Передовой педагогический опыт. Образовательный курс профессиональной подготовки "Исполнитель художественно-оформительских работ" в системе непрерывного художественного образования МОУ ДОД

Разделы: МХК и ИЗО


1. Наименование опыта.

“Образовательный курс профессиональной подготовки “Исполнитель художественно-оформительских работ” в системе непрерывного художественного образования МОУ ДОД “Детская школа искусств № 2” г. Губкинский” как вид образовательного курса сетевой модели профильного обучения”.
МОУ ДОД “Детская школа искусств № 2” г.Губкинский, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чекменев Александр Леонидович – зам. директора по УР, преподаватель изобразительного искусства.

2. Условия возникновения, становления опыта.

Анализ городской инфраструктуры показал, что ни в одном образовательном учреждении профессиональная подготовка в области искусства не осуществляется и поэтому это направление актуально.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Детская школа искусств № 2” является профилирующим образовательным учреждением, имеющим художественную направленность.
Детская школа искусств № 2, целью которого с 1992 года является художественно-эстетическое образование детей, осуществляет образование в системе непрерывного художественного образования в соответствии с уровнями программ дополнительного образования трех ступеней:
1 ступень – реализует программы раннего эстетического образования: студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
2 ступень – реализует программы начального образования в области искусств: художественное отделение, отделение декоративно-прикладного искусства;
3 ступень – реализует программы профессиональной подготовки по специальности “Портной”, творческого объединения театра мод “Очарование”.
Художественно-эстетическое образование в школе основано на свободе выбора. Оно непременно персонифицировано, характеризуется необязательностью, привлекательно для развивающейся личности; рассматривается и как процесс, и как результат. Как процесс – это процесс обучения, социализации культурной жизнедеятельности. Как результат – это достижение функциональной, эстетической грамотности человека в широком смысле, т.е. его готовности к жизни в обществе.
Дополнительное образование учащихся в системе художественно-эстетического образования строится на основе следующих принципов:
– свободный выбор различных видов творческой деятельности – вариативность художественного образования;
– организация преемственности обучения – программные требования предполагают системный комплекс преемственных педагогических задач, условий образования на ступенях обучения;
– непрерывность художественного образования – системное освоение программ раннего эстетического, начального художественного образования и профессиональной подготовки, профессиональной ориентации.
Социально-экономический кризис 90-х годов привел к проблемам утери идеалов, бездуховности, незнания основных нравственных категорий и часто откровенное пренебрежение ими, распад сложившихся традиций в художественной культуре, в семье, обществе. И поэтому мои педагогические задачи направлены на удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных, образовательных потребностей детей и молодежи в областях “искусство” и “технология”, создание образовательного пространства, обеспечивающего творческое развитие личности, направленного на формирование личности, способной адаптироваться в быстро меняющемся обществе, личности, обладающей культурными и духовными ценностями. Профессиональная ориентация, развитие социально-защищенной личности, творческое самовыражение подростка стало доминирующим направлением художественно-эстетического образования в ДШИ № 2, моей педагогической деятельности.
Результаты диагностики, изучения мотивации выпускника второй ступени обучения; анализа городской инфраструктуры, образовательных систем учреждений города, сформированная система непрерывного художественного образования в ДШИ № 2 позволили определить содержание образования, средства педагогической коммуникации, комплекс форм, методов, приемов и средств профессиональной подготовки по специальности “Исполнитель художественно-оформительских работ”.

3. Актуальность и перспективность опыта.

