Цель урока: изучить свойства солей в свете теории электролитической диссоциации.
Задачи:
1. Образовательная: повторить и закрепить полученные знания об основаниях и химических свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации.
2. Развивающая: развивать у учащихся интерес к химии, раскрывать практическую направленность науки химии, связь ее с другими науками, развивать наблюдательность, развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использоваться изученным материалом для познания нового.
3. Воспитательная: воспитание самостоятельности, сотрудничества, способности к взаимовыручке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедиа проектор, учебники, рабочие тетради, инструкция к лабораторном опытам №5, презентация (приложение 1).
Реактивы: лабораторное оборудование и растворы: соляной кислоты, гидроксида натирия и калия, хлорида железа (III), сульфата меди (II), нитрата серебра, сульфата натрия, ортофосфата натрия, хлорида натрия; металлы: медь, цинк, железо.
Ход урока
1. Организационный момент (сообщить тему, цель и план урока – слайд №1).
2. Фронтальный опрос
Вопросы учителя |
Предполагаемые ответы учащихся |
№ слайда |
Что такое основание в свете теории электролитической диссоциации? |
Основаниями называются электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуютcя только гидроксид-ионы. Na2SO4 → 2 Na++SO42- |
2 |
Задание 1: Выберите тот ряд, в котором находятся только основания и дайте им названия. А) СаO, Zn( В) Cr(OH)3, Al(OH)3, Сa(OH)2 С) NaOH, KOH, NH4Cl Д) CO2, HCl, FeOHCO3 |
В) Cr(OH)3, Al(OH)3, Сa(OH)2 Cr(OH)3 - гидроксид хрома (III) Al(OH)3- гидроксид алюминия Сa(OH)2 - гидроксид кальция |
2 |
Задание 2. Напишите электролитическую диссоциацию тех оснований, которые являются электролитами. NaOH, Ba(OH)2, NH4OH, Al(OH)3 |
NaOH → Na+ +OH- Ba(OH)2 → Ba2++OH- NH4OH → NH4+ + OH- Al(OH)3 → неэлектролит |
3 |
Задание 3. С какими из перечисленных веществ реагирует раствор гидроксида натрия? 1. Гидроксид калия 2. Вода 3. Серная кислота 4. Оксид бария 5. Медь 6. Хлорид бария 7. Оксид углерода (IV) 8. Соляная кислота 9. Магний 10. Раствор фенолфталеина Запишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакций. |
1) 2NaOH + H2SO4 → Na2SO4 + 2H2O 2Na+ +2OH- +2 H++ SO42- → 2Na+ + + SO42- + 2H2O OH- + H+→ H2O 2) 2NaOH + CO2 → Na2CO3 + H2O 3) NaOH + HCl → NaCl + H2O Na+ +OH- + H++ Cl-→ Na+ +Cl- + H2O OH- + H+→ H2O 4) NaOH + фенолфталеин → окраска малиновая |
4 |
Опыт: 1 |
1) NaOH + HCl → NaCl + H2O Na+ +OH- + H++ Cl-→ Na+ + Cl- + H2O OH- + H+→ H2O (фенолфталеин бесцветный) NaOH + фенолфталеин → окраска малиновая |
5 |
3) Изучение свойств солей в свете электролитической диссоциации
Учитель |
Объяснение |
№ слайда |
Что такое соли в свете электролитической диссоциации? |
Солями называют электролиты, которые при диссоциации образую катионы металлов и катионы аммония и анионы кислотных остатков. Na2SO4 → 2 Na++SO42- |
6 |
Классификация солей по составу |
7 |
|
Применение солей |
Многие соли применяют в быту (поваренная соль, сода), в качестве минеральных удобрений, при производстве стекла, моющих средств, взрывчатых веществ. |
8 |
Таблица: «Химические свойства оснований в свете электролитической диссоциации».
(в приложении 3, приложении 4 и приложении 5– инструкция к выполнению лабораторного опыта).
№ п/п |
Химические свойства солей |
Наблюдения и признаки реакций |
Уравнения химических реакций |
|
Химические свойства щелочей (растворимых оснований) (слайд №9) |
||
1 |
Взаимодействие солей с металлами. I FeCl3 и Сu II CuSO4 и Fe III CuSO4 и Zn |
I не реагирует II образуется медь III образуется медь |
FeCl3 + Сu ≠ CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu CuSO4 + Zn → ZnSO4+Cu |
2 |
Взаимодействие солей с растворами щелочей I NaOH и FeCl3 II КOH и СuSO4 III NaOH и |
1 – не идет реакция до конца 2, 3 – выпадают осадки |
3NaOH + FeCl3 → Fe(OH)3↓ +3 NaCl 3Na++3OH- + Fe3++3Cl - → Fe(OH)3↓ + 3 Na++3Cl- 3OH- + Fe3→ Fe(OH)3↓ 2КOH + СuSO4 → Cu(OH)2 ↓ + K2SO4 2К+<+2OH- + Сu2++SO4 2- → Cu(OH)2 ↓ + +2K+ +SO4 2- 2OH- + Сu2+→ Cu(OH)2 ↓ 2NaOH + Zn(NO3)2 → Zn(OH)2↓+2NaNO3 2Na++2OH- + Zn2++2NO3- → Zn(OH)2↓ + +2Na++2NO3 – 2OH- + Zn2+→ Zn(OH)2↓ |
3 |
Взаимодействие солей с кислотами. Na2CO3 и HCl |
Выделение газообразного вещества. |
Na2CO3 +2 HCl → 2 NaCl + H2O + CO2↑ 2 Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- → → 2 Na+ + 2Сl- + H2O CO32- +2H+→ H2O |
4 |
Взаимодействие солей с солями I AgNO3 и NaCl II Na3PO4 и AgNO3 III BaCl2 и Na2SO4 |
Выпадение различных осадков солей |
AgNO3 + NaCl → AgCl ↓ + NaNO3 Ag++ NO3 - + Na+ + Cl- → AgCl ↓+ +Na+ +NO3 - Ag++ Cl- → AgCl ↓ 3AgNO3 + Na3PO4→ Ag3PO4 ↓ + 3KNO3 3Ag++3NO3 - + 3Na++ PO43 -→ Ag3 PO4 ↓ + + 3Na++ NO3 - 3Ag++ PO43 -→ Ag3PO4 ↓ BaCl2 + Na2SO4 → BaSO4 ↓ + 2 NaCl Ba2++2Cl - + 2Na ++SO42- → BaSO4 ↓ + +2 Na+ + 2Cl- Ba2++SO42- → BaSO4 ↓ |
5 |
Изменяют ли соли окраску индикаторов? АlCl3, NaCl, Na2CO3 |
Изменяют, но не все |
|
4. Итог урока
Вывод:
1) солями называют электролиты, которые при диссоциации образую катионы металлов и катионы аммония и анионы кислотных остатков;
2) соли взаимодействуют с более активными металлами, чем металл, входящий в состав данной соли; с кислотами, со щелочами и с другими солями.
3) при изучении химических свойств солей мы получали новые соли (4 способа), а существует 10 получения солей.
5. Домашнее задание: § 11, задание по карточке, письменное задание на стр. 46 (по способам получения солей).