Программа летнего оздоровительно-образовательного лагеря "Дом, в котором мы живем"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств.

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности.

Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себе семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования.

Отчетливо прослеживается тенденция ухудшения здоровья детей. За время обучения в школе у учащихся число нарушений зрения и осанки возросло в 3 раза, в 2 раза количество нарушений психологического здоровья.

Особая роль в этой ситуации отводится городским летним лагерям с дневным пребыванием детей. Посещая городской лагерь, ребенок не отрывается от семьи, находится под присмотром взрослых.

Лето – прежде всего отдых и оздоровление.
Давно известно, что во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья.

Разработка программы “Дом, в котором мы живем” для организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

  • повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;
  • необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
  • обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
  • модернизацией старых форм работы и введением новых;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала школьников и педагогов в реализации цели и задач программы “Дом, в котором мы живем”;
  • перспективы расширения и роста языковой подготовки в условиях летнего оздоровительного лагеря.

Школа – важнейший фактор воспитания.

Логическим продолжением каждого учебного года является лагерь, летний оздоровительно – образовательный лагерь “Солнышко” для учащихся МОУ СОШ №16.

Информационная справка МОУ СОШ № 16

Школа – целостная воспитательная система, направленная на формирование базовой культуры личности.

МОУ средняя школа № 16 является муниципальным общеобразовательным учреждением г. Сарова Нижегородской области.

Школа размещена в типовом здании и обладает широкими возможностями для организации воспитательного процесса:

  • развитой кабинетной системой;
  • высокой степенью оснащенности ТСО;
  • актовым залом с современной звуковой и световой аппаратурой;
  • спортивным залом со всем необходимым инвентарем, тренажерным залом, спортивным комплексом с игровыми площадками, футбольным полем, беговыми дорожками;
  • кабинетами медицинской, психологической, социальной служб.

Расположение школы в центральной части нового микрорайона позволяет использовать в работе с детьми возможности городских культурно – спортивных учреждений. Недалеко от школы находятся Дворец Молодежи,

Выставочный зал, городская детская библиотека им. А.С.Пушкина, СЮТ. Все это позволило сферу воздействия на воспитанников во время летнего отдыха.

Правовой базой для составления программы являются

Программа “Дом, в котором мы живем” разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Законом РФ “Об образовании”;
  • Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 – Ф3;
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской федерации на 2005–10 годы”.
  • Устав МОУ СОШ № 16
  • Программу развития школы № 16 “ШКОЛА ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ”
  • Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации” (письмо Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101. 2001 г. № 90\30 – 16).

Концепция программы “Дом, в котором мы живем”.

Историческая родина каждого человека – та земля, на которой он родился и сформировался как личность. Российское государство складывалось как огромное многонациональное образование. Знания о природе и истории Отечества эта та основа, с которой начинается истинная любовь к родному краю. Здесь срабатывает принцип: “Знаю – люблю, люблю, потому что знаю”.

И если дети и подростки смогут назвать герб, гимн флаг Российской федерации, то в масштабах Нижегородской области вряд ли кто-нибудь сможет назвать герб хотя бы одного города, верно представить течение рек.

Цель программы “Дом, в котором мы живем”:

создание условий для воспитания настоящего, духовно-богатого, социально-активного гражданина своей Родины.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. Сохранение и укрепление здоровья школьников;
  2. Сплочение детского коллектива для совместной творческой деятельности и развитию обучающихся;
  3. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества через расширение представлений об истории малой Родины, России.

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности.

Разработана для учащихся 1–4-х классов и рассчитана на пять лет.

Основа системообразующей деятельности летнего лагеря:

  • коллективная творческая деятельность, основанная на свободном самоопределении ребенка, создание среды для самореализации личности;
  • образовательная деятельность в рамках программно-вариативного подхода к деятельности;
  • игровая деятельность – как оптимальный способ вхождения детей в жизнь, его социальной адаптации.

Ведущими понятиями программы являются следующие образы, раскрывающие особенности характера русского человека:

  • Народ-патриот – любит отчий дом, свою Родину, знает ее историю, уважает традиции, охраняет границы Отчизны, стремится сохранить мир между всеми народами;
  • Народ-труженик – любит трудиться и ценит труд;
  • Народ-умелец – славится умелой и искусной работой;
  • Народ-богатырь – имеет крепкое здоровье;
  • Народ-сказитель –приумножает знания и опыт, сохраняет их и передает при помощи слова;
  • Народ-добрыня – ценит добро и сам совершает добрые дела.

Содержание деятельности

Программа “Дом, в котором мы живем” состоит из 6 модулей. Все модули взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

1. Модуль “Педагоги”

Задачи:

  • Подготовить и обучить педагогические кадры к деятельности во время каникул.
  • Ознакомить педагогов с нормативно-правовыми документами по организации каникулярного периода для детей.