Практика показывает, что часть молодежи, строящей профессиональную карьеру, недооценивает текущую каждодневную практику и мыслит категориями виртуального будущего. Конечно, перспективное понимание развития путей и форм собственной профессионализации заслуживает профессиональной педагогической поддержки.
Осознание личностью своей пригодности к определенному виду деятельности – это первый шаг, определяющий наиболее эффективный индивидуальный путь профессионализации. Чем раньше он будет определен, тем более оперативно, без потери времени и экономических ресурсов, усилится профессиональная мотивация, тем безболезненней подросток профессионально сориентируется.
Образование, профессиональная подготовка позволит самооценить (переоценить) свои профессиональные возможности, дальнейшее построение профессиональной карьеры.
Практика показывает, что как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, обучение должно быть, построено в значительной мере с возможностью реализации юношами и девушками своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Социологические исследования показывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы “знать основы главных дисциплин, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться”. В Детской школе искусств № 2 ежегодно заканчивают обучение на второй ступени (художественное отделение, отделение декоративно-прикладного искусства) в среднем 20 учащихся, что определяет актуальность задач профильного обучения в системе непрерывного художественного образования детской школы искусств № 2.
Перспективность направления педагогической деятельности определена Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и предполагает “индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом различных потребностей рынка труда”. Условия, определяемые нормативной базой дополнительного образования предоставляют возможность решать задачи профориентации, профессиональной подготовки старшеклассников.
В рамках Концепции модернизации российского образования определена модель – “сетевое профильное обучение (когда обучение конкретного ученика начинает выходить за рамки одной школы, ученик получает образование фактически в нескольких учебных заведениях)”, которая определила форму интеграции задач профессиональной подготовки образовательных учреждений.

4. Теоретическая база опыта.

Теоретической базой создания образовательного курса профессиональной подготовки “Исполнитель художественно-оформительских работ” в системе непрерывного художественного образования МОУ ДОД “Детская школа искусств № 2” г. Губкинский является:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяющая приоритетные направления развития образования, отражающие общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования:
– ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
– переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи, с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
– динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности”.
2. Концепция художественного образования в Российской Федерации определяет задачи детских школ искусств в эстетическом воспитании, общехудожественном образовании и профессиональном художественном образовании.
3. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, которое предусматривает возможность решения задач профессиональной ориентации и профессиональной подготовки старшеклассников.
4. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей определяющая цель, задачи, основные направления и специфику развития системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях различных типов, а так же первоочередные меры для обеспечения реализации программы развития.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени, определяющая профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменения в структуре, содержании и организации образования более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, определяющая модель “сетевого профильного обучения”.
6. Нормативные и локальные акты МОУ ДОД “Детская школа искусств № 2” определяющие педагогические задачи непрерывного художественного образования от детского сада до ВУЗа.
7. Сборник учебно-программной документации по специальности “Исполнитель художественно-оформительских искусств” ставшим основным источников для разработки адаптированной образовательной программы дополнительного образования детей “Исполнитель художественно-оформительских искусств” МОУ ДОД “Детская школа искусств № 2”.

5. Новизна опыта.

Опыт определяет педагогические коммуникации образовательного курса “Исполнитель художественно-оформительских работ”, программу профессиональной подготовки в системе непрерывного художественного образования детской школы искусств №2 как форму профильного обучения в “сетевой модели профильного образования”.
Программа позволяет оценить способности подростка к данному виду деятельности, избежать потерь времени и экономических ресурсов, усилить профессиональную мотивацию, обогатить будущего специалиста базой профессиональных знаний, навыков в области художественной грамотности и обеспечить тем самым возрастающую конкурентоспособность в условиях рыка труда.
Новизна образовательного курса профессиональной подготовки “Исполнитель художественно-оформительских работ” заключается, прежде всего, в том, что программа адаптирована и является частью образовательной системы непрерывного художественно-эстетического образования МОУ ДОД “Детской школы искусств №2”.
Отличительной особенностью образовательного курса является:

  1. Сложившаяся система мониторинга творческого развития воспитанника ДШИ обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей учащихся, позволяет учесть разноуровневую подготовку учащихся.
  2. Учащийся имеет возможность почувствовать свою необходимость для общества при реализации своих способностей.
  3. Образовательная программа содержит курс компьютерной графики.
  4. Ведущей педагогической технологией образовательного процесса является технология личностно-ориентированного образования.
  5. Практические занятия носят непосредственно творческий характер деятельности учащихся.
  6. Итоговые работы по теории выполняются форме научно-исследовательских работ, учебно-творческих проектов.
  7. Обучающиеся получают профессиональные знания, умения и навыки по специальности “Исполнитель художественно-оформительских работ” – 2 разряда, что позволяет выпускникам, окончившим обучение продолжит профессиональное обучение в ВУЗах и имеют возможность материального самообеспечения, социальной защищенности.

