Цели:
- образовательные: закреплять знания о грамматических признаках глагола, совершенствовать умение писать безударные личные окончания глаголов, выполнять морфологический разбор глагола, составлять текст по ключевым словам;
- зазвивающие: развивать память, внимание, мышление, правильную речь, правильную посадку за партой;
- воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, чувство взаимопомощи, уважение к одноклассникам, близким людям.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока
Составьте из слов тему урока. Сформулируйте цели урока. (Учитель произносит слова, записанные на доске).
ЗНАНИЕ
ГЛАГОЛ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
О
(Закрепление знаний о глаголе).
2. Актуализация знаний: тест-опрос
1) Глагол это:
А) часть слова
Б) часть речи +
В) член предложения
2) Глагол отвечает на вопросы:
А) кто? что?
Б) какой? какая? какое? какие?
В) что делает? что сделает? +
3) Глагол обозначает:
А) предмет
Б) признак предмета
В) действие предмета +
4) Укажи слово, которое является глаголом:
А) побежал +
Б) бег
В) беговая
5) В предложении глагол чаще всего бывает:
А) подлежащим
Б) сказуемым +
6) Укажите глагол неопределённой формы:
А) нюхает
Б) ворчать +
В) блестела
7) Если глагол обозначает действие, которое как бы «возвращается», то есть, направлено на того, кто его говорит, то он называется:
А) возвратным +
Б) возвращающимся
8) Время – это:
А) постоянный признак глагола
Б) непостоянный признак глагола +
Взаимопроверка и взаимооценивание: Б, В, В, А, Б, Б, А,, Б.
3. Языковая разминка
(5 человек у доски)
К нам весна шагает быстрыми шагами, и сугробы тают под её ногами.
А) Обозначьте орфограмму безударные личные окончания глаголов. Докажите постановку запятой.
Б) Выпишите из предложения в два столбика слова с орфограммой – гласной буквой в корне и в окончании; допишите по одному слову в каждый столбик.
весна |
шагает |
шагает |
быстрыми |
шагами |
тают |
ногами |
|
- Назовите однокоренные слова. Докажите. Продолжите ряд однокоренных слов.
В) Выполните морфологический разбор глаголов по вариантам.
Тают – (что делают?), н.ф. таять, глагол, 1 спр., наст. вр., 3 л., мн.ч., сказуемое.
Шагает – (что делает?), н.ф. шагать, глагол, 1 спр., наст. вр., 3 л., ед.ч., сказуемое.
Г) Подчеркнуть слова, в которых звуков больше, чем букв. (Самостоятельная работа).
Проверка: 1 человек с объяснением вслух. (Йотированные гласные перед гласными обозначают два звука).
(Шагает, тают, её).
4. Физкультминутка
- Если вы слышите глагол настоящего времени - вы стоите на месте, если глагол прошедшего времени – приседаете, глагол будущего времени – 3 прыжка на месте.
Прочитал, смотрит, отдохнёт, выспался, узнают, учимся, писать, говоришь, отдохнули, встаём.
5. Творческое задание (сочинение – миниатюра)
Работа по учебнику.
Упражнение 288. Прочитайте слова. Чем похожи слова? Какое лишнее? Определите тему текста. Как бы вы озаглавили этот текст? (Вкусные пирожки, вкусные булочки).
- Составьте и запишите небольшой текст, (5-7 предложений). Используйте в нём данные глаголы в настоящем времени. (Самостоятельная работа).
Проверка: несколько человек зачитывают вслух, остальные слушают, правильно ли употреблены глаголы.
6. Итог урока
Составление синквейна. Работа в парах.
Существительное (тема)
НАПРИМЕР:
Глагол
2 прилагательных |
действующий, движущий |
3 глагола |
обозначает, изменяется, спрягается |
4 слова (отношение автора) |
Глаголы делают речь живой. |
Синоним |
действие |
7. Домашнее задание
С. 92 упр. 290.
Дополнительно:
М*
М**
М***
- Составь лесенку, добавляя к каждому последующему слову по одной букве.
Определи части речи полученных слов.