Урок-путешествие в 5-м классе по теме "Действия с десятичными дробями"

Разделы: Математика


Цели:

  • закрепление знаний о действиях с десятичными дробями;
  • воспитание у учащихся активности, самостоятельности мышления;
  • развитие логического мышления, математической речи, пространственного воображения, интуиции;
  • воспитание дружбы, взаимопомощи и взаимопонимания среди учащихся.

Оборудование:

  • кодоскоп;
  • эмблемы каждого катера;
  • эмблемы для капитанов;
  • задания для капитанов;
  • задания путешественника;
  • дидактические материалы;
  • тетради.

На доске прикреплено: “Знания имей отличные по теме "Дроби десятичные"”.

I. Организационный момент

– Сегодня урок у нас будет необычным. Мы совершим увлекательное путешествие в страну десятичных дробей.
– Но сначала надо проверить, готовы ли вы отправиться в путь, хорошо ли вооружены знаниями?
– Так как всякое путешествие требует закалки и тренировки, то проведем разминку — математический диктант.

II. Математический диктант

  1. Увеличьте число 5,1 на 3,6;
  2. Уменьшите число 7,9 на 5,6;
  3. Прибавьте 2,6 к 8;
  4. Вычтете из 16 число 4,7;
  5. Увеличьте число 95,7 в 10 раз;
  6. Разделите число 586,1 на 100;
  7. На сколько 8,4 больше числа 8,1;
  8. Сравните числа 43,5 и 43,12;
  9. Решите уравнение х + 2,3 = 4,7.

(Ученики пишут в тетради только ответы, зачем меняются тетрадями и с помощью кодоскопа проверяют диктант).

III. Наше путешествие будет проходить на катерах и, чтобы оно прошло успешно, нужно в каждой команде выбрать капитана (выбор капитанов, им – эмблемы).
– Даем задание капитанам, они работают на первых партах (капитанам даются задания на карточках).

  • Задача капитана 1. Собственная скорость катера 15 км/ч, а скорость течения 3,5 км/ч. Найти скорость катера по течению реки и против течения.
  • Задача капитана 2. Скорость течения 3,7 км/ч. Найти скорость катера по течению и скорость против, если его собственная скорость 12 км/ч.
  • Задача капитана 3. Скорость течения реки 1,8 км/ч. Найти скорость катера против течения и по течению реки, если собственная скорость катера 18 км/ч.

– Ребята, пока капитаны выясняют, с какой скоростью каждый катер будет двигаться, мы отправимся в кассу покупать билеты.

IV. На доске записаны примеры в три столбика. По пеночке каждая команда решает примеры из своего столбика (если пример решен неверно, то члены команды могут его исправить, тем самым они помогут своему товарищу приобрести билет).

3,6 + 1,4 = □ l,4 + 0,6 = □ 2,6 + 0,4 = □
□ – 4,6 = □ □ – 1,7 = □ □ – 2,8 = □
□ * 1,8 = □ □ * 1,2 = □ □ * 1,8 = □
□ : 18 = □ □ : 9 = □ □ : 12 = □
□ + 0,96 = □ □ + 0,96 = □ □ + 0,97 = □
□ – 0,3 = □ □ – 0,2 = □ □ – 0,1 = □
□ * 0,6 = □ □ * 0,5 = □ □ * 0,5 = □
□ : 21 = □ □ : 2 = □ □ : 15 = □

(Примеры на доске)

И так, все заняли свои места на катерах, плывем по течению реки (на каждый ряд – эмблема катера).
– Слушаем капитанов (капитаны читают свою задачу и докладывают, с какой скоростью они двигаются (скорости на листах прикрепляются к доске)).

V. Все члены команд должны принять участие в движении катера, а для этого необходимо приобрести горючего.
– Предлагаю выполнить каждой команде свое задание в тетрадях.

1 команда 2 команда 3 команда
стр. 22 стр. 47 стр. 73-74
№288 №288 №288
№291(a) №291(a) №291(a)

VI. Вы хорошо поработали, а сейчас давайте отдохнем и послушаем историю десятичных дробей (рассказывают но одному человеку от команды).
С древних времен людям приходилось не только считать предметы, но и измерять длину, площади, вести расчеты за купленные и проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Гак появились дроби. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику. Л у немцев сохранилась такая поговорка: “Попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение.
В русском языке слово “дробь” появилось в VII веке, оно происходило от глагола “дробить” — разбивать на части, ломать. В первых учебниках математики в VII веке дроби гак и назывались — “ломаные числа”. У других народов название дроби также связано с глаголами “дробить”, “разбивать”, “раздроблять”. Современное обозначение дробей берег свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, от них в XII-XIV веках оно было заимствовано европейцами.

В начале в записи дробей не использовалась дробная черта, например: дроби и записывали так: ;

Черта дроби стала постоянно применяться лишь около 300 лет назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 году. Он ввел слово “дробь”. Название “числитель” и “знаменатель” ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик.
В науке и промышленности, в сельском хозяйстве десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с тем, что правила вычислений с десятичными дробями достаточно просты и похожи на правила действий с натуральными числами.
В Европе учение о десятичных дробях первым изложил голландский математик и инженер Симон Стевин, посвятивший этому вопросу труд под названием “Десятая”. Записывал он десятичные дроби не так, как теперь. Например, число 28,375 представлялось как 280317253, где цифры в кружочках показывают место десятичных знаков. Запятую, как знак дробности, ввел знаменитый математик, физик и астроном Кеплер. В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики “Арифметика”.

VII. Вдруг стук в дверь (входит путешественник):
– Здравствуйте, юные путешественники!
– Я – Фернан Магеллан, великий мореплаватель.
– Путешествуя по морям и океанам, пользуясь картой и компасом, мне нужно было делать сложные математические расчеты, чтобы довести свой корабль до нужной точки Земли. На одном из островов Тихого океана я нашел таинственные записи.
– Вот эти записи. Помогите мне найти решение (решение уравнений):

а – 0,07 = 1,5

9 – у = 1,5

3,08 : х = 4

– Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
– Вот вам еще задание.
– Посмотрите на карту.
– Мне нужно было проплыть два расстояния по океану, а одно – пройти по суше. Всего я должен пройти 42,9 км. Как же мне узнать, сколько км нужно пройти по суше. Кто мне поможет? (Учащиеся решают)

42,9 – 18,7 – 13,6 = 10,6

– Молодцы! С вами можно отправляться в любое путешествие!

VIII. Ну, вот и подходит к концу наше путешествие. Давайте узнаем, сколько же километров мы проплыли.
– Завершая его, каждая команда должна решить задачу: “Какой путь вы всего прошли, если двигались 0,2 ч по течению реки и 1,3 против течения реки?” (По 1 ученику от каждой команды к доске).

IX. Итог урока.

– Благодаря вашим стараниям у нас получилось интересное путешествие. Мы повторили и закрепили навыки работы с десятичными дробями, решая примеры, задачи, уравнения. И еще раз убедились, что математика – интересная наука.