Урок 1-2 “Белки – природные высокомолекулярные вещества. Свойства белков. Проблема синтеза белков”.
Цель урока:
- Расширить знания о белках как природных полимерах. Познакомить учащихся с составом, строением, свойствами и функциями белков.
- Осуществить межпредметные связи с биологией для развития познавательного интереса учащихся.
- Продолжить формирование умений, чётко формулировать и высказывать свои мысли. Учить учащихся работать в группе, воспитывать самостоятельность мышления в учебной деятельности.
- Формировать элементы исследовательской работы. Умение делать выводы
- Продолжить формирование ответственного отношения к учёбе.
Основные понятия: полипептид, структура белков (первичная, вторичная, третичная, четвертичная), состав белков (протеины, протеиды), денатурация, ренатурация, гидролиз белков. Цветные реакции на белки.
Планируемые результаты обучения: Знать определение и состав белков. Знать структуры белков. Уметь проводить реакции на белки, делать выводы, составлять химические реакции на белки. Знать понятия: денатурация, ренатурация.
Тип урока: Комбинированный урок: изучение новых знаний путём использования технологии “Развитие критического мышления”, работа в группах, парах, фронтальная работа.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раствор куриного белка, HNO3(конц.), NaOH, CuSO4, шерст. х/б нитки, спиртовка, спички, стеклянная палочка, пробирки, этиловый спирт, сырое мясо.
План урока:
1.Определение и состав белков.
2.История открытия белков.
3.Классификация белков: а) состав белков; б) функции белков;
4. Структуры белков.
5. Свойства белков: а) физические св-ва; б) химические св-ва;
6. Проблема синтеза белков.
Ход урока
Эпиграф урока:
“Жизнь – есть способ существования белковых тел”
Ф. Энгельс.
I. Вызов.
Учитель: Какие питательные вещества входят в состав пищи?
Ученик: Белки, жиры и углеводы.
Учитель: Какие группы веществ мы уже изучили?
Ученик: Жиры и углеводы.
Учитель: Значит о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Ученик: О белках.
Учитель: Сегодня на уроке мы расширим знания о белках как природных полимерах, изучим состав, строение, классификацию белков. Изучим, какие структуры имеют белковые молекулы, изучим свойства белков путём проведения лабораторных работ. Класс разделили на 4 микрогруппы, работать будем в группах, парах.
План нашего урока (слайд № 3).
Урок начнём с повторения: от каждой микрогруппы по 2 человека пусть выйдут к столу. На столе лежат вопросы по материалу предыдущего урока. Вы берёте по одному вопросу, читаете вопрос и сразу даёте ответ. (Приложение № 1)
II.Осмысление
Изучение нового материала, я начну со стихотворения:
Боря глядя в потолок
Рассуждает про белок:
“Знаю, в каждом организме.
Есть белки, основа жизни.
Из белков мозги и тело,
А ещё они все белые
Скажем, взять белок яйца
Как бела яичница.
Видно правда есть резон тут
Запасать белок к ремонту
Потолок белком побелишь,
Это будет лучше мела”
Был совсем не прав Борис.
В чём, а ну ка разберись.
Вот сегодня и разберёмся, чём же был неправ Борис? В группах каждый член группы выберете себе номера от 1 до 4.Столы пронумерованы. Садитесь согласно выбранного номера. С группой работаете по своему номеру вопроса.
Вопросы на карточках: (приложение № 3)
Работа с учебником (А.М. Цветков Москва “Владос” 2006) стр. 203-208
Карточка № 1
1. Определение и состав белков. (Слайды № 4,5)
2. История открытия белков. (Слайд № 6)
3. Классификация белков: а) по составу; (Слайд № 7); б) по функциям (опережающее задание) (Слайд № 8)
4. Структура белков (1ая, 2ая, 3ая, 4ая). (Слайды № 9, 10, 11, 12).
На столах учащихся лежат рисунки (Приложение № 4).
(При ответах на вопросы учащиеся используют слайды презентации).
По функциям: сообщения учащихся (опережающее задание), остальные уч-ся в тетрадях чертят таблицу, и её заполняют самостоятельно по ходу сообщения учащихся:
Функции белков
Функция белка |
Название белка |
Значение белка |
Строительная |
Коллаген, склеротин, эластин. | Клеточные мембраны, покровные ткани, волосы, хрящи. |
Транспортная |
Гемоглобин, гемоциатин. | Накопление и транспорт по организму важных веществ. |
Энергетическая |
Казеин, альбумин | Один из источников энергии в клетке |
Двигательная |
Миозин, актин | Сократительные белки основа мышечной ткани |
Защитная |
Антитела, фибриноген. | Предохраняет организм от вторжения чужеродных белков и микроорганизмов и от повреждения |
Сигнальная |
Рецепторы. | Приём сигналов из внешней среды и передача информации в клетку |
Регуляторная |
Инсулин, глюкагон | Поддерживают постоянную концентр. в-в в крови и клетках. |
Каталитическая |
Триплен, полимеразы, рибонуклеазы. | Ускоряют биохимические реакции в клетках организма. |
Физкульт. минутка, химическая разминка, гимнастика для глаз.
