Классный час "Я — гражданин России"

Разделы: Классное руководство


Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся, повышение интереса к истории, традициям, государственным символам России.

Задачи:

Углубление и расширение знаний учащихся о государственных символах России;

Воспитание патриотического чувства: уважение к символам странны,   гордости за историческое прошлое Родины;

Обучение плодотворно сотрудничать в команде и развивать навыки общения.

Участники игры: учащиеся 8 класса.

Правила игры:

- класс делится на три группы по цветам ладошек;

- у каждой группы имеются сигнальные флажки для ответа на вопрос;

- группа, ответившая правильно первая получает 2 балла, команда за дополнение в ответе получает 1 балл;

- выигрывает та команда, у которой больше баллов.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, табло для регистрации баллов (Приложение 1), сигнальные флажки, конверты с текстом гимна России.

Оформление: плакаты, карта России, видео материалы.

Этапы игры:

I. Игра для снятия усталости после урока.

II. Деление класса на три команды.

III. Определение знатока по истории государственных символов России.

IV. Составление  пожеланий юных граждан  новому Президенту России.

V. Подведение итогов игры.

Ход игры

I этап игры

Игра – пятиминутка «33». Все участники игры становятся в круг, и им предлагается рассчитаться до 33-ех. Если участнику выпадает цифра 3 или цифра кратная 3, он должен назвать свое имя. Если участник ошибся,  расчет повторяется заново.  Так можно сделать три попытки. Ребята расслабились после учебных занятий и можно перейти к следующему этапу игры.

II этап игры

Участники получают бумажную ладошку белого, синего либо красного цвета. Рассаживаются в соответствии с цветом на три группы.

III этап игры

Ведущий: А хорошо ли мы знаем историю, символы, традиции государства, в котором мы живем!

Скажите, какое важное событие будет происходить в нашей стране в ближайшие дни?

Участники игры: 2 марта 2008 года - выборы Президента Российской Федерации!

Ведущий: В соответствии с Конституцией у нас в России президентская, а не парламентская республика. За принятие решений по вопросам развития нашего государства ответственность лежит на президенте. Его могут избирать  дважды, сроком на 4 года. В.В. Путин – Президент России первый раз был избран в марте 2000 года, переизбран в 2004 и сейчас нам предстоит выбрать нового президента. Накануне этих важных событий нашей страны мы проведем турнир где, определим знатоков истории - государственной символики нашей странны!

(Используя карту России и презентацию «Символы Российской Федерации»,  ведущий читает вопросы, на которые участники игры должны дать полный ответ).

Вопросы:

1. Москва, Ленинград, Киев, Волгоград, Одесса, Севастополь, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск. Нарисуйте геометрическую фигуру, которая объединяет эти города? (Пятиконечная звезда) (Приложение 2)

2. Что является символом Победы советского народа в Великой Отечественной войне? ( Красное знамя) (Приложение 3)

3. В древней Руси устройство мира представляли так: внизу – земля, над ней мир небесный, а еще выше находится чистота мир божественного. Именно такому устройству мира, если верить легенде, обязано своим существованием то, чему сейчас уже около трех веков. Назовите это. (Флаг России – красный, синий, белый) (Приложение 4)

4. Птица ТОКОЛОРО считается символом Кубы. Если бы она водилась в России или во Франции, то могла бы служить символом и этих стран, а вот в Германии или Бразилии – не могла бы. Почему? (В ее оперении присутствуют все цвета кубинского флага, а также российского и французского: белый, красный и синий. «Токолор» и означает «трехцветный».)

5. Как называется наука, изучающая гербы? (Геральдика)

6. В 1497 году на официальном гербе России появился двуглавый орел. А что было изображено на официальном гербе России до этого? (Не было такого герба) (Приложение 5)

7. В математическом отношение это положение Конституции Российской Федерации можно записать как «19 = 6». Воспроизведите примерное содержаие второго пункта первой статьи Конституции России. («Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны»)

8. У Израиля это «Надежда», у Южной Кореи – «Море Тонг-Хай и гора Пак-ду», у Швеции «Древний, свободный и горный Север». А что у России? (Национальный гимн России написанный Александром Александровым)

9. Каждой команде выдается конверт с текстом Гимна России разрезанным на двустишья. Необходимо собрать текст гимна! (Приложение 6)

IV этап игры

Ведущий: Перед вами бумажные ладошки, символизирующие голоса граждан России.

Задание: напишите на ладошке пожелания новому Президенту России и отправьте их ему на карту России. (Приложение 7)

V этап игры

Подведение итогов игры

Ведущий: Дорогие друзья!

Вот и закончилась наша игра. Может быть, кого-то она не удовлетворила, кого-то она порадовала. Мы увидели, что еще существует много страниц истории, которых мы не знаем. Мы верим, что эта игра дала импульс продолжить изучение истории символов нашей родины.

Заключение

Сейчас стали очень популярны интеллектуальные игры: «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и другие. Они направлены на активизацию интереса молодежи к изучению различных наук, повышению грамотности в различных областях знаний, развитие умения самостоятельно мыслить, на формирование коммуникативных навыков.

На конкурс представлена интеллектуальная игра «Я гражданин России!», которая проведена 28 февраля 2008года. Тема игры выбрана не случайно. Страна стояла перед важным событием - выборами Президента РФ. И очень важно, чтобы ребята научились уважать символы, традиции, Конституцию России и гаранта выполнения Конституции – Президента России. Стали настоящими гражданами своей страны. А без знаний истории страны, не возможно воспитать патриота родины, законопослушного гражданина, защитника отечества. Зная символы страны, можно придумать символы школы или детского объединения. Которые будут нести идею, объединяющую ребят. Считаю, что такая форма, как интеллектуальная игра позволят заинтересовать ребят данной темой. Данная форма соответствует возрасту учащихся, хорошо отработана в  объединении старшеклассников «Максимум» МОУ СОШ №33. Игра позволяет ребятам плодотворно сотрудничать в команде и при этом оценить свои знания  и знания товарищей по данной теме.

Игра направлена на развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности школьников.

Игра может быть проведена на уроке или в назначенное время после уроков.

Каждый учитель самостоятельно определит удобное время для развивающей игры с тем, чтобы дети не потеряли интерес к учебе и в то же время получили удовольствие от игры.

Литература

1. Дегтярев А.Я.История Российского флага.М.: «Военный парад», 2000. – 136 с.

2. Соболева Н.А., Артамонов В.А.Символы России. Очерки истории государственной символики России.М.: Панорама, 1993 – 208 с.: ил.

3. Барыбин А.Как появился двуглавый орёл в гербе России.//Наука и жизнь, № 3, 2001стр. 47-51

4. Конституция Российской Федерации Статья 70 пункт 1 (о российской государственной символике)

5. Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации»

6. Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации»

7. Вилинбахов Г. В., Суханов А. Геральдика государства Российского // Огонек. — 1990. — № 18. — С. 15–16.

8. Винклер П. П. фон. Государственный герб // Энциклопедический словарь / Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — СПб., 1893. — Т. 9. — Стб. 405–408.

9. Калашников Г.В. Гербы и символы: История Российского герба. Альбом демностративных картин. - СПб, Детство-Пресс. 2006.

10. Ерохина Е.Л., Круглова Т.А. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Альбом для занятий с детьми 5-7 лет. - М.: Издательство «Ювента», 2002.

11. Герб и флаг России. Х-ХХ века. М., Юридическая литература, 1997.