Цели:
- познакомить с особенностями винительного падежа;
- научить различать именительный и винительный падежи имен существительных; развивать речь учащихся, наблюдательность, внимание;
- воспитывать интерес к предмету, аккуратность.
Оборудование:
- таблица: падежи, вопросы, предлоги;
- индивидуальные карточки – опоры;
- словари.
Ход урока
1. Организационный момент. (Проверим свое рабочее место)
2. Физкультминутка: массаж активных точек на ушах, на лице, на кисти; работа по схеме универсальных символов (Приложение 5).
3. Минутка чистописания:
Б В Г Д Ж З К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
Что общего у этих букв? Вспомните правописание слов с заглавной буквы, например:
Константин Георгиевич Паустовский
4. Словарная работа.
Прочитайте пять последних слов как написано из словаря на “К”, спишите, поставьте ударение, назовите безударные гласные. Почему эти слова оказались в словаре?
Установка на запоминание:
Я могу запомнить!
Я хочу запомнить!
Я запомню!
5. Придумай три предложения с существительным костер так, чтобы оно
стояло в именительном, родительном и дательном падежах.
Повторение вопросов, предлогов именительного, родительного, дательного падежей
по таблице и опорам (опоры на крестообразных держалках, Приложение 3).
6. Формулирование темы и цели.
7. Наблюдение над употреблением существительных в винительном падеже.
а) Составление предложений по действиям учащихся:
Что делает девочка? (Вызывается девочка, она должна полить цветок)
Девочка поливает цветок. Что это? Предложение. Назовите подлежащее. В каком падеже оно стоит? Назовите другое существительное в этом предложении. Задайте к нему вопрос. В каком падеже оно стоит? Почему?
Вывод: существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что?, имеет предлоги, в предложении является второстепенным членом. Тренаж по меткам–картинкам (Приложение 1).
б) с. 47 (предложения вверху). Назовите подлежащее. На какой вопрос оно отвечает? А другие существительные? В каком падеже они стоят? Вопросы винительного падежа: кого? что? куда?
Винительный падеж обозначает на кого переходит действие.
Смена поз: одни сели – другие встали за конторки (Приложение 2).
8. Упражнения в определении существительных именительного и винительного падежа. Упражнение № 112 на с.47-48.
9. Работа использованием экологического панно (Приложение 4).
Составь предложение с существительным “берег”, ставя его в И.п., затем в В.п.
Итог:
- вопросы винительного падежа.
- предлоги
- член предложения
Домашнее задание: упражнение № 110.