Формы работы:

  • семинары-практикумы при Департаменте образования;
  • педсоветы;
  • самообразование.

Ожидаемый результат:

  • Повышается компетентность работников в вопросах нормативно-правового обеспечения организации каникулярного времени детей.
  • Педагогами МОУ СОШ № 16 используются эффективные формы работы с детьми.

2.Модуль “Родители”

Работа с родителями (законными представителями) учащихся проходит на договорной основе в течение всей лагерной смены.

Задачи:

  • Познакомить родителей с методическим аппаратом программы “Дом, в котором мы живем”;
  • Привлечь родителей к воплощению идей программы.

Формы работы:

  • встречи с начальником лагеря, воспитателями;
  • индивидуальные беседы с педагогом, психологом, социальном педагогом;
  • участие в различных мероприятиях;

Ожидаемый результат:

  • Укрепляются связи с родителями;
  • Родители – активные помощники всей деятельности летнего отдыха;
  • Повышается степень удовлетворения родителей результатами работы лагеря.

3. Модуль “ Детское самоуправление”

Общее собрание лагеря создается для решения вопросов организации, содержания деятельности, развития позитивных личностных качеств детей.

В состав Общего собрания входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами и взрослые.

Цели и задачи собрания

Общее собрание, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

  • оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;
  • создание в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;
  • содействия в создании благоприятного психологического климата.

Права и обязанности

Каждый член Общего собрания имеет право:

  • на участие в обсуждении всех лагерных дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
  • на защиту своих интересов и прав.

Каждый член актива обязан:

  • ответственно исполнять порученное дело;
  • соблюдать законы и культуру поведения.

Задачи:

  • Создать условия для развития качеств детского лидера.
  • Приобрести практические навыки организаторской деятельности.

Ожидаемый результат:

  • Прививаются навыки общения и толерантности;
  • Приобретаются новые теоретические и практические знания по самоуправлению и организаторской деятельности.

4. Модуль “Физкультурно-оздоровительный”

Задачи:

  • Укреплять физическое здоровье и развивать волевые качества детей.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни.
  • Снимать психологическое напряжение, накопившееся за учебное время через смену образа жизни.

Формы работы:

  • игротерапия:, практикум “Полезные привычки – наши друзья”;
  • плавательный бассейн: школ №13, №14
  • максимальное пребывание на свежем воздухе;
  • утренняя зарядка;
  • здоровый дневной сон;

Ожидаемые результаты:

  • Улучшается физическое здоровье детей;
  • Повышается правильное отношение к собственному здоровью;
  • Увеличится количество детей, занятых физкультурой и спортом.

5. Модуль “Эколого-краеведческий”

Задачи:

  • Создать условия для формирования нравственно-патриотического и экологического сознания детей, желание внести свой вклад в улучшение окружающей среды.
  • Воспитывать уважение государственным символам РФ, истории, культуре, традициям своей малой Родины.

Формы работы:

  • Студия “Летнее чтение – 2009 г.”: Малая Родина – твое начало.
  • “Красная книга Нижегородской области”
    (стихи и песни о родной природе, загадки, ребусы, кроссворды);
  • Конкурс творческих проектов “Я иду, шагаю по Сарову”.

Ожидаемые результаты:

  • Воспитывается чувство гордости к истории своей семьи, школы, города;
  • Создаются условия для формирования гражданина, способного воспринимать культуру мира;
  • Дети знают экологические проблемы города, области, способов выхода из них;
  • Приобщение к исследовательской деятельности;
  • Развиваются организаторские навыки детей.

6. Модуль “Художественно-творческий”

Задачи:

  • Создать условия для развития навыков, умений в творческой деятельности на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
  • Расширить круг межличностного общения в процессе творческой деятельности.
  • Популяризировать деятельность кружков творческого направления.

Формы работы:

  • Мастерская народного умельца “Город мастеров” (СЮТ)
    (народное искусство, промыслы и ремесла).
  • Гор. литературный конкурс творчества “Читающий Саров”. Библиотека им. В.Маяковского;
  • Шашечный турнир;
  • Конкурс поделок на военную тематику;
  • Выставки детских работ.

Ожидаемые результаты:

  • Расширяется кругозор воспитанников;
  • Проявляется самостоятельность творческой личности.

Ожидаемые результаты:

  • Оздоровление детей; приобретение гигиенических навыков;
  • Сформированность умения бесконфликтного общения;
  • Ребенок знает понятия в практике “Родина”, “патриотизм”, “любовь”, “красота”, “природа”, “Земля”, “планета”, “экология”.