хребет протяженностью 56км. По обходному железнодорожному пути поезд идет 2.5 часа, тоннель этот же поезд походит за 15-20 минут.
С вводом в постоянную эксплуатацию российского супертоннеля решаются многие технико-экономические и эксплуатационные задачи, в том числе обеспечивается безопасность и надежность движения составов, снижаются эксплуатационные расходы в четыре раза, увеличивается время безопасной эксплуатации путей, повышается объем перевозимых грузов, возрастает значение всей трассы Байкало-Амурской магистрали.