Цели:
Образовательные: повторить и закрепить правила сложения, вычитания и умножения десятичных дробей.
Развивающие:
развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию самостоятельности, умению оценивать свою работу.Воспитательные: воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
Оборудование:
презентация (приложение 1), буквы (К,О,С,К,А,Н,И,М,Д, приложение 2), стихотворение (приложение 3).Ход урока
Девиз урока:
“Знания имей отличные по теме “Дроби десятичные”.
1. Организационный момент
Учитель: Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано, научиться ему можно. “Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их”, – советовал учащимся известный американский математик Джорж Пойа в книге “Как решить задачу”. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, Задача развивает любознательность, смекалку. Это очень нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говорится: “Ум без догадки гроша не стоит”. Сегодня у нас урок по теме “Действия с десятичными дробями” (слайд 1,2).
2. Устная работа
а) “Думай и соображай”
Учитель: Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке (слайд 3). От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить, нельзя помиловать” и “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.
Учитель: Сегодня к нам на урок пришли Вини–Пух и его друзья. А мудрая Сова придумала несколько примеров на сложение, вычитание, умножение десятичных дробей, но неосторожным взмахом крыла стерла в них запятые. Вот какие равенства получились (слайд 4).
32 + 18 = 5 |
3,2 + 1,8 = 5 |
3 + 108 = 408 |
3 + 1,08 = 4,08 |
736 – 336 = 4 |
7,36 – 3,36 = 4 |
63 – 27 = 603 |
63 – 2,7 = 60,3 |
45 — 10 = 45 |
4,5 — 10 = 45 |
14 — 5 = 7 |
1,4 — 5 = 7 |
Расставьте в этих равенствах запятые.
- Вычислим наиболее простым способом (слайд 5).
- Найди значение выражения (слайд 6).
а) 7,82 + 3,47 + 2,18 – 1,47 = 10 + 2 = 12
б) 2,5 — 1,035 — 4 = 1,035 — 10 = 10,35
в) 3,8 — 2,4 – 3,8 — 2,3 = 3,8 — 0,1 = 0,38
Учитель: Каким действием можно заменить умножение десятичной дроби на 0,1 и при этом получить тот же результат?
(0,5 – ) — (25 – 1,3 — 18) = 0.
б) Денежные единицы и десятичные дроби – устно
Учитель: Каждое государство имеет собственную денежную единицу. В России это 1 рубль, в США – 1 доллар. Используют и более мелкие единицы: 1 копейку (0,01 рубля), 1 цент (0,01) доллара. Людям часто приходится обменивать деньги одного государства на деньги другого. Сейчас за 1 доллар США наши банки дают 27,8 руб. Сколько российских денег нужно заплатить за 10, 100, 1000 долларов (слайд 7)?
за 10$: 27,8 — 10 = 278 руб.,
за 100$: 27,8 — 100 = 2780 руб.,
за 1000$: 27,8 — 1000 = 27800 руб.
Что происходит с запятой при умножении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.?
3. Закрепление материала по пройденной теме
а) Реши уравнение – эстафета
(Учащиеся по 1 человеку выходят к доске, решают одно уравнение, находят букву, соответствующую ответу и вешают ее на доске (слайд 8)).
а) х + 3,8 = 8 |
г) у : 4 = 3,08 |
х = 8 – 3,8 |
у = 3,08 — 4 |
х = 4,2 – К |
у =12,32 – К |
б) у – 6,5 = 12 |
д) b : 10 = 1,96 |
у = 12 + 6,5 |
b = 1,96 — 10 |
у = 18,5 – О |
b = 19,6 – А |
в) 5х + 1,2 = 11,2
5х = 11,2-1,2
5х = 10
х = 10 : 5
х = 2 – С
КОСКА – в переводе на русский язык – запятая.
б) Задача
Учитель: Три неразлучных друга – Вини-Пух, Кролик и Пятачок – решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20 килограммов была повреждена, и показания на ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому Вини–Пух взвесился сначала с Кроликом: получилось 22,4 кг; затем с Пятачком, получилось 23,5 кг; а затем они взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Какова масса каждого из них в отдельности (см. слайд 9, 10)?
- 26,7 – 22,4 = 4,3 (кг) – Пятачок;
- 26,7 – 23,5 = 3,2 (кг) – Кролик;
- 22,4 – 3,2 = 19,2 (кг) – Вини-Пух.
Класс решает задачу самостоятельно. 1 человек работает на закрытой доске.
в) Знаете ли вы, что…
Учитель: Знаете ли вы, кто впервые ввел в употребление десятичные дроби (слайд 11)?
Ученики: Аль-Каши Джемшид Ибн Масуд – самаркандский ученый (умер в 1456г).
Учитель: Сосчитайте, сколько лет мы уже пользуемся этим утверждением (т.е. десятичными дробями).
Ученики: 2006 – 1456 ==550 лет
Учитель: Знаете ли вы благодаря кому десятичные дроби через 150 лет стали известны в Европе (см. слайд 12)?
Ученики: В Европе десятичные дроби ввел фламандский ученый Симон Стивен.
Учитель: Знаете ли вы, кем были предложены знаки деления (см. слайд 13)?
Ученики: Немецким математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем.
Учитель: Знаете ли вы, что изображено на этих картинках (см. слайд 14)?
г) Отработка навыка умножения десятичных дробей
Учитель: читает стихотворение, которое висит на доске (приложение 3).
На слайде (слайд 15) записаны примеры на умножение десятичных дробей:
а) 85,3 · 4,1 =
б) 6,36 · 32,5 =
в) 27,2 · 4,8 =
г) 1,56 · 20,7 =
д) 0,75 · 0,12 =
е) 0,08 · 0,21
Ученики: выполняют вычисления самостоятельно.
Учитель: Соотнесите каждый ответ примера с буквой и получите слово, которое я вам часто говорю, когда вы хорошо выполняете задание.
(В каждом столбце написано число, при этом верные ответы соседствуют с неверными. Напротив верного ответа на первый пример написана буква у, на второй – буква м, далее – соответственно буквы н, и, ц, а. Напротив неверных ответов написаны любые буквы алфавита (произвольно)).
Слайд 16.
у |
ж |
м |
н |
ц |
з |
и |
а |
349,73 |
24,674 |
206,7 |
130,56 |
0,09 |
13,056 |
32,292 |
0,0168 |
(слово УМНИЦА).
Дополнительное задание для учащихся, справившихся с заданием №1380 а
(6 – 4,94) · 2,5 – 2,35 = 0,3
1) 1,06 2) 2,65 3) 0,30 = 0,3
4. Подведение итога урока (рефлексия)
Учитель: (рассказывает притчу)
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А что ты делал целый день?”, и тот ответил: “ А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма!”
– Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
– Кто работал так, как первый человек?
(Учащиеся поднимают руки)
– Кто работал добросовестно?
(Учащиеся поднимают руки)
– Кто принимал участие в строительстве храма?
(Учащиеся поднимают руки)
5. Домашнее задание
Задание на дом: №1405 к, л, м; 1408; 1413.