Оборудование:
- на доске карта Челябинской области, карточки с буквами, рисунки к задаче,
- таблица с зашифрованным словом, на партах карты путешествия,
- карточки для рефлексии, листочки с вариантами самостоятельной работы.
Цели:
- Формировать умение решать задачи нового вида, на нахождение неизвестного вычитаемого.
- Развивать логическое мышление, воображение, память, математически грамотную речь, познавательный интерес.
- Воспитывать аккуратность, активность. Воспитывать интерес к истории родного края.
Девиз: “Торопись – медленно”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение целей.
– Ребята, чему мы сегодня будем учиться на уроке математики, прочитайте.
(1-й ученик читает записанную на доске цель урока)
– Учиться решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.
– Урок будет необычным.
– Чтобы узнать, что нас ждет на уроке, вы должны как можно быстрее отгадать зашифрованное слово.
Повторение.
(Дети решают несколько примеров устно и отгадывают зашифрованное слово)
12 + 4 = | 16 | П |
13 – 2 = | 11 | У |
8 + 7 = | 15 | Т |
16 – 8 = | 8 | Е |
15 – 6 = | 9 | Ш |
17 – 9 = | 8 | Е |
11 – 5 = | 6 | С |
20 – 5 = | 15 | Т |
11 – 4 = | 7 | В |
9 + 8 = | 17 | И |
12 – 4 = | 8 | Е |
Ключ: П-16, У-11, Т-15, Е-8, Ш-9, С-6, В-7, И-17
– Какое слово расшифровали? (Путешествие)
– Итак, нас ждет путешествие по Стране Математика.
– Как вы думаете, какие знания нам понадобятся?
– Чтобы путешествие прошло успешно и вам понравилось, вам необходимо решать, думать, смекать, быть дружными, находчивыми! Желаю счастливого пути!
– Прочитайте хором наш девиз (девиз записан на доске).
– “Торопись – медленно”.
– Как вы его понимаете? (Выслушать 1–2 учащихся)
Познакомьтесь с картой путешествия (карты путешествия лежат у учащихся на партах).
Повторение.
– Прежде чем отправиться в путешествие Проверим Местность.
– Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)
– Как вы думаете, зачем мы повторили название чисел при вычитании?
– Вы хотите узнать, как называется главный город нашей области, и почему у него такое название?
Тогда, решите примеры с “окошечками”.
(Дети решают примеры с “окошками”. По мере их решения, учитель убирает карточки, которыми были закрыты пропущенные числа, на карточках записаны буквы с названием областного центра).
– Прочитайте примеры разными способами.
? + 4 = 16 15 – ? = 11 20 – ? = 16 |
14 – ? = 6 9 + ? = 16 ? – 3 = 10 |
? – 5 = 11 12 – ? = 6 ? + 7 = 15 |
– Молодцы, справились с заданием.
Ч Е Л Я Б И Н С К
– Как называется главный город области? (Хором отвечают)
– Кто был в этом городе?
– Послушайте, что вам расскажут про Челябинск ребята. (Заранее, можно подготовить учащихся или учителю рассказать о городе самому).
– В 2009 году Челябинску исполняется 270 лет. Первоначальное название в русской передаче – Челяба (тюркский корень и окончание – а), позднее– Челябинск. Слово челяби в старо-татарском наречии означает “господин”, “хозяин”, “родоначальник”.
В начале 20 века Челябинск стал крупнейшим торговым центром России, заняв 1 место по торговле хлебом, среди городов Зауралья и Сибири. Через Челябинск проходил главный торговый чайный путь страны.
Сейчас город Челябинск занимает 8 место по России по численности населения. Это один из крупнейших промышленных городов России.
А также, в этом городе много замечательных учебных заведений, в которых вы сможете учиться, когда закончите школу.
Продолжаем наше путешествие!
– Как называется следующая станция, на которой мы должны остановиться?
– Станция “Угадайкино”
– Отгадайте число.
- Если отнять от задуманного числа 6, то останется 11. Какое число задумали? (17)
- Если 19 уменьшить на задуманное число, то получится 12. Какое число задумано? (7)
- Я задумала число, отняла его от 15 и получила 9. Какое число я задумала? (6)
– Кому понравилось решать такие задачи?
– Кому было трудно?
– Двигаемся дальше.
Изучение нового материала.
– Станция “Знайка”
(На доске рисунки)
– Кто догадался, чем мы сейчас будем заниматься?
– Что изображено на 1 рисунке?
– На втором?
