Открытый урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение знаний о глаголе"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • образовательные: закреплять знания о грамматических признаках глагола, совершенствовать умение писать безударные личные окончания глаголов, выполнять морфологический разбор глагола, составлять текст по ключевым словам;
  • зазвивающие: развивать память, внимание, мышление, правильную речь, правильную посадку за партой;
  • воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, чувство взаимопомощи, уважение к одноклассникам, близким людям.

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока

Составьте из слов тему урока. Сформулируйте цели урока. (Учитель произносит слова, записанные на доске).

ЗНАНИЕ

ГЛАГОЛ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

О

(Закрепление знаний о глаголе).

2. Актуализация знаний: тест-опрос

1) Глагол это:

А) часть слова

Б) часть речи +                                                                            

В) член предложения

2) Глагол отвечает на вопросы:

А) кто? что?

Б) какой? какая? какое? какие?

В) что делает? что сделает? +

3) Глагол обозначает:

А) предмет

Б) признак предмета

В) действие предмета  +

4) Укажи слово, которое является глаголом:

А) побежал +

Б) бег

В) беговая

5) В предложении глагол чаще всего бывает:

А) подлежащим

Б) сказуемым +

6) Укажите глагол неопределённой формы:

А) нюхает

Б) ворчать +

В) блестела

7) Если глагол обозначает действие, которое как бы «возвращается», то есть, направлено на того, кто его говорит, то он называется:

А) возвратным +

Б) возвращающимся

8) Время – это:

А) постоянный признак глагола

Б) непостоянный признак глагола +

Взаимопроверка и взаимооценивание:      Б,  В,  В,  А,  Б,  Б,  А,, Б.

3. Языковая разминка

(5 человек у доски)

К нам весна шагает быстрыми шагами, и сугробы тают под её ногами.

А) Обозначьте  орфограмму безударные личные окончания глаголов. Докажите постановку запятой.

Б) Выпишите из предложения в два столбика слова с орфограммой – гласной буквой в корне и в окончании; допишите по одному слову в каждый столбик.

весна

шагает

шагает

быстрыми

шагами

тают

ногами

 

- Назовите однокоренные слова. Докажите. Продолжите ряд однокоренных слов.

В) Выполните морфологический разбор глаголов по вариантам.

Тают – (что делают?), н.ф. таять, глагол, 1 спр., наст. вр., 3 л., мн.ч.,  сказуемое.

Шагает – (что делает?), н.ф. шагать, глагол, 1 спр., наст. вр., 3 л., ед.ч., сказуемое.

Г) Подчеркнуть слова, в которых звуков больше, чем букв. (Самостоятельная работа).

Проверка: 1 человек с объяснением вслух. (Йотированные гласные перед гласными обозначают два звука).

(Шагает, тают, её).

4. Физкультминутка

- Если вы слышите глагол настоящего времени - вы стоите на месте, если глагол прошедшего времени – приседаете, глагол будущего времени – 3 прыжка на месте.

Прочитал, смотрит, отдохнёт, выспался, узнают, учимся,  писать, говоришь, отдохнули, встаём.

5. Творческое задание (сочинение – миниатюра)

Работа по учебнику.

Упражнение 288. Прочитайте слова. Чем похожи слова? Какое лишнее? Определите тему текста. Как бы вы озаглавили этот текст? (Вкусные пирожки, вкусные булочки).

- Составьте и запишите небольшой текст, (5-7 предложений). Используйте в нём данные глаголы в настоящем времени. (Самостоятельная работа).

Проверка: несколько человек зачитывают вслух, остальные слушают, правильно ли употреблены глаголы.

6. Итог урока

Составление синквейна. Работа в парах.

Существительное (тема)

НАПРИМЕР:

Глагол

2 прилагательных

действующий, движущий

3 глагола

обозначает, изменяется, спрягается

4 слова (отношение автора)

Глаголы делают речь живой.

Синоним

действие

7. Домашнее задание

С. 92 упр. 290.

Дополнительно:

М*

М**

М***

- Составь лесенку, добавляя к каждому последующему слову по одной букве.

Определи части речи полученных слов.