Цели:
- совершенствовать орфографические навыки;
- обогащать словарный запас;
- развивать речь, мышление.
Ход урока
1. Звучит песня А.Якушевой «Я приглашаю вас в леса». (Слайд-шоу картин леса. Среди пейзажей встречаются репродукции картин И. Шишкина.) (Слайд 1-14)
- Что скажете? (Понравилось. Красивая музыка, картинки…)
- Чему посвящены эти пейзажи? (Лесу.)
«Игра в ассоциации».
- Давайте поиграем в ассоциации! Что для каждого из вас значит это слово лес? (Слайд 2.1)
(Чудесный мир природы, место отдыха, кормилец, дом для его обитателей, источник красоты и вдохновения…)
- Ребята, а вы ничего не заметили во время просмотра слайдов?
(Были картины известного русского художника И.Шишкина.)
- Как вы думаете, что вдохновило художника на создание своих произведений? (Природа.)
- Когда человек попадает в лес. От удивления и очарования природой в нём возникает желание поделиться с другими своими душевными открытиями – так являются в мир поэты, художники, композиторы, писатели. Каждый из них выражает своё восхищение по-своему. Художники – в красках, композиторы – в музыке, поэты – в стихах.
2.
- А можем ли мы с вами, ученики 2 класса, создать что-либо, вдохновлённые данными картинами?
(Нарисовать лес, спеть, сделать поделки из природных материалов, рассказать или написать о лесе текст).
- Что нам необходимо, чтобы написать или рассказать о лесе? (Уметь грамотно писать.)
- Какая наука нам в этом поможет? (Орфография.)
(Иметь большой словарный запас).
- А здесь кто к нам придёт на помощь? (Лексика.)
(Уметь правильно строить предложения. Синтаксис.
Ещё нужны знания об окружающем мире. Естествознание.)
Вот это, ребята, и будет целями нашего урока! (Слайд 2.2-2.6)
- Учиться грамотно писать.
- Обогащать словарный запас.
- Учиться правильно строить предложения.
- Получить научные сведения об окружающем мире.
- Какие человеческие качества нам нужны для выполнения поставленных целей?
(Внимательность, умение слушать и слышать, умение фантазировать, трудолюбие, любознательность, взаимовыручка…)
- Я думаю, вы абсолютно правы. Давайте пофантазируем…
-
3. Физминутка
Представьте, что вы – деревья в лесу. В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя бодрость, свежесть и радость жизни.
- А вы почувствовали? Я думаю, это пригодится нам при выполнении следующей работы.
4.
- Посмотрите на доску. В одной из книг о природе мне встретились такие записи, которые вызвали интерес.
[Ч'истата] изменений температуры воздуха сказывается на поведении обитателей леса. (Слайд 3.1)
Лес – это наш дом, [ч'истата] леса – в руках каждого человека.
(Слайд 3.2)
(Слайд 3.3)
- Что заметили? (Слова в транскрипции.)
- Чем поможем? (Заменим транскрипцию словом.)
ч…стота |
|
> |
[ч'истата] |
ч…стота |
|
(Слайд 3.4)
- Это одинаковые слова?
- В какой позиции стоят пропущенные гласные?
Что нам придёт на помощь? (Ударение.) (Слайд 3.5- 3.6)
Чисто – чистота |
|
> |
[ч'истата] |
Ч?сто – ч?стота |
|
(В слове чисто под ударением слышится и, значит, в слове чистота вставляем букву и (Слайд 3.7), эти слова однокоренные, корни в однокоренных словах пишутся одинаково. (Слайд 3.8-3.10)
(Слайд 3.11-3.13)
-Во втором слове буква не появилась… Что это значит? (Это другое слово.)
-Давайте попробуем подобрать это слово. (Часто.) (Слайд 3.14-3.15)
(Слайд 4)
Ча/ясто – ча/ястота - [ч'истата]
- Опять сомнения! Что же писать: а или я?
(Ча-ща пиши с букой а!)
- Почему?
(В древне-русском языке буквы ч и щ обозначали твёрдые звуки и после них писалась буква а.
Со временем они утратили твёрдость и стали мягкими, а написание а осталось по традиции.)
(Слайд 4.2-4.3)
- Каких ещё буквосочетаний коснулись подобные изменения?
(Жи-ши. Только там, наоборот.)
- Молодцы! И мы давайте будем сохранять то, что было создано нашими далёкими предками. Будем правильно писать эти буквосочетания.
Попробуем вставить получившиеся слова в предложения. На что следует обратить внимание? (На значение слова.) (Слайд 5.1-5.3)
- Какой сделаем вывод?
(Ча-ща пиши с буквой а (Слайд 6.1), но написание этих сочетаний необходимо проверять ударением и смотреть на значение слова.) (Слайд 6.2)
- Кто согласен с выводами – встаньте.
Значит очень важно быть грамотными? Обратимся к целям. Мы уже на пути к их достижению.
5. Выполнение следующего задания может пригодиться нам при составлении текста о лесе.
Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь в столбик согласно всем правилам каллиграфии. (Дети вспоминают правила каллиграфии.)
Будьте внимательны!
(После чтения каждой загадки на экран выходит картинка-подсказка. На загадку о петухе появляется картинка глухаря.)
Лапу кто зимой сосёт,
А ещё он любит мёд.
Может громко зареветь,
Как зовут его? (Слайд 7.1)
(Медведь)
Запишите это слово во множ. числе.
Ягоды – не сладость,
Зато глазу – радость,
Лесам – украшение,
Дроздам – угощение. (Слайд 7.2)
(Рябина)Далёкий мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Слайд 7.3)
(Дятел)Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка,
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт. (Слайд 7.4)
(Петух)
Запишите это слово во множ. числе.
- Подчеркните орфограммы.
Сверьте с доской. (Слайд 7.5-7.8)
медведи
рябина
дятел
петухи
- Проанализируйте свою работу. Сделайте пометки на полях. (Дети прикладывают «Эталончики письма», анализируют, оценивают цветом словарную работу. Высказываются.)
- Какое задание можете предложить?
(Поделить на группы.) Дети делят слова на группы.
Обратите внимание на второй столбик слов. (Слайд 8.1)
медведи |
[стуч'ат] |
рябина |
[рыч'ат] |
дятел |