Цели урока:
- ввести понятие пропорции;
- добиться от учащихся знания основного свойства пропорции;
- доказать учащимся уникальную значимость этой темы, ее связь с окружающим миром, с искусством.
Материалы и оборудование:
- файлы с сигнальными фишками, линейками, перфокартами и карандашами;
- вырезанные из цветной бумаги яблоки (6), груши (10), лимоны (5);
- репродукции картин, скульптур, архитектурных сооружений;
- ½ листка (25), магниты;
- распечатка самостоятельной работы на два варианта (25);
- проекты учащихся.
План урока:
Работа бригадиров перед началом урока по проверке наличия домашнего задания, опроса определения “отношение” учащихся своей четверки.
- Организационный момент – 2 минуты;
- Проверка домашнего задания (с. 125, № 735, 740, 742*) – 3 минуты;
- Гимнастика ума:
а) программированный контроль – 3 минуты;
б) “Чудо-дерево” – 2 минуты; - Изучение новой темы (с. 126–127) – 10 минут;
- Работа в тетрадях: с. 128, № 744 (а, б), 746 (а, г), 745* – 15 минут;
- Физкультурная пауза, гимнастика для глаз – 3 минуты;
- Самостоятельная работа – 5 минут;
- Домашнее задание: п. 21,стр. 130–131 № 760, 765 (а), 756* – 2 минуты;
- Итоги урока – 7–10 минут.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Внимание! Тема нашего урока написана на доске. По программе на тему “Пропорции” отводиться четыре урока, сегодня у нас первый урок, на котором вы познакомитесь с понятием “пропорция”, узнаете основное свойство пропорции, и, наконец, откроется тайна: почему так необычно звучит тема нашего урока. План урока перед вами.
2. Проверка домашнего задания.
№ 735
- 13:20 = 13/20
- 15:26 = 15/26
- 13/20 = 169/260 > 15/26 = 150/260
Ответ: 13/20 и 15/26.
№ 740
- 76 – 12 = 64 (т) – задание комбайнера.
- 64 : 100 = 0,64 (т) – 1% задания.
- 12 : 0,64 = 18,75 (%) – на столько процентов перевыполнено задание.
Ответ: на 18,75 %.
№ 742* (а)
- S1 = a×в
- S2 = m×n
- S1/S2 = aв/mn
- Если a = 9, в = 2, m = 8, n = 3, то 9×2/8×3 = 3/4
Ответ: 3 : 4.
Самооценка за домашнее задание с помощью сигнальных фишек.
3. Устный счет.
а) программированный контроль.
1-й вариант 1) 2) 0,5×6 3) 5/8 × 8 4) 4/7 : 4 5) 0,32 :0,8 |
2-й вариант 1) . 2) 8×0,5 3) 7×3/7 4) 5/8 : 5 5) 0,28 : 0,7 |
Ответы:
1-й вариант |
2-й вариант |
|||||
А) | Б) | В) | А) | Б) | В) | |
2 21 |
2 7 |
6 7 |
5 4 |
5 12 |
15 4 |
|
30 | 0,3 | 3 | 0,4 | 4 | 40 | |
5 | 5 64 |
40 | 3 | 3 49 |
21 | |
16 7 |
1 28 |
1 7 |
25 8 |
1 8 |
1 40 |
|
4 | 0,4 | 0,04 | 4 | 0,04 | 0,4 |
Взаимопроверка в парах. На доске – магнитные фишки.
Критерий оценки: “5” – за 5 правильных заданий, “4” – за 4, “3” – за 3, “2” – менее трех правильных ответов.
Смена динамических поз: у кого “5” -встаньте, у кого “4” – встаньте, у кого “3” – встаньте.
б) Чудо-дерево.
На столе новогодняя елка с необычными украшениями: на елке висят 6 яблок,10 груш,5 лимонов.
Учитель:
- Что называют отношением двух чисел? (Отношение – это частное двух чисел)
- Чему равно отношение количества яблок к количеству груш? (6 : 10)
- Чему равно отношение количества лимонов к количеству яблок? (5 : 6)
- Чему равно отношение количества лимонов к количеству груш? (5 : 10)
4. Изучение новой темы.
(стр. 126–127)
Работа в тетрадях: число, классная работа, тема.
Учитель: Обратите внимание на отношение количества яблок к количеству груш и на отношение количества лимонов к количеству груш. Эти отношения можно записать иначе, упростив:
1)
2) 5:10 = 1:2
В общем виде: , a : b = c : d
Равенство двух отношений называется пропорцией , где a, d – крайние члены, b, c – средние члены пропорции.
Хоровое чтение, стоя определения пропорции.
С помощью карандаша запишите пропорцию в воздухе.
В каждой пропорции найдем произведение ее крайних и произведение ее средних членов:
1) | 6× 5=30 10×3=30 30=30 (верно) |
2) | 5 : 10 = 1 : 2 5 × 2 = 10 10 = 10 (верно) |
Вывод: (основное свойство пропорции)
В верной пропорции произведение ее крайних членов равно произведению ее средних членов.
Смена динамических поз: стоя читаем основное свойство пропорции.
