I. Введение
Современный этап развития общества, с одной стороны, характеризуется значительными преобразованиями в социально – экономической жизни России, с другой - кризисными явлениями в системе воспитания, которые привели к снижению уровня нравственности, дегуманизации ценностей и норм поведения определенной части молодежи. Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Основу гражданственности закладывает сфера свободного времени, являющееся важнейшим фактором социализации личности, формирование ее социальной, асоциальной или антисоциальной направленности.
Обычно о школе судят по количеству хорошо успевающих учеников, победах детей на олимпиадах и числу медалистов. По этим критериям в школе №33 все в порядке. Из года в год школа входит в десятку школ города по результатам учебных достижений обучающихся. Сложилась и система детского самоуправления.
Школа своей системой профильного обучения, обращенного к индивидуальным интересам молодого человека, в основном занимается подготовкой старшеклассников к дальнейшему образованию. При этом недостаточно уделяет внимания формированию лидерских качествВ современном мире роль лидера, личности с позицией гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить основы саморазвития и создать у старшеклассника устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств.
В настоящее время, по мнению педагогов, гражданские качества личности необходимо рассматривать в динамике, как качества, характеризующие способности к активному проявлению гражданской позиции через самоопределение и самоорганизацию подростков в социально значимой деятельности. Организацией такой деятельности детей и молодежи занимается объединение старшеклассников школы №33, которое существует с 2001 года. Как и любой детский коллектив, мы очень долго выбирали название нашей команды и направления деятельности, и, конечно же, выбрали на наш взгляд самые важные.
Содержание работы определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
- Спортивно-оздоровительная деятельность - организация соревнований, дней здоровья, мероприятий направленных на ЗОЖ;
- Досуговая деятельность-концерты, фестивали, праздники, конкурсы, КТД, встречи;
- Шефская деятельность – работа с ветеранами ВОВ, благотворительная деятельность;
- Информационная деятельность – работа пресс-центра;
- Взаимодействие с молодежными общественными организациями - районной организацией «С нами», Российским Союзом Молодежи.
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
Объединение старшеклассников «Максимум» – инициатор всех творческих дел.
Организация работы объединения «Максимум» осуществляется через Совет старшеклассников:
- Учит ребят умению руководить и подчиняться.
- Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.
- Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.
- Создаёт условия для проявления и развития способностей каждого ученика.
- Даёт возможность чётко и качественно организовать работу в классах, школе.
Ежегодно Совет отчитывается перед своими товарищами за проделанную работу, если член Совета не справляется со своей работой, то он в любой момент переизбирается или заменяется достойной кандидатурой. Чтобы дети на деле сами стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто представлять им права, необходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами. Поэтому организована «Школа Актива», поэтому мы активные участники всех профильных смен лагерей «Искра», «Острое перо», «Достижение» и др.
Данная программа опирается на:
- Реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся.
- Финансовую обеспеченность школы.
- Основные нормативные документы школы, не противореча им.
- Сохранение и приумножение школьных традиций.
Отличительными признаками программы являются:
- Совместно с системой профильного обучения способствует успешному началу процесса овладения своей личностью как инструментом построения своего будущего.
- Вовлечение в процесс взаимоотношений учащихся, педагогов, родителей.
Через систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
В систему мероприятий по реализации Программы входят комплексные мероприятия, обеспечивающие реализацию намеченных Программой направлений развития и достижение ожидаемых результатов. Часть мероприятий проводится на основе планов совместных действий по реализации Программы с молодежными общественными объединениями.
II. Цель и задачи программы
Цель данной программы: воспитать гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности и всего общества.
В связи с этим мы сформировали следующие задачи:
- Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности.
- Самовыражение каждого члена Совета через участие в его конкретных делах.
- Расширение форм досуга молодых.
- Поддержка общественно – значимых инициатив подростков. Формирование стремления к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей
Участники программы: Учащиеся 9-ых – 11-ых классов, педагоги, родители, партнеры из молодежных общественных организации города и области.
III. Содержание программы
Программа рассчитана на 2 года и направлена на содействие личностному росту старшеклассников по направлениям:
3. Я - житель моего города и гражданин России!
2. Я – лидер!
1. Я – здоровый человек!
Содержание деятельности каждого направления:
«Я – здоровый человек»- организация спортивных мероприятий, проведение
Дней здоровья, участие в туристических походах, экологических акциях, операциях по благоустройству окружающего пространства, тренингах.
«В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье»
Здоровье- это здорово!
Декада «Олимпийские надежды»; день здоровья «В здоровом теле здоровый дух»; Осенний марофон; экологические акции; субботники. Участие в районной спартакиаде
Проведение летних профильных смен (трудовых, досуговых, спортивных).
Организация походов совместно с туристическим клубом «Странник».
Организация коллективных выходов на каток, в бассейн.
Проведение школьных, и участие в районных и городских долговременных социально-ролевых играх «Юные Волгоградцы», «Свой голос», КВН, «Что? Где? Когда?» и т.д.
Проведение акций по профилактике ПАВ; участие в районной акции «За здоровый образ жизни»; «Добровольческий корпус здоровья»; проведение тематических уроков в
младших и средних классах. Проведение акций милосердия «Руки сердечное тепло»
«Я – лидер»- организация тренингов, развивающих лидерские качества и умения, участие в социальных проектах, проведение ролевых и деловых игр, тестов, психологических и коммуникативных игр, участие в конкурсах и акциях, профильных сменах лагерей «Искра», «Острое перо», «Достижение», «Интеграл» и др., подготовка «Школы Актива», взаимодействие с молодежными общественными организациями города и области.
«Лидер – преобразователь. Он не только проявляет себя, но и раскрывает в других лучшие качества»
Ростки лидерства
Школа актива (Приложение 1); разработка и организация собственного проекта (мероприятия); выпуск школьной газеты «33 удовольствия»; подготовка отрядных вожатых в оздоровительном лагере с дневным пребыванием; проведение ярмарки интересных дел;
Проведение летних профильных смен (трудовых, досуговых, спортивных)
Организация тренинга
- «Развитие мотивации к личностному росту»;
- «Познай себя», «Твой компас успеха»;
- «На развитие личностных качеств»;
- «На развитие эффективной коммуникации»;
- «Оценка достижений».
Конкурс «Проба пера». День именинника в Совете. Акция «Дети – детям!», «Забота».
Проведение праздника «Все мы родом из детства…»
Проведение тренингов, игр, индивидуальные и групповые беседы в составе совета и с учащимися, состоящими на внутришкольном учете по темам: «Конфликт и выход из него», «Мои недостатки», «Давайте говорить друг другу комплименты» и т.д.
«Я - житель моего города»- организация благоустройства школы, школьного участка, района, участие в традиционных районных и городских праздниках и акциях, участие в краеведческих проектах, изучение истории и культуры родного края, издание в школьной прессе и на страницах школьного сайта материалов об истории школы, района, города, о людях живущих рядом и достойных уважения
«Наш край – это Мы!»
«Я – гражданин России»- проведение уроков «Мужества», «Славы»; конкурсов политических плакатов, листовок, эссе; участие в военно-патриотической игре «Орленок», в мероприятиях, шествия, соревнованиях, посвященных памятным датам города и страны, организация вахты на «Посту №1»
«…Гражданином быть обязан»
Воспитание городом. Я – гражданин России
Организация познавательной и творческо-практической деятельности:
- акции, посвященные 65-летию Победы под Сталинградом;
- викторина «Я живу на земле Волгоградской»;
- уроки мужества и славы с участием ветеранов армии и флота;
- ежегодные месячники патриотической работы;
- организация несения почетной вахты на Посту №1 у Вечного огня г. Волгограда
- подготовка и издание лучших научно-исследовательских работ старшеклассников по истории и краеведению.
Организация музейно-экскурсионной деятельности в школьном музее «Ветеран живет в моем дворе». Организация операций «Чистый город», участие в районном конкурсе на лучший школьный участок. Проведение школьного конкурса « Три С» (самый чистый, самый уютный, самый эстетичный – кабинет) Участие в праздничных мероприятия – Дня городаю Проведение акции «Я гражданин России»
Организация и проведение юбилейных мероприятий, посвященных красным датам армии и флота
Подготовка, проведение и участие в военно-спортивных игр и соревнований:
- военно-спортивной игры «Орленок»
- встречи с выпускниками школы, отслужившими в вооруженных силах России
- организация спартакиады среди молодежи допризывного возраста
Проведение цикла мероприятий, направленных на повышение престижа военной службы:
- посещение воинских частей, расположенных в районе;
- встречи с ветеранами вооруженных сил России
- проведение выставок художественных сил России
- проведение выставок художественного творчества «Реликвии воинской славы»
- Оказание шефской помощи госпиталю для военнослужащих
Проведение трудовых Вахт Памяти (благоустройство исторических мест, памятников, братских могил, закладка аллей и парков)
Партнёрство – это:
Совместная деятельность:
соуправление
согласие
доверие
взаимовыгодность
развитие
единство
объединение
взаимопритягательность
общая цель
поддержка
равенство
открытость
честность
взаимоуважение
В чем же выгодность объединения усилий:
- решается общая проблема
- происходит обмен информацией
- повышается имидж обоих партнеров
- ресурсы используются в общих интересах
IV. Механизм реализации
Реализация программы ведется по этапам:
1 этап Организационная работа в классах. Анкетирование. Организационное собрание Совета старшеклассников. Коллективное планирование.
2 этап Координирование деятельности Совета старшеклассников и классных коллективов объединения.
3 этап Коллективно творческая деятельность членов объединения.
4 этап Вовлеченность членов объединения в различные виды деятельности.
5 этап Анализ реализации программы объединения старшеклассников.
6 этап Подведение итогов и планирование работы на будущее.
V. Ожидаемый результат
Реальность использования данной программы обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и потребностей учащихся, а также с учетом социума.
По завершению программы детского объединения мы ждем:
- Повышение гражданской позиции школьников;
- Повышение заинтересованности в развитии школы;
- Участие максимального количества детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
- Увеличение занятости детей во внеурочное время;
- Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
- Активизация творческой деятельности учащихся;
- Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
- Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.
Самоуправление специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности. Это не просто активное участие каждого в общем деле, но динамика развития собственной личности в различных ее проявлениях (характер, способности, общение и др.) ( Приложение 2).
Основной вывод, к которому должна прийти зрелая личность, может быть выражена формулой: «Я у меня есть, и я не пропаду».