10 кексов | 7 кексов лежат на столе. Дети кушают несколько кексов. |
– Составьте задачу по двум картинкам. (Вспомните нашу экскурсию на хлебозавод)
– На столе лежало 10 кексов. Пришли дети и несколько кексов съели, после этого на столе осталось 7 кексов. Сколько кексов съели дети?
– Повторите условие задачи.
– Повторите вопрос.
– О ком говорится в задаче?
– Что известно?
– Что нужно найти?
(На доске появляется запись 10 – ? = 7 Было – 10
Съели – ?
Осталось – 7)
– Какую цифру нужно вставить вместо знака вопрос? (3)
– Как проверить?
– Как называется число 10? (Уменьшаемое)
– Как называется число 3? (Вычитаемое)
– Как называется число 7 при вычитании? (Разность)
– Как нашли вычитаемое? (10 – 7 = 3 Из уменьшаемого вычли разность)
– Как решили задачу? (10 – 7 = 3)
Станция “Спортивная” – Физкультминутка под музыку.
– Движемся дальше.
– Станция “Вопросительная” (самостоятельная работа обучающего характера).
(Работа по вариантам)
– Составьте задачи по краткой записи и решите их в тетради.
1-й вариант.
Было – 16.
Уплыли – ?
Осталось – 6.
2-й вариант.
Было – 15.
Купили – ?
Осталось – 7.
(Выслушать по 1 ученику от варианта. Решения записать на доске).
1-й вариант. 16 – 6 = 10. Ответ: 10.
2-й вариант. 15 – 7 = 8. Ответ: 8.
– Проверьте себя с доски.
– Кто справился?
– Кому понравилось выполнять такое задание, покажите цветом. (Дети с помощью цветового веера показывают красный цвет)
– Кому не понравилось? (Синий цвет)
– Чему мы учимся на сегодняшнем уроке? (Решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.)
– Мы покидаем Стацию “Вопросительную” с хорошим настроением! (Выполняется дыхательная гимнастика, для того чтобы избежать перегрузки учащихся. Упражнение “Задуй свечу”)
– Всегда приятно после долгого путешествия вернуться домой.
– Но для этого, нам необходимо побывать сначала на станции “Внимательная” и выполнить самостоятельную работу по вариантам, на повторение изученного.
1-й вариант.
17 – ? = 2 ? – 2 = 18 ? + 4 = 16 ? + 11 = 11 |
? – 6 = 13 12 + ? = 19 19 – ? = 17 20 – ? = 19 |
2-й вариант.
? – 5 = 11 12 + ? = 20 16 – ? = 8 15 + ? = 15 |
? – 8 = 7 ? + 8 = 17 20 – ? = 12 16 – ? = 9 |
(После того, как ученики закончат самостоятельную работу, (5-7 минут), можно проверить ответы, которые записаны с обратной стороны доски).
1-й вариант.
15, 20, 12, 0, 19, 7, 2, 1
2-й вариант.
16, 8, 8, 0, 15, 9, 8, 7.
– Проверьте себя. Покажите знаком “+”, если все правильно, “минус”, если есть ошибки. (Дети показывают знаки с помощью своих пальчиков.)
– Исправьте ошибки простым карандашом.
– Сдайте самостоятельные работы.
– Запись домашнего задания.
Итог. Рефлексия.
Итак, мы с вами благополучно вернулись из путешествия.
– Чему мы учились в путешествии? (Решать задачи, решать примеры, учились правильно говорить и т.д.)
– Что нового узнали?
– Кто запомнил, сколько лет исполняется в этом году нашему городу Челябинску?
– Кому понравилось?
– Что понравилось?
– Что не понравилось?
– Кому было трудно? (Трудно – не значит плохо. Значит вы трудились, старались.)
(Выставление оценок за урок)
– Всем спасибо за урок! Молодцы!
– А теперь ребята и вы оцените себя.
(Ученики оценивают себя по шкале Г.А. Цукерман, где оценивают результаты своей работы, по таким понятиям: интересно, трудно, понравилось. Ученики должны указать знаком “+” результат. Чем выше знак “+”, тем интересней, трудней было на уроке.)
Используемая литература
- Н.И. Шувалов. “От Парижа до Берлина по карте Челябинской области” Южно-Уральское книжное издательство. 1997 г.
- Я.Ф. Чекмарев. “Упражнения на зависимость между компонентами действий” Издательство “Просвещение”. М., 1968 г.
- Г.А. Цукерман. “Где кончается пятерка, начинается четверка”. М., 2003 г.