6. Ведущая педагогическая идея.

Педагогическая идея опыта работы заключается в обеспечении углубленного изучения образовательной области “Искусство” на основе адаптированной программы дополнительного образования детей “Исполнитель художественно-оформительских работ” обеспечивающей условия дифференциации содержания обучения старшеклассников, равного доступа к полноценному художественному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями; расширении возможности социализации учащихся; обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, непрерывности образования в системе художественного образования МОУ ДОД “Детская школа искусств №2” и эффективной подготовке выпускников школы к дальнейшему развитию профессиональной карьеры, современным рыночным условиям труда.
При организации образовательной деятельности я преследую решение следующих педагогических задач:

  • овладение профессиональных ЗУН по специальности “Исполнитель художественно-оформительских работ”;
  • развитие творческих способностей, художественного вкуса, умений отличать истинные ценности от суррогатов, от уродливых явлений так называемой “Массовой культуры”, которая объединяет и искажает духовный мир целых поколений;
  • развитие исследовательской культуры, проектной деятельности;
  • формирование потребности общественно-полезного труда;
  • воспитание чувства коллективизма, коммуникабельных качеств личности;
  • воспитание художественно-эстетической культуры, неотчужденного и бескорыстного отношения к окружающему миру, “родственное внимание” к нему, понимание самоценности различных явлений жизни (жизни, природы, произведений культуры), чувство красоты мира;
  • воспитание духовно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, культуру и искусство, уважающего традиции и культуру других народов;
  • развитие образного мышления, пространственного представления, навыков, которые не только в художественном творчестве, но и в будущем помогут ученикам стать творческими и квалифицированными специалистами в ряде традиционных и современных профессий;
  • снятие нервно-психологических перегрузок, восстановление положительного эмоционально-энергетического тонуса учащихся.

7. Технология опыта.

Технология образовательного курса профессиональной подготовки “Исполнитель художественно-оформительских работ” в системе непрерывного художественного образования МОУ ДОД “Детская школа искусств №2 это комплекс, характеризующий формы, методы, приемы и средства профессиональной подготовки, представленный в адаптированной образовательной программе дополнительного образования детей. <Приложение 1>.
Образовательной целью программы является подготовка квалифицированных работников по специальности "Исполнитель художественно-оформительских работ", воспитание социально защищенной личности, профессиональная ориентация старшеклассников окончивших неполную среднюю школу. Срок обучения 3 года.
Программа содержит квалификационные характеристики, пояснительные записки, учебные планы по предметам "Производственное обучение", "Технология", “Изобразительное искусство”, методическое обеспечение по каждому предмету, список рекомендуемой литературы.
В учебных мастерских учащиеся последовательно изучают приемы и способы декоративно-оформительских работ, необходимых для овладения профессиональными знаниями по учебной программе “Технология”. Учебная программа предполагает реализацию 102 часов за период обучения согласно учебному плану. Объем часов по темам может быть изменен в пределах общего количества часов по предмету за счет других тем. Количество учебных часов по предмету, в зависимости от интереса учащихся, уровня их подготовки может превышать установленное число часов.
Программа "Производственного обучения" предусматривает обучение в учебных мастерских. В учебных мастерских учащиеся последовательно осваивают приемы и способы декоративно-оформительских работ, необходимых для овладения профессией. Обучение в учебных мастерских проводится с использованием заданий способствующих творческому развитию старшеклассников, форм коллективно-творческой деятельности с учетом реальных возможностей школы и подготовленности учащихся.
Учебная программа “Изобразительное искусство” предоставляют возможность учащимся овладеть и развить навыки и умения изобразительной и декоративной деятельности.
В процессе производственного обучения учащихся практические занятия должны проводятся поэтапно, начиная с последовательной отработки постепенно усложняющихся действий и приемов, составляющих комплекс навыков и умений соответствующей квалификации.
Целью производственной практики является закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение опыта работы по профессии.
Производственная практика учащихся способствует определению уровня самостоятельного применения в производстве полученных знаний и умений. Практика проходит после основного курса обучения и оформляется приказом директора образовательного учреждения. Продолжительность практики составляет 7 учебных недель (54 часа), при этом режим работы не превышает 2 часов работы в день. Перед направлением учащихся на предприятие проводится инструктаж по охране труда и пожарной безопасности.
В организации учебно-воспитательного процесса используются новые нетрадиционные формы, методы, приемы работы, которые обеспечивают развитие навыков проектно-творческой деятельности, исследовательской работы. Формирование у учащихся положительной мотивации к творческой деятельности осуществляется посредством использования разнообразных форм организации учебной деятельности (коллективной, групповой, индивидуальной) и видов нетрадиционных форм обучения (урок-экскурсия, урок-диспут, урок-конкурс, деловая игра, интегрированный урок). В практической деятельности успешно применяются поисковые и продуктивно-творческие методы обучения, педагогические приемы: диалог, дискуссия, метод разрешения эстетической проблемы, ассоциативно-образный анализ, постановка проблемы, что позволяет достичь высоких показателей в работе с детьми. Интеграция, осуществление преемственности учебной и внеурочной деятельности в образовательном процессе – это одна из форм педагогической практики, способствующая охватить всех участников образовательного процесса: учащегося, родителей и педагога, что в свою очередь позволяет решать поставленные педагогические задачи.
При организации образовательного процесса я использую элементы технологий коллективно-творческой деятельности, технологии личностно-ориентированного обучения, принципы исследовательского обучения, которые позволяют охватить широкий набор методов учебно-поисковой, творческой деятельности в работе с учащимися:

  1. Учащиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде от учителя. Перед детским коллективом ставится проблема создания творческой работы. Учащиеся подвергают сомнению принятые представления, они самостоятельно формулируют идеи, предположения. Участниками образовательной деятельности определяются содержание, вид деятельности.
  2. При изучении материала создаю такие ситуации, которые представляют учащимся возможность самостоятельно устанавливать и обнаруживать материал, решение поставленной проблемы. Для изучения правил учащихся знакомлю с примерами, из которых это правило можно вывести. При работе использую разработанный дидактический материал.
  3. При знакомстве с научными представлениями включаю альтернативные точки зрения. При изучении нового материала создается атмосфера общения – выслушиваются все варианты выполнения поставленных проблем. Отбирается наиболее практичные и целесообразные технологии, методы выполнения задания.
  4. Учащимся принадлежит ведущая роль в принятии решений. При ведении образовательного процесса учащиеся, педагог и родители становятся равноправными участниками коллективно-творческой деятельности.
  5. Практическая работа побуждает учащихся выдвигать идеи, альтернативные темы, которые они изучают в классе. Учащиеся находят новые технические элементы, приемы.
  6. В творческой деятельности учащимся предоставляется возможность самостоятельно планировать свою работу, определять ее аспекты, предлагать возможные результаты.
  7. Каждый учащийся самостоятельно изучает, определяет и интегрирует сведения и наблюдения. При выполнении общего задания каждый участник образовательного процесса выполняет свою задачу, предлагая свои варианты решения поставленной задачи.

Мониторинг индивидуального уровня развития, позволяет определить индивидуальные особенности каждого и выбрать оптимальные формы организации обучения с их учетом. Результаты диагностики успеваемости фиксируются в личном деле ученика, отслеживание уровня творческого развития – в творческом дневнике. Развитие предусматривает определенную специализацию, совершенствование в той области творческой художественной деятельности, где необходимы качества личности ученика, которые у него преобладают.
С целью формирования творческой активности выявлено семь этапов творческой активности учащихся в системе дополнительного образования в условиях личностно-ориентированного образования: выявление, диагностика, создание свободной зоны, сотрудничество, целенаправление, разработка индивидуальной программы обучения, активизация самообразования.
На уровне детского коллектива диагностика творческого развития учащихся проводится ученическим художественным советом по итогам классных конкурсов, выполнения тематических творческих работ. На практике широко применяются следующие приемы: коллективное обсуждение и анализ результатов, самооценка, выставка-просмотр, творческий отчет, презентация учебного проекта, исследовательской работы.
На уровне образовательного учреждения промежуточная аттестация по теоретическим предметам проходит в форме контрольных письменных работ, устных зачетов. Итоговая аттестация проходит, как правило, в форме защиты научно-исследовательской работы, учебно-творческого проекта. Промежуточная аттестация по практическим занятиям проходит в форме просмотра текущих работ экспертной комиссией школы по предметам "Производственное обучение", “Изобразительное искусство”.
Итоговая аттестация проходит по предметам "Производственное обучение" в форме просмотра итоговой практической работы; по предмету "Технология" в форме защиты учебно-творческого проекта, научно-исследовательской работы.
Экспертная комиссия определят уровень квалификации выпускника. И при успешной итоговой аттестации на основании решения педагогического совета школы и приказа директора выпускнику выдается свидетельство о присвоении квалификации по специальности "Исполнитель художественно-оформительских работ" установленного образца.

8. Результативность.

К достижениям, положительному результату реализации образовательного курса профессиональной подготовки “Исполнитель художественно-оформительских работ” в системе непрерывного художественного образования МОУ ДОД “Детская школа искусств № 2” можно отнести результаты диагностики уровня обученности (успеваемость, качество), достижения детей на конкурсах выставках различного уровня, заинтересованность детей в образовательном процессе – сохранность контингента обучающихся, трудоустройство и поступление выпускников школы в высшие учебные заведения художественной направленности.
Стабильная заинтересованность учащихся в образовательном курсе, подтверждается сохранению контингента учащихся: 2006–2007 – 95%; 2007–2008 – 96%; 2008-2009 – 98%.
Уровень усвоения ЗУН по предметам образовательной программы “Исполнитель художественно-оформительских работ” составляет: 2006–2007 уч. году: успеваемость – 100%, качество знаний – 69%; 2007-2008 уч. году: успеваемость – 100%, качество знаний – 70%; 2008–2009 уч. году: успеваемость – 100%, качество – 72%.
В общей сложности, детским коллективом создано за период с 2006 года создано 6 театральных декораций: “Зимний лес”, “Осенний деревенский пейзаж”, “Интерьер русской избы”, “Пейзаж времен Великой Отечественной войны”, “Сказочный лес”, абстрактные декорации к показу тематических коллекций одежды. Создание театральных декораций позволило достойно представить на городских и окружных фестивалях детского народного творчества “Все краски Ямала”, VII областной фестиваль народного творчества “Радуга”, конкурсные театрализованные мероприятия, подготовленные фольклорным коллективом Детской школы искусств№2. Учащимися систематически оформляются школьные мероприятия “Возьмемся за руки, друзья!”, новогодние праздники, творческие отчеты школы, выставки и мероприятия городского уровня.
За период с 2006 года было подготовлено более 20 победителей городских конкурсов “Радуга профессий”, “Мы за здоровый образ жизни!”, “В новый век здоровое поколение”, “Овеянные славою флаг наш и герб”, “Осторожно, огонь!”; подготовлено 6 дипломантов и лауреатов окружных конкурсов изобразительного творчества “Я здесь живу”, “Мы за здоровый образ жизни!”, “Радуга профессий”, “Наследие Великой Победы”, лауреат выставки фестиваля художественного творчества городов Заполярья и Крайнего Севера в г.Москве “Мое отечество наследие Победы”, Международного конкурса “Прошлое, настоящее и Будущее в творчестве детей”.
За период с 2006 года по адаптированной образовательной программе дополнительного образования детей “Исполнитель художественно-оформительских работ” в детской школе искусств № 2 обучалось более 73 человек. Из них 6 обучаются и закончили высшие и средние специальные заведения страны художественной направленности.
Выпускница Сторожук Ирина получила высшее образование и работает в городской художественной мастерской г. Губкинский.

9. Адресная направленность.

Образовательный курс профессиональной подготовки “Исполнитель художественно-оформительских работ” в системе непрерывного художественного образования МОУ ДОД “Детская школа искусств № 2” г. Губкинский может быть рекомендован и эффективно использоваться в образовательных учреждениях как “профильный образовательный курс”, в учреждениях дополнительного образования как образовательный курс профессиональной подготовки.

10. Трудоемкость.

Образовательная программа реализуется в системе непрерывного художественного образования МОУ ДОД “Детская школа искусств № 2” г.Губкинский с 1996 года.
Апробация программы, обмен и трансляция результатов внедрения это одно из направлений позволяющих провести методический мониторинг опыта работы. С этой целью мною было проведено 15 тематических выступлений по проблемам образовательной области “Искусство”: творческий отчеты по теме самообразования “Особенности индивидуального подхода в развитии творческой активности учащихся”, на городском МО учителей ИЗО, черчения и педагогов дополнительного образования, “Творческое развитие учащихся”, на школьном МО преподавателей МОУ ДОД “Детская школа искусств № 2”; на городском практическом семинаре “Преемственность образовательных программ в системе непрерывного художественного образования детской школы искусств № 2” в 1998 году; на Всероссийском научно-практическом семинаре учителей изобразительного искусства в городе Москва выступил с докладом “Художественное образование как фактор формирования поликультурного сознания личности”, представляющим актуальные проблемы преемственности в образовательной области “Искусство”, сложившуюся систему непрерывного художественного образования в МОУ ДОД “Детская школа искусств № 2” г. Губкинский. Проведены мастер-класс “Создание эмоционального образа в композиции” на городском практическом семинаре учителей ИЗО, черчения, технологии и педагогов дополнительного образования, 5 открытых занятий, демонстрирующих педагогические методы, приемы технологии личностно-ориентированного обучения используемы при реализации адаптированной программы дополнительного образования.
Разработаны наглядно-методические пособия, демонстрационный материал к образовательной программe “Исполнитель художественно-оформительских работ”, оформлена учебная мастерская.
Разработана авторская методическая разработка “Театральная декорация как средство художественно-эстетического воспитания”. Новизна разработки заключается в описании технологического процесса создания театральной декорации и описании особенностей, методов, способов, приемов, технологического процесса художественной росписи ткани в технике "Батик".
Методическая разработка рецензирована академиком, профессором педагогических наук, ректором института дополнительного профессионально-педагогического образования г.Челябинска С.Г.Молчановым.
Образовательная программа дополнительного образования детей “Исполнитель художественно-оформительских работ” прошла экспертизу и принята экспертно-методическим советом МОУ ДОД “Детская школа искусств № 2” (Протокол № 10 от 17.05.2004 г.); утверждена как адаптированная на заседании городского экспертного совета (Протокол № 1 от 22.12.2006 г.) и получила положительную рецензию заведующей кафедрой управления образованием института дополнительного профессионально-педагогического образования г.Челябинска В.Ю.Истоминой.
Детская школа искусств № 2 провела лицензирование адаптированной образовательной программы дополнительного образования детей “Исполнитель художественно-оформительских работ” в 2006 году.
Материалы передового педагогического опыта были представлены на окружном семинаре “Активизация творческой и познавательной деятельности учащихся в образовательно-воспитательном процессе через использование современных педагогических технологий”, который проводился на базе МОУ ДОД ЦВР “Истоки” г.Новый Уренгой в 2008 г.