Продолжим разговор о белках. Поговорим о свойствах белков.
Карточка № 2 (приложение №
3)
(Ответы учащихся по вопросам карточки с использованием презентации).
Денатурация может привести: (Выводы делает учитель).
- К нарушению антигенной чувствительности белка;
- Блокированию ряда иммунологических реакций;
- Нарушению обмена веществ;
- Воспалению слизистой оболочки органов пищеварения (гастрит);
- Камнеобразованию (камни имеют белковую основу).
Но есть процесс обратный денатурации – это ренатурация. (происходит восстановление структуры белка).
Лабораторный практикум (приложение № 2)
Сейчас вы проведёте опыт в соответствии с инструкцией № 1. И какой сделаете вывод?
Вывод учащихся:
Произошла денатурация. Процесс является необратимым, так как после охлаждения и добавления воды раствор остаётся мутным.
Учитель: В организме лучше усваиваются белки, подвергнутые тепловой переработке, т.к. происходит денатурация. А при этом белок теряет свои свойства и имеет доступ к молекуле ферментов желудочно-кишечного тракта. Учёные предполагают, что процессы старения связаны с медленно протекающей денатурацией.
А как влияет алкоголь на структуру белков? Для этого я проведу опыт.
Демонстрационный опыт: “Изменение структуры и свойств белков при воздействии на них алкоголя”.
В стакан налили спирт, в него опустили в него кусочек сырого мяса. – что наблюдаете?
(Через несколько минут он приобретает вид варёного мяса) Почему?
Ученик: Происходит денатурация белка.
4. Реакция гидролиза: (ответ учащегося). Вывод: Реакция гидролиза белков приводит к образованию аминокислот, из которых в клетках организма образуются белки, характерные для данного организма.
Какие реакции ещё характерны для белков (слайд № 16)
Продолжим вашу исследовательскую работу в соответствии с инструкциями 2,3,4, и по ходу работы делаете выводы.
Инструкция № 2 (приложение № 2)
Биуретовая реакция (распознавание пептидных связей)
Инструкция № 3 (приложение № 2)
Ксантопротеиновая реакция (обнаружение бензольных ядер в аминокислотных остатках).
Инструкция № 4 (приложение № 2)
Горение белков.
Выводы учащихся по результатам проведённого практимума:
1. Мы наблюдаем окрашивание белка в красно-фиолетовый цвет. Это доказывает наличие пептидных связей у белков.
2. Во втором опыте мы наблюдаем окрашивание белка в жёлтый цвет. Это качественная реакция на белки.
3. В третьем опыте мы чувствуем запах жжёной шерсти. Значит это шерстяная нить.
И последний вопрос – это вопрос “Проблемы синтеза белка”. По этому вопросу подготовлено сообщение. (Слайд 17 – обобщение по выступлению).
Вернёмся к стихотворению. Где совершил ошибки Борис? (краткий анализ стихотворения).
Ребята, эпиграф нашего урока: “Жизнь – есть способ существования белковых тел”. А как вы можете объяснить эти слова? Беседа с учащимися по эпиграфу.
Вывод (делает учитель):
Первый белок, с которым мы знакомимся в жизни – это белок куриного яйца, он называется альбумин. Он хорошо растворим в воде, при нагревании сворачивается, а при долгом хранении в тепле разрушается – яйцо протухает.
Белок пепсин, содержащийся в желудочном соке, сам способен разрушать другие белки (это нужно для пищеварения).
Белок интерферон применяется при лечении насморка и гриппа, т.к.он убивает вирусы. вызывающие эти болезни.
Для закрепления новых понятий мы проведём логический брифинг. Каждая группа получает одинаковые вопросы. Если одна группа отвечает, другие группы могут исправлять (1 балл). Правильный ответ – 2 балла.
Логический брифинг:
- Как по другому можно назвать белки
- Что является мономерами белка.
- Какие группы атомов обуславливают амфотерные свойства белков
- Связь, поддерживающая 1ую структуру белков
- Структура белка представляющая спираль.
- Полное разрушение пространственных структур белков.
- Как называется процесс восстанавливающий структуру белка
- Реакция, лежащая в основе получения белков.
- Связи, поддерживающие вторичную структуру белка.
- Как называется связь, образующая полипептидные цепи?
Рефлексия:
- Было ли вам интересно на уроке? Что заинтересовало вас сегодня более всего?
- Усвоили ли вы новый материал?
- Какие вопросы сегодня на уроке вызвали у вас трудности? Удалось ли их преодолеть?
- Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные сегодня на уроке?
(Ответы учащиеся пишут на обратной стороне листочков, чтобы после урока учитель мог понять что усвоили и чего не усвоили на уроке).
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Д.З. §44, записи в тетрадях. № 1 стр.212.