Урок обучения грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. познакомить учащихся со звуком [а]; формировать умение выделять звук [а] из речи; познакомить детей с буквами  А, а; формировать навык чтения;
  2. развивать фонематический слух, внимание, логическое и  ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев.
  3. прививать интерес к чтению; воспитывать любовь и бережное отношение к цветам.

Оборудование:  учебник «Азбука»; демонстрационные карточки с печатными буквами А, а; элементы букв А а; схемы звуков, слов, предложений; счётные палочки; пластилин; рисунок с изображением цветка – астры; индивидуальные дощечки; мел; алфавит; лента букв; медальки для активных детей (изображено улыбающееся солнышко и надпись «Молодец!»); медальки для каждого ребёнка (изображены буквы Аа); презентация «Звук  [а ], буквы А, а».

Ход урока:

I. Организация начала урока

II. Гимнастика для глаз по тренажёру

III. Повторение изученного материала

- Какую тему изучили  на прошлом уроке? (Изучили тему «Звуки»).

- Что можете сказать о звуках? (Звуки слышим и произносим).

- На какие две группы можно разделить все звуки? (На гласные и согласные).

- Что узнали про гласные звуки? (При произношении гласных звуков не встречаются преграды; их можно пропеть; они бывают ударными и безударными; гласные звуки  обозначают красным цветом).

- Что узнали про согласные звуки? (При произношении согласных звуков встречаются преграды; их нельзя пропеть; они бывают мягкими и твёрдыми; глухими и звонкими; парными и непарными; твёрдые согласные обозначают синим цветом, а мягкие согласные – зелёным цветом).

IV. Подготовка к новой теме

- С праздником, ребята!

- Что я произнесла? (Предложение).

- Как догадались, что это предложение? (Предложение имеет законченную мысль, в предложении несколько слов).

- Сколько слов в этом предложении? (Три слова).

- Какое первое слово? (С).

- Второе слово? (праздником).

-Третье? (ребята).

- Алина, пойдёт к доске и запишет это предложение схемой. А все остальные поработают  на индивидуальных дощечках.

- С какой интонацией произнесла это предложение? (С восклицательной).

- Какой знак препинания поставим в конце предложения? ( Восклицательный знак).

На доске схема:

(Проверка по индивидуальным дощечкам).

V. Сообщение темы и цели урока

- Ребята, сегодня у вас необычный день. Сегодня у вас праздник «День первой буквы».

- На уроке вы познакомитесь с  гласным звуком [а], узнаете, какими буквами обозначается этот звук. Научитесь выделять в речи звук [а]. (Презентация,  Слайд №1)

VI. Изучение нового материала

1. Занимательный материал об астре.

- Ребята, что изображено на рисунке? (Цветок). (Слайд №2)

- Как называется этот цветок? (Астра).

- Астра с греческого языка означает «звезда». По старинной легенде астра выросла из пылинки, упавшей звезды. Астры бывают различной окраски. Цветут астры с конца мая до морозов. Нельзя рвать цветы! Цветы нужны для того, чтобы мы любовались ими.

2. Слого – звуковой анализ слова.

- Астра - слово или предложение? (Слово).

- Андрей запишет на доске слово «астра» схемой. Все остальные работают на своих дощечках.

На доске схема:

(Проверка по индивидуальным дощечкам).

- Сколько слогов в слове «астра»? (Два).

- Какой первый слог? (Аст).

- Второй слог? (ра).

- Настя разделит это слово на слоги. Все остальные у себя.

На доске:

- Какой слог ударный? (Первый).

- Поставьте ударение на первый слог.

- Какой звук слышите в начале слова? ([а]).

- Дайте характеристику этому звуку. (Гласный, ударный).

- Каким цветом обозначим? (Красным).

- Этот звук одиночный. Покажем на схеме красным квадратиком.

На доске:

- Какой следующий звук слышите? ([с]).

- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).

- Звук [с] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

- Каким цветом обозначим твёрдый звук? (Синим).

- Этот звук одиночный. Покажем на схеме этот звук синим квадратиком.

На доске: 

- Какой следующий звук слышится? ([т]).

- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).

- Звук [т] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

- Каким цветом обозначим твёрдый звук? (Синим).

- Этот звук одиночный. Покажем на схеме этот звук синим квадратиком.

На доске: 

- Какой следующий звук слышите? ([р]).

- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).

- Звук [р] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

- Каким цветом обозначим твёрдый звук? (Синим).

- Этот звук сливается с другим звуком. Покажем на схеме этот звук синим треугольником.

На доске: 

- Какой следующий звук слышите? ([а]). Покажем на схеме этот звук красным треугольником.

- Дайте характеристику этому звуку. (Гласный, безударный).

На доске: 

- Сколько звуков в слове «астра»? (5).

- Сколько согласных звуков? (3).

- Сколько гласных звуков? (2).

- Какой звук слышится в начале и в конце слова «астра»? (Звук [а]).

3. Фонетическая зарядка.

- Какой звук издаёт человек, когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло? (Звук [а]). (Слайд №3)

- Какой звук издаёт мама, когда укачивает ребёнка? (Звук [а]). (Слайд №4)

4. Упражнение в нахождении звука [а].

- Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.

- Назовите слова, в которых  можно услышать звук [а] в начале слова. (Дети приводят примеры: арбуз, аист, …).

- Назовите слова, в которых  можно услышать звук [а] в середине слова. (Дети приводят примеры: палка, парта, …).

- Назовите слова, в которых  можно услышать звук [а] в конце слова. (Дети приводят примеры: ученица, азбука, …).

5. Знакомство с буквами Аа.

- Звук [а] обозначается буквой Аа (показ карточки с буквами Аа). (Слайд №5)

- Эти буквы печатные. Буква А – заглавная, большая; буква а – строчная, маленькая. Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с заглавной большой буквы, а какие - с маленькой, строчной буквы. Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах.

- Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.

- На что похожа буква А? (На ракету, на столбы, …).

6. Микроитог.

 - Какой звук изучили? (Звук [а]).

- Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами А а).

VII. Физминутка

А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.

VIII. Закрепление изученного материала

1. Беседа по картинке в учебнике (с.24-25).

- Кто на картинке? (Мальвина, Буратино, Артемон).

- В слове «Мальвина» слышите звук [а]? (Да.)

- Где слышите звук [а]? (В середине слова, на конце слова).

- В слове «Буратино» слышите звук [а]? (Да.)

- Где слышите звук [а]? (В середине слова, на конце слова).

- В слове «Артемон» слышите звук [а]? (Да.)

- Где слышите звук [а]? (В начале слова).

- Из какой  сказки эти Мальвина, Буратино, Артемон? («Приключения Буратино»).

- Что делают герои? (Играют в школу).

- Какую изучают букву? (Букву А а).

- Как себя ведёт Буратино? (Он отвлекается, у него в тетради грязь, не хочет учиться).

- А вы, ребята, хотите учиться? (Да).

- Какая птица рядом с Мальвиной? (Аист).

- Какой звук слышите в начале этого слова? (Звук [а]).

- Какие цветы на клумбе? (Астры).

- Какой звук слышится в начале этого слова? (Звук [а]).

- Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).

2. Работа с пословицами.

- Пословица – это логически законченное изречение (предложение) с поучительным смыслом, содержит мораль.

На доске: Азбука – к мудрости ступенька.

- Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

На доске: Каков разум, таковы и речи.

- Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

На доске: Аккуратность красит человека.

- Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

На доске: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

- Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

3. Упражнение в нахождении букв Аа в пословицах.

- Найдите в пословицах буквы Аа, под ними поставить точку мелом. (4 ученика выходят к доске, находят в словах буквы Аа; остальные печатают буквы Аа на индивидуальных дощечках). Проверка.

4. Обучение чтению.

На доске:     А – а – а! (чтение двумя - тремя учащимися, хоровое чтение, чтение слабыми учащимися). (Слайд №6)

5. Микроитог.

- Какой звук изучили? (Звук [а]).

- Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).

IX. Физминутка

Буква А, буква А –
Алфавиту голова.
Знает Саша, знает Света,
А похожа на ракету.

X. Обобщение изученного материала

1. Заучивание стихотворения в учебнике.

Астра, азбука, айва
Начинаются на А,
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.

2. Самостоятельная работа (по вариантам).

I вариант: - Из счётных палочек соберите печатную заглавную, большую букву А.

II вариант: - С помощью пластилина сделайте печатную строчную, маленькую букву а.

3. Проверка выполнения.  (Показ лучших работ, награда медальками «Молодец!»).

4. Игра на внимание «Найди букву Аа». (Слайд №7)

- Сколько букв А а нашли в квадрате? (3).

XI. Подведение итогов

- Что нового узнали на уроке?

-  Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?

- Что вызывало затруднение? Почему?  

- Какие новые слова узнали?

- Что общего у этих слов?   (Звук [a], буквы А а).

- Найдите в алфавите букву Аа. (ученик выходит к доске и показывает в алфавите букву Аа).

- С сегодняшнего дня изученные  буквы будем помещать  на «ленту букв». (Учитель вставляет букву «а» под аплодисменты детей).

XII. Награждение

- На память об этом уроке – празднике «Первой буквы»,  я дарю вам всем медальки  (вручаю каждому ребёнку медальки с изображением буквы А а).

- Хочу отметить детей, которые хорошо работали на уроке.  (Вручаю медальки с изображением улыбающегося  солнышка и надписью  «Молодец!»).

- На следующих уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв, потому что, зная  ЗВУКИ и БУКВЫ, которыми они обозначаются,  вы сможете научиться читать и писать.

XIII. Организация на перемену

- Спасибо за урок! Молодцы! (Слайд №8)