5. Закрепление.
(стр. 128)
№ 744(а, б), 746 (а, г, д), 745*
№ 744
а) | 5 : 3 = 2 : 1,2 5 : 3 = 5/3 = 1 2/3 2:1,2 = 20/12 = 5/3 = 1 2/3 1 2/3 = 1 2/3 (верно) |
б) | 0,9:1/3 = 9/10 : 1/3 = (9×3)/(10×1) = 27/10 45 : 16 2/3 = 45 : 50/3 = (45×3)/50 = 27/10 = 2,7 2,7 = 2,7 (верно) |
Физкультурная пауза.
Гимнастика для глаз:
- 1–2: голову – назад,
3–4: голову – вперед.
(5 раз) - Руки на пояс.
1–2: голову – направо,
3–4: голову – налево.
(5 раз) - 1 – руки в кулак,
2 – руки вверх,
3 – руки вниз,
4 – кисть расслабить.
(3 раза) - Глаза – влево-вправо – 5 раз.
- Глаза описывают ∞ – 3 раза.
- Глаза открыли, поморгали.
- Точечный массаж кистей рук карандашом.
Закрепление.
№ 746
А) | 4 ½ : 3
¼ = 36 : 26 4 ½ × 26 = (9×26)/2 =117 3 ¼ × 36 = (13×36)/4 =117 117 = 117 (Верно) |
Г) | 0,35 × 0,18 = 0,063 0,105 × 0,6 = 0,063 0,063 = 0,063 (верно) |
Д) |
18 × 5 = 90 3 × 30 =90 90 = 90 (верно) |
№ 745*
8. Самостоятельная работа.
Инструктаж:
“5” – за 4 правильно выполненных задания,
“4” – за 3 правильно выполненных задания,
“3” – за 2 правильно выполненных задания,
“2” – за выполнение менее двух заданий.
Каждому ребенку выдается карточка с самостоятельной работой.
1 вариант Проверь, верна ли пропорция:
|
2 вариант Проверь, верна ли пропорция:
|
Взаимопроверка, самопроверка, показ фишкой “5”, “4”, “3”.
Ответы 1 варианта:
|
Ответы 2 варианта:
|
9. Домашнее задание.
П. 21, стр.130–131, № 760, 762, 756* – инструктаж.
10. Итоги урока.
Учитель: Подведем итоги урока.
Вопросы:
- Дайте определение пропорции.
- Как читается основное свойство пропорции?
- Кто из ученых древности впервые изложил теорию отношений и пропорций?
(Евклид (ІІІ в. до н.э.) –древнегреческий математик в книге “Начала”) - Вернисаж (открывается боковая доска)
Что общего у обычной ветки растения, у Джоконды из знаменитой картины Леонардо да Винчи, здания Парфенон из Афин и жемчужины русского зодчества церкви Покрова на Нерли?
Ученики отвечают: везде присутствует “золотое сечение” или “божественная пропорция”: 5/8 или 8/13.
Ученик: О загадочном золотом сечении упоминается в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля, Евклида. Именно оно управляет всей нашей жизнью. Тайный смысл этого термина скрыт в глубинах математики, физики, музыки, поэзии, живописи, архитектуре, в окружающей нас природе.
Золотое сечение – это гармония, стройное сочетание, взаимное соответствие предметов, их частей, соединяющих их в единое целое.
Учитель: С пропорциями связано представление о красоте, порядке, гармонии. Слово “пропорция” означает соразмерность, определенной соотношение частей между собой.
Ученик: В пропорциях человеческого тела и лица, согласно художественным канонам знаменитого итальянского мастера Леонардо да Винчи, закономерно присутствует отношение золотого сечения: 5/8, 8/13 и т.д. В своем творчестве он не перестает нас восхищать пропорциями золотого сечения. Одна из его известнейших работ “Джоконда” или “Мона Лиза”.
Учитель: Знаменитый Парфенон – здание, часть древнегреческого Акрополя (V в. До н.э.). Отношение высоты здания к его длине равно 0,618.
Обложка нашего учебника “Математика 6”. На ней изображена скульптура “URANIA”. В греческой мифологии это богиня неба. Скульптура выполнена по закону золотого сечения.
Ученик: Листья на растениях расположены так, что между каждыми двумя парами листьев третья расположена в месте “золотого сечения”.
(рассказ о практической работе на факультативе с листом крапивы)
Учитель: Подведем итог всему сказанному. Весь окружающий мир, включая и растения, и животных, и человека, и здания, и дворцы, и храмы, и даже Вселенную построены по закону золотого сечения. Пропорции как бы ниспосланы нам небесами, поэтому их называют “божественными”.
В должности учителя математики работаю 29 лет, из них 21 год в МОУ СОШ № 18. В 2006 г. школа стала победителем конкурса “Лучшая школа Подмосковья” и получила миллионный грант. С 2004 г. имею высшую квалификационную категорию, второй год работаю над проектом “Одаренные дети”. В 2008 г. в рамках городского семинара “Мастер-класс” дала открытый урок для учителей города в 6 “А” классе по данной теме.