Интегрированный урок (математика + история) по теме "Путешествие по Московскому Кремлю" (5-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Тип занятия: применение знаний, умений и навыков.

Цели занятия:

  • Общеобразовательная - повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби»
  • Воспитательная – уважительное отношение к истории своей страны
  • Развивающая – развитие устной речи, творческих способностей и интеллектуального уровня учащихся.

Техническое обеспечение: компьютер, экран, проектор.

План занятия:

I. Орг.момент      (1мин)

II. Актуализация знаний    (5 мин)

  1. устный опрос
  2. решение задач

III. Практическая работа в группах    (5 мин)

IV. Итог урока (заключительное слово учителя)

V.  Домашнее задание

Ход занятия

I. Орг. момент

Сообщение темы и целей урока.

Эпиграф занятия:

Москва! Москва!
Люблю тебя, как сын,
Как русский –
Сильно, пламенно и нежно!

II. Актуализация знаний

1) устный опрос

Учитель математики: Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по Московскому кремлю. Для того, чтобы путешествие прошло увлекательно и интересно, необходимо вспомнить правила действия с десятичными дробями.

  1. Как умножить д/д на 10,100, ….
  2. Как разделить д/д на 10,100, ….
  3. Как сравниваются д/д
  4. Как сложить или вычесть д/д …..

2) решение задач

Учитель истории:  На нашей земле немало памятников старины, но Московский кремль – особенный. Это архитектурная летопись Москвы. На каждой парте лежит схема Московского кремля, с которой на вас смотрят башни и стены кремля, они величественны и красивы.

Учитель математики: Если посмотреть на схему – это неправильный треугольник, в вершинах которого стоят башни: Арсенальная, Беклемишевская и Водовзводная. Но по этому поводу существуют разные мнения. Один из исследователей Кремля – Бертенёв – отмечал, что кремлевские стены расположены в виде многоугольника, в котором насчитывается более 20 вершин.

Учитель истории: Сегодняшний Кремль – крупнейший музей мира, хранитель величайших национальных сокровищ.

Учитель математики:

Задание 1:

В каком году был построен первый Кремль? Это вы узнаете, выполнив вычисления по цепочке:

4,5+0,5

+6,47

∙100

[1147 – год основания Москвы]

Задание 2:

Выполнив следующее задание, мы узнаем, кто построил Московский кремль.

0,03∙100      0,1:100           2,4:10         2∙10                  5∙100

15:100         121:100        74∙100        0,072∙100         14:100

0,014

7,2

3

7400

2,4

0,24

20

й

к

д

р

ж

о

у

0,15

500

0,001

1,21

5

0,1

740

о

и

л

г

а

в

б

[Долгорукий]

Учитель истории: На месте маленькой крепости князь Юрий Долгорукий приказал  построить новый кремль больших размеров.

Учитель математики:  Площадь старой крепости была 15000 м2, а площадь кремля, построенного Долгоруким, была на 75000 м2 больше. Вычислить площадь нового кремля, выразив данные задачи в гектарах.

[90000м2= 9 га]

Учитель истории: В 1238 г.

К берегам Москвы – реки
Хан Батый привел полки.
Занялись у стен пожары,
Загорелся Кремль свечой.
Все дотла сожгли татары
И умчались саранчой.

В 1325 г.

Но прошло немного лет
И на старом пепелище.
На кремлевском городище
Вырастают снова срубы
С крепостной стеной из дуба,
Белокаменные храмы
С золотыми куполами.
И Москва назло всем ханам
Засияла красотой.
Управлялась князь Иваном ….

А как прозвали этого московского князя, вы узнаете, выполнив следующее задание:

Учитель математики: 

Задание 3:

Решить уравнение. Их корни запишите в порядке возрастания и под каждым корнем напишите букву, которой была обозначена неизвестная величина.

1. 100,6 – л = 30,2

л = 70,4

2. 21,1+а = 67,3

а = 46,2

3. к+40,5 = 120,5

к = 80

4. 66,3-и = 5,05

и = 61,25

5. 10т = 602

т = 60,2

6. 710:а = 10

а = 71

80

71

70,4

61,25

60,2

46,2

К

а

л

и

т

а

            

Задание 4:

Корень каждого уравнения соответствует высоте одной из башен Кремля:

Водовзводная – 61,25 м

Арсенальная – 60,2 м

Беклемешевская – 46,2 м

Спасская – 71 м

Никольская – 70,4 м

Троицкая – 80 м

Найти сумму и округлить до десятых.

[389,05≈389,1]

Учитель истории: При виде древних стен и башен А.Блок оставил прекрасные строки:

В час утра, чистый и хрустальный,
У стен Московского кремля.
Восторг души первоначальный
Вернет ли мне моя земля!

Задание 5:

Учитель математики:  Стены Кремля, построенного при Ю. Долгоруком, имели длину 1,2 км, а при Иване Калите – 1,67 км. На сколько метров увеличилась длина кремлевских стен?

[на 140м]

Задание 6:

Длину сегодняшних стен Кремля найдем, выполнив следующее задание

17: (0,3+9,7) +2233,3 =[2235м]

Учитель истории: Кремлевские стены заканчиваются зубцами, за которыми могли бы укрываться его защитники. Зубцы формой напоминают ласточкин хвост. Сколько зубцов венчают стены Кремля, вы узнаете, выполнив следующее задание:

Задание 7:

Учитель математики: 

Упростить выражение и найти его значение, при x =100.

6,1x+3,8+4,3x+1,2 = [1045]

Учитель истории: Современный Кремль это музей под открытым небом. Познакомимся с шедеврами бронзового литья XVIII века.

III. Практическая работа в группах

Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает разрезанную на 6 частей открытку, на обороте которой написаны примеры, а так же разграфленную на 6 частей карту размером с открытку, где записаны ответы к этим примерам. Выполнив задания верно и наложив свой «пример» на ответ, одна группа должна получить «Царь-колокол», а другая – «Царь-пушку».

IV. Домашнее задание

Составить по два примера на правила действия с д/д, которые мы сегодня повторяли на уроке.

V. Итог урока

Учитель математики:  Наше занятие подходит к концу. Я думаю, что вы сегодня узнали много интересных вещей, надеюсь, что у вас останутся хорошие впечатления и позвольте мне закончить наше занятие словами М.Ю.Лермонтова:

 «Нет…Ни Кремля, ни его зубчатых стен…ни тяжелых дворцов его описать не возможно. Надо видеть, чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению!»

Кремль – начало всех начал – и столицы, и государства.

Спасибо за урок!!!

Приложения

1. Приложение 1

2. Презентация