Программа детского объединения

Разделы: Внеклассная работа


I. Введение

Современный этап развития общества, с одной стороны, характеризуется значительными преобразованиями в социально – экономической жизни России, с другой - кризисными явлениями в системе воспитания, которые привели к снижению уровня нравственности, дегуманизации ценностей и норм поведения   определенной части молодежи. Известно, что черты гражданской личности  закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Основу гражданственности закладывает сфера свободного времени, являющееся  важнейшим фактором социализации личности, формирование ее социальной, асоциальной или антисоциальной направленности.

Обычно о школе судят по количеству хорошо успевающих учеников, победах детей на олимпиадах и числу медалистов. По этим критериям в  школе №33 все в порядке. Из года в год школа входит в десятку школ города по результатам учебных достижений обучающихся. Сложилась и  система детского самоуправления.

Школа своей системой профильного обучения, обращенного к индивидуальным интересам молодого человека, в основном занимается подготовкой старшеклассников к  дальнейшему образованию. При этом недостаточно уделяет внимания формированию лидерских качествВ современном мире роль лидера, личности с позицией гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить основы саморазвития и создать у старшеклассника устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств.

В настоящее время, по мнению педагогов, гражданские качества личности необходимо рассматривать в динамике, как качества, характеризующие способности к активному проявлению гражданской позиции через самоопределение и самоорганизацию подростков в социально значимой деятельности. Организацией такой деятельности детей и молодежи занимается  объединение старшеклассников  школы №33, которое существует с 2001 года. Как и любой детский коллектив, мы очень долго выбирали название нашей команды и направления деятельности, и, конечно же, выбрали на наш взгляд самые важные.

Содержание работы  определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

  • Спортивно-оздоровительная деятельность -  организация  соревнований,  дней  здоровья, мероприятий направленных на ЗОЖ;
  • Досуговая деятельность-концерты, фестивали, праздники, конкурсы, КТД, встречи;
  • Шефская деятельность – работа с ветеранами ВОВ, благотворительная деятельность;
  • Информационная деятельность – работа пресс-центра;
  • Взаимодействие с молодежными общественными организациями - районной организацией «С нами», Российским Союзом Молодежи.

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

Объединение  старшеклассников «Максимум» – инициатор всех творческих дел.

Организация работы объединения «Максимум» осуществляется через Совет старшеклассников:

  • Учит ребят умению руководить и подчиняться.
  • Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.
  • Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.
  • Создаёт условия для проявления и развития способностей каждого  ученика.
  • Даёт возможность чётко и качественно организовать работу в классах, школе.

Ежегодно Совет отчитывается перед своими товарищами за проделанную работу, если член Совета не справляется со своей работой, то  он в любой момент переизбирается или заменяется достойной кандидатурой. Чтобы дети на деле сами  стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто представлять им права, необходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами. Поэтому организована «Школа Актива», поэтому мы активные участники всех профильных смен лагерей «Искра», «Острое перо», «Достижение» и др.

Данная программа опирается  на:

  • Реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся.
  • Финансовую обеспеченность школы.
  • Основные нормативные документы школы, не противореча им.
  • Сохранение и приумножение школьных традиций.

Отличительными  признаками программы   являются:

  • Совместно с системой профильного обучения способствует успешному началу процесса овладения своей личностью как инструментом построения своего будущего.
  • Вовлечение в процесс взаимоотношений учащихся, педагогов, родителей.

Через систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

В систему мероприятий по реализации Программы входят комплексные  мероприятия, обеспечивающие реализацию намеченных Программой направлений развития и достижение  ожидаемых результатов. Часть мероприятий проводится на основе планов совместных действий по реализации Программы с молодежными общественными объединениями.

II. Цель и задачи программы

Цель данной программы: воспитать гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности и всего общества.

В связи с этим мы сформировали следующие задачи:

  1. Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности.
  2. Самовыражение каждого члена Совета через участие в его конкретных делах.
  3. Расширение форм досуга молодых.
  4. Поддержка общественно – значимых инициатив подростков. Формирование стремления к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей

Участники программы:  Учащиеся 9-ых – 11-ых классов, педагоги, родители, партнеры из молодежных общественных организации города и области.

III. Содержание программы

Программа рассчитана на 2 года и направлена на содействие личностному росту старшеклассников по направлениям:

3. Я - житель моего города и гражданин России!

2. Я – лидер!

1. Я – здоровый человек!

Содержание деятельности  каждого направления:

«Я – здоровый человек»- организация  спортивных мероприятий, проведение

Дней здоровья, участие в туристических походах, экологических акциях, операциях по благоустройству окружающего пространства, тренингах.

«В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье»

Здоровье- это здорово!

Декада «Олимпийские надежды»; день здоровья «В здоровом теле здоровый дух»; Осенний марофон; экологические акции; субботники. Участие в районной спартакиаде

Проведение летних профильных смен (трудовых, досуговых, спортивных).

Организация  походов совместно с туристическим клубом «Странник».

Организация коллективных выходов на каток, в бассейн.

Проведение школьных, и участие в районных и городских долговременных социально-ролевых играх «Юные Волгоградцы», «Свой голос», КВН, «Что? Где? Когда?» и т.д.

Проведение акций по профилактике ПАВ; участие в районной акции «За здоровый образ жизни»; «Добровольческий корпус здоровья»; проведение тематических уроков в

младших и средних классах. Проведение акций милосердия «Руки сердечное тепло»

«Я – лидер»- организация тренингов, развивающих лидерские качества и умения, участие в социальных проектах, проведение ролевых и деловых игр, тестов, психологических и коммуникативных игр, участие в конкурсах и акциях, профильных сменах лагерей «Искра», «Острое перо», «Достижение», «Интеграл» и др., подготовка «Школы Актива», взаимодействие с молодежными общественными организациями города и области.

«Лидер – преобразователь. Он не только проявляет себя, но и раскрывает в других лучшие качества»

Ростки лидерства

Школа актива (Приложение 1); разработка и организация собственного проекта (мероприятия); выпуск школьной газеты «33 удовольствия»; подготовка отрядных вожатых в оздоровительном лагере с дневным пребыванием; проведение ярмарки интересных дел;

Проведение летних профильных смен (трудовых, досуговых, спортивных)

Организация тренинга

  • «Развитие мотивации к личностному росту»;
  • «Познай себя», «Твой компас успеха»;
  • «На развитие личностных качеств»;
  • «На развитие эффективной коммуникации»;
  • «Оценка достижений».

Конкурс «Проба пера». День именинника в Совете. Акция «Дети – детям!», «Забота».

Проведение праздника «Все мы родом из детства…»

Проведение тренингов, игр, индивидуальные и групповые беседы в составе совета и с учащимися, состоящими на внутришкольном учете по темам: «Конфликт и выход из него»,  «Мои недостатки», «Давайте говорить друг другу комплименты» и т.д.

«Я - житель моего города»- организация благоустройства школы, школьного участка, района, участие в традиционных районных и городских праздниках и акциях, участие в краеведческих проектах, изучение истории и культуры родного края, издание в школьной прессе и на страницах школьного сайта материалов об истории школы, района, города, о людях живущих рядом и достойных уважения

«Наш край – это Мы!»

«Я – гражданин России»- проведение уроков «Мужества», «Славы»; конкурсов политических плакатов, листовок, эссе; участие в военно-патриотической игре «Орленок», в мероприятиях, шествия, соревнованиях, посвященных памятным датам города и страны,  организация вахты на «Посту №1»

«…Гражданином быть обязан»

Воспитание городом. Я – гражданин России

Организация познавательной и творческо-практической деятельности:

  • акции, посвященные 65-летию Победы под Сталинградом;
  • викторина «Я живу на земле Волгоградской»;
  • уроки мужества и славы с участием ветеранов армии и флота;
  • ежегодные месячники патриотической работы;
  • организация несения почетной вахты на Посту №1 у  Вечного огня г. Волгограда
  • подготовка и издание лучших научно-исследовательских работ старшеклассников по истории и краеведению.

Организация музейно-экскурсионной деятельности в школьном музее «Ветеран живет в моем дворе». Организация операций «Чистый город», участие в районном конкурсе на лучший школьный участок. Проведение школьного конкурса « Три С» (самый чистый, самый уютный, самый эстетичный – кабинет) Участие в праздничных мероприятия – Дня городаю Проведение акции «Я гражданин России»

Организация и проведение юбилейных мероприятий, посвященных красным датам армии и флота

Подготовка, проведение и участие в военно-спортивных игр и соревнований:

  • военно-спортивной игры «Орленок»
  • встречи с выпускниками школы, отслужившими в вооруженных силах России
  • организация спартакиады среди молодежи допризывного возраста

Проведение цикла мероприятий, направленных на повышение престижа военной службы:

  • посещение воинских частей, расположенных в районе;
  • встречи с ветеранами вооруженных сил России
  • проведение выставок художественных сил России
  • проведение выставок художественного творчества «Реликвии воинской славы»
  • Оказание шефской помощи госпиталю для военнослужащих

Проведение трудовых Вахт Памяти (благоустройство исторических мест, памятников, братских могил, закладка аллей и парков)

Партнёрство – это:

Совместная деятельность:

соуправление

согласие

доверие

взаимовыгодность

развитие

единство

объединение

взаимопритягательность

общая цель

поддержка

равенство

открытость

честность

взаимоуважение

В чем же выгодность  объединения усилий:

  • решается общая проблема
  • происходит обмен информацией
  • повышается имидж обоих партнеров
  • ресурсы используются в общих интересах

IV. Механизм реализации

Реализация программы ведется по этапам:

1 этап  Организационная работа в классах. Анкетирование. Организационное собрание Совета старшеклассников. Коллективное планирование.

2 этап  Координирование деятельности Совета старшеклассников и классных коллективов  объединения.

3 этап  Коллективно творческая деятельность членов  объединения.

4 этап  Вовлеченность членов  объединения в различные виды деятельности.

5 этап  Анализ реализации программы  объединения старшеклассников.

6 этап  Подведение итогов и планирование работы на будущее.

V. Ожидаемый результат

Реальность использования данной программы обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и потребностей учащихся, а также с учетом социума.

По завершению программы детского объединения  мы ждем:

  • Повышение гражданской позиции школьников;
  • Повышение заинтересованности в развитии школы;
  • Участие максимального количества детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
  • Увеличение занятости детей во внеурочное время;
  • Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
  • Активизация творческой деятельности учащихся;
  • Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
  • Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

Самоуправление специфическая организация  коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности. Это не просто активное участие каждого в общем деле, но динамика развития собственной личности в различных ее проявлениях (характер, способности, общение и др.) ( Приложение 2).

Основной вывод, к которому должна прийти зрелая личность, может быть выражена формулой: «Я у меня есть, и я не пропаду».