Урок информатики во 2-м классе по теме: "Текст и его смысл"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный.

Стратегия: развивающая, опережающая.

Цели урока:

  • расширить представление учащихся о тексте, закрепить представление об отношении понятий “текст” – “смысл” (влияние знаков препинания на смысл текста; слово – это цепочка букв, имеющая смысл)
  • сформировать четкое понимание, что для компьютера текст – цепочка символов;
  • развивать информационную культуру, логическое мышление и самостоятельность;
  • прививать исследовательские навыки, умение работать в коллективе.

Оснащение урока и оборудование:

  • 10 карточек со спрятанными словами для работы в парах;
  • карточки с деформированным текстом для работы в группах;
  • рабочая тетрадь № 2;
  • мультимедиа проектор и экран;
  • презентация к уроку;
  • компьютеры и электронное пособие к уроку.

Ход урока

1. Работа в парах. (цветные карточки)

У каждой пары на парте лежит цветная карточка с записью. Найдите в строке спрятанное слово.

А) б у а к р т о с к (урок)

Б) 5473Н41А386Ч97И256Н5А64Е983Т731С58Я9 (начинается)

В) I Q F D L Б U W R У G I G Д Z V Ь R N (будь)

Д) 3674С8592Л16946У26379Ш17595А432695Й175 (слушай)

Е) УВ Д О Ы Ф П Ж О Ч К Л Ю Н Г Я Й (выполняй)

Ж) 3605З295А721Д95А294НИ851Я9 (задания)

З) С П Э Ю Р О Ж Я Г В Я Л Ц Р Я Ы Й (проявляй)

К) GFVУURQNДZLIАURNЧDSИLZW (удачи)

Когда все пары будут готовы открывается <Приложение 1, слайд 1>, на котором постепенно появляются отгаданные слова.

2. Работа в группах. (белые карточки)

– Прочитайте, что получилось? (Текст)
– Понятен ли смысл текста? Почему? (Нет, в нем нет знаков препинания)
– У вас на партах лежат белые карточки. Расставьте знаки препинания и исправьте ошибки. (Работают в группах по 4 человека)

Когда все группы готовы открывается <Приложение 1, слайд1>, на котором постепенно появляются знаки препинания и исправляются ошибки.

– Прочитайте полученный текст. Теперь понятен его смысл? Что нам помогло?
– Какой же вывод вы можете сделать о тексте? (в тексте всегда есть знаки препинания, которые влияют на его смысл)

3. Работа в тетради.

– Из чего состоит текст? (Из предложений)
– Из любых предложений? (Связанных между собой по смыслу)
– Откройте тетрадь на стр. 30. Прочитайте задание № 7. Выполните его самостоятельно. (Проверка фронтальная)
– Кто может продолжить текст? (Один читает стихотворение наизусть)
– Что вы сейчас читали? (Стихотворение А.С.Пушкина “У лукоморья дуб зеленый”)
– Можно назвать его текстом? Почему? (Да, он состоит из предложений, которые связаны по смыслу; есть знаки препинания, которые влияют на смысл)

4. Работа над словом.

– Из чего состоят предложения? (Из слов)
– А слова? (Из букв)

Открывается <Приложение 1, слайд 2>.

– Сравните цепочки букв. Чем они похожи? (По 9 букв, буквы одинаковые)
– Чем отличаются? (1-е – это слово, оно имеет смысл, а второе – нет)
– Объясните значение 1-го слова. (Машина, которая помогает человеку при письме, вычислениях, передачи информации)
– Понимает ли компьютер смысл текста?
– А что для него текст? (Это определенный набор символов)

5. Компьютерный практикум.

Вариант 1.

Дети садятся за компьютеры, открывают электронное приложение к уроку 22, задание № 1. (Выполняют в парах.)

Вариант 2.

Половина детей работает за компьютерами, а остальные это же задание выполняют в тетрадях. Затем – меняются.

– Докажите, что получились слова. (они имеют смысл) (каждое слово дети объясняют).

Задание № 1 закрывается, открывается задание № 2.

– Прочитайте задание. Какое важное условие надо соблюдать? (Изменять только одну букву)
– Какое слово дано первоначально? Как получилось следующее слово? Продолжите самостоятельно. (Проверяется фронтально) (Варианты работы такие же)

Задание № 2 закрывается, открывается задание № 3.

(Выполняют самостоятельно, проверка фронтальная) (варианты работы такие же)

6. Итог урока.

– Что же влияет на смысл текста? (предложения должны быть связаны по смыслу; должны быть знаки препинания; предложения состоят из слов, которые тоже должны быть связаны по смыслу)

7. Домашнее задание. Т. – стр. 29–30 № 2, 5, 7; учеб. – стр. 101–104 прочит. <Приложение 1, слайд 3>.