Урок литературного чтения во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: образ матери в воспоминании писателей.

Цель: познакомить учащихся с основными нравственными проблемами в отношениях с матерью.

Задачи:

  • формирование представлений о роли матери в жизни каждого человека, о материнской любви;
  • закрепление умений учащихся определять микротемы в логических частях художественного текста;
  • подготовка к написанию мини–сочинения по особому композиционному образу;

Материал для чтения: Ю.Я.Яковлев «Мама».

Ход урока

I. Минуты поэзии

Проверка домашнего задания: чтение наизусть стихотворения В. Д. Берестова  «Если хочешь пить». Кроме того, ребята могут прочитать и другие стихотворения,- такие минуты поэзии при изучении на уроке прозаических произведений способствуют созданию в классе лирической атмосферы.

II. Работа над новым материалом

1) Знакомство учащихся с новой главой:

- Ребята, сегодня мы начинаем новую главу. Прочитайте ее название. О чем пойдет речь в текстах, помещенных в этой главе? Прочитайте установочную статью.

Ребята читают вводную статью и отвечают на вопросы:

О каких взрослых пойдет речь в этой главе?

Кто из этих взрослых самый родной и близкий человек? Почему? Найдите ответы в тексте.

Как вы понимаете смысл последнего предложения: «Все знают, что именно она вводит нас в мир, как никто, умеет любить, жалеть, прощать и помогать в трудную минуту».

- Давайте подчеркнем карандашом эти мудрые слова: к ним мы еще вернемся, когда будем читать следующие тексты.

А сейчас мы познакомимся с воспоминанием о своей маме писателя Юрия Яковлевича Яковлева и найдем в нем подтверждение главных слов о маме, которые мы только что подчеркнули.

2) Чтение учителем рассказа Ю.Я.Яковлева «Мама».

Очень важно при чтении передать яркую лирическую интонацию, которой проникнуто произведение, поэтому первый раз текст следует читать учителю.

3) Беседа после чтения.

От чьего имени написан текст?

К кому обращается писатель? Найдите доказательства в тексте.

4) Повторное чтение текста. Деление текста на части.

(дети самостоятельно читают текст и делят его на части, что не составит большого труда, т.к. в тексте четко выделяются четыре абзаца).

- Большинство ребят выделили четыре части. Давайте их прочитаем вслух еще раз и выделим главную мысль.

5) Чтение текста по выделенным частям с анализом.

Первая часть

- О чем вы прочитали?

(Мы прочитали о том, как автор вспоминает свою маму, ее образ: мамин голос, мамины руки, глаза).

- С каким чувством он вспоминает?

(С чувством нежности).

- В каких словах вы нашли эти чувства?

(И что мамин голос живет в каждом человеке, он «такой знакомый и родной» автор несколько раз повторяет слова: мамин голос, мамина руки, глаза).

- А это хорошо или плохо? Ведь мы к повторам не очень хорошо относимся? (Здесь повторы нужны, автор в каждое слово вложил свои чувства: нежность, любовь).

- Давайте уберем из последнего предложения повторы слов и прочитаем без них. Что получилось?

(Получилось хуже. Потерялись авторские чувства и отношение к маме).

- А как бы вы озаглавили эту часть?

(«Дорогой образ мамы», «Родные мамины черты», «Мамин голос» и т.д.)

Вторая часть

- Какова главная мысль этой части?

(Здесь говорится о том, что мама – это человек, который дольше, чем кто другой, понимает детей, заботится о них).

- А как бы вы озаглавили эту часть?

(«Мама всегда рядом», «Мама и научит и поможет», «Мама открывает мир», «Мама вводит в жизнь», «С мамой по жизни», «Ничего не страшно с любимой мамой»)

Третья часть

- Какие чудеса открыла мама?

(Она показала, как цветет багульник)

- А что такое «багульник»?

 (Это такое растение с сиренево-розовыми цветами и сильным запахом)

- А вы видели, как растет багульник в природе?

(Нет, здесь, у нас, он не растет)

- И мама решила показать это редкое чудо своему сыну.

- Какое заглавие вы придумали к этой части?

(«Чудесное растение», «Чудо-веточка», «Багульник»).

Учитель записывает на доске названия.

- А какое из этих заглавий вам понравилось больше всего? Почему?

(Я думаю, что «Мамина веточка», потому что все остальные заглавия говорят о растении, о багульнике, но здесь главное, что это именно мамина веточка. И автор вспоминает об этом с любовью.)

- Да, интересно! А почему?

(Наверное, это тоже авторский «секрет»: начинать новую часть с главного слова.)

- Молодцы, что заметили. Да, действительно, это одна из особенностей построения текста. Запомните ее, и она вам вскоре пригодится.

Четвертая часть

- О каком новом чуде рассказал автор?

(О снежинке, о том, как мама помогла увидеть первую снежинку, мама научила увидеть в обычной снежинке красивую звездочку.)

- Придумайте название этой части.

(«Чудо-звездочка», «Белая звездочка», «Мамина снежинка»)

- Итак, мы с вами выделили и озаглавили четыре части. А у кого-то частей получилось три, у кого-то две. Давайте послушаем этих ребят, как они поделили текст.

(У меня первая часть как у всех, а вторую, третью и четвертую части я объединила в одну: в ней говорится о том, как мама помогает ребенку входить в жизненный мир.)

- Ну что ж, логично? Как вы оцениваете этот вариант?

(Логично! Правда, части при этом получились разными по объему: первая – маленькая, вторая – длинная.)

- А кто еще текст поделил по-другому?

(Я две последние части объединил в одну, и у меня получилось три части).

- Ну что же, мы ведь знаем, что части, объединенные одной мыслью, можно укрупнять.

6) Выделение лирического начала.

- Ребята, какой отрывок вам больше всего понравился? Почему?

(Учащиеся высказывают свое мнение)

- А о чьей маме автор рассказывал: о своей или о вашей?

(О своей, конечно. Он рассказал о своих воспоминаниях)

- А почему же автор, вспоминая о своей маме, говорил и о вас: «ты услышишь мамин голос», «ты, маленький, еще не умел говорить»?

(Автор хотел, наверное, чтобы его чувство передалось и нам.)

- Молодцы, вы хорошо поняли авторскую мысль. Действительно, автор, обращаясь к нам, читателям, стремился найти отклик в нашем сердце и в душе, заставить каждого задуматься об отношениях к своей маме, чтобы дети любили и берегли, жалели своих мам, чтобы, когда они станут взрослыми, им не пришлось сожалеть о том, что в их отношениях к маме что-то было не так: когда-то ее огорчали или были недостаточно к ней внимательны.

- А теперь скажите: этот текст – рассказ о маме или о чувствах к ней?

(Я думаю, что в нем больше говорится о чувствах к маме.)

- А этот текст стихотворение или проза?

(Это проза: в нем нет ритма и рифмы. Это рассказ.)

- Правильно. На следующем уроке мы с вами подумаем, что же в этом рассказе необычного.

III. Итог урока

- С каким новым произведением мы сегодня познакомились?

- Что нового вы узнали о Ю.Я.Яковлеве?

- Как теперь вы будете относиться к своей маме?

- Что должен помнить всю жизнь каждый человек?

IV. Домашнее задание

- Дома самостоятельно прочитайте рассказ Нины Михайловны Артюховой «Большая береза» и сравните его с рассказом Юрия Яковлевича Яковлева «Мама».

- Попробуйте найти, чем похожи и чем различаются эти два рассказа.

- Выучите наизусть наиболее понравившийся отрывок из первого рассказа.

- Подготовьтесь читать его в классе с нежной и душевной интонацией.