Цели:
- Знать признаки и строение текста, определять связи предложений в тексте;
- Практически закрепить теоретические вопросы, связанные с изучением текста, которые встречаются в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ через совершенствование навыка аргументации суждения.
- Научить учащихся проявлять себя в различных сферах жизнедеятельности через умение грамотно и логично рассуждать.
I. Организационный момент.
Учитель: Посмотрите на тему урока и попробуйте сами сформулировать его цель.
Учащиеся: Совершенствовать навык аргументации суждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Учитель: Что же такое аргумент , аргументация?
Аргумент – довод, доказательство.
Аргументация – совокупность аргументов.
Учитель: Почему мы обращаемся к аргументации?
Умение аргументировать свои мысли, суждения поможет нам подготовиться к ЕГЭ.
II. Повторение сведений о тексте
Учитель: Сегодня мы будем работать с текстом, поэтому давайте вспомним, что такое текст?
Учащиеся: Текст – от лат. textus – ткань, соединение.
Текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически.
Учитель: Аргументируйте это высказывание.
(Учитель помогает ученикам расположить предложенные аргументы в порядке логики)
- Несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью;
- тематическое и композиционное единство всех его частей;
- наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);
- смысловая цельность;
- относительная законченность.
III. Практическая работа.
Учитель: Соберите из отдельных предложений текст. Аргументируйте свой выбор. (Учащиеся на отдельных листочках получают предложения под номерами)
- Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли.
- И когда от пня останется одна труха, и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы – ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу теплым дыханием прошедшей жизни.
- Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в средину пня.
- Это елочка ловко устроилась на пеньке.
- Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.
- Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смети своей хранил и вскармливал дитя.
(Ответ: 4, 3, 5, 1, 6, 2)
Учитель: Автор этого текста известный писатель В.П. Астафьев. Какое утверждение автора соответствует основной мысли текста?
- Тот, кто не растет, умирает! – таков закон жизни.
- Молодому растению необходимо создавать условия для жизни.
- Жизнь продолжается именно потому, что существует связь поколений и память о прошлом.
- чтобы выжить, надо научиться приспосабливаться.
(Ответ аргументируйте)
Учитель: В каком предложении текста сформулирован вывод ?
А) 6 | Б) 1 | В) 2 |
(Ответ аргументируйте)
Учитель: Вспомните, как в 9-м классе на экзамене вы писали сочинение-рассуждение. Чтоб доказать определенное суждение (мысль), вы использовали аргументы. По какому алгоритму строилось рассуждение?
Учащиеся:
- Мысль
- Доказательство в виде аргументов: во-первых..., во-вторых..., например...
- Вывод: итак..., поэтому... (данный алгоритм показывается на слайде)
Какие слова помогают логично и грамотно строить доказательство? (Вводные слова)
Учитель: пользуясь этим алгоритмом, объясните, почему В. Астафьев
назвал ель родительницей.
Кого мы можем так назвать и почему?
Делая вывод, объясните авторскую позицию.
Прав ли автор?
Найдите аргументы из нашей жизни, подтверждающие позицию автора.
Учитель: Еще раз посмотрите на текст В Астафьева. Определите тип речи.
- Описание
- Повествование и описание
- Рассуждение и описание
- Рассуждение (докажите вашу мысль с помощью аргументов)
Учитель: Определите стиль речи, аргументируйте свое суждение.
- Публицистический
- Художественный
- Художественно-публицистический
- Разговорный
Учитель: Определите отношение В. П. Астафьева к высказанному содержанию. Какие слова на это указывают?
Ответ: Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (елочка, пенек, корешок, деревце, травинки) указывают на ласковое и нежное отношение автора к беззащитной елочке, к ее родительнице – ели.
Учитель: Найдите предложения, связанные с предыдущим цепной связью с помощью личного местоимения. Укажите их номера. (3, 6).
Учитель: Определите средство выразительности в предложении № 6.
- Метонимия
- Олицетворение
- Метафора
- Гипербола
- Аллегория
(Ответ: 2, 3)
Учитель: В каком предложении автор использует однородные деепричастные обороты?
- 6
- 5
- 2
(Ответ: 2)
Учитель: Определите функцию однородных деепричастных оборотов в предложении
(Ответ аргументируйте)
- Дополняют детали общей картины
- Показывают динамику действий
- Придают речи эмоциональный оттенок
Учитель: Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения
- Предложение № 3 – сложносочиненное, состоит из двух простых
- Предложение № 5 – сложное со сложноподчиненной и – сложносочиненной связью
- Предложение № 6 – сложноподчиненное, состоит из трех простых предложений
(Ответ: № 2)
Учитель: Укажите номер предложения с однородной подчинительной связью.
- № 3
- № 5
- № 6
- № 2
(Ответ: № 6)
Учитель: Укажите номер предложения с вводным словом.
- № 5
- № 1
- № 6
- № 2
(Ответ:№ 6)
IV. Подведение итогов.
Учитель: Давайте вспомним, какую цель мы ставили сегодня на уроке. Совершенствовать навык аргументации суждения.
– Достигли ли мы ее?
– Какими должны быть аргументы? (Точными, краткими, логичными)
– Вспомните алгоритм рассуждения.
Только ли для успешной сдачи экзамена нужно уметь аргументировано доказывать свои суждения?
– В каких жизненных ситуациях нам может понадобиться умение грамотно
рассуждать? Приведите примеры.
– Какой можно сделать вывод?
V. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на любую выбранную тему: “Умение рассуждать расширяет круг общения”, “Без аргументов невозможно рассуждать, а без рассуждений невозможно жить”, “Грамотная речь – залог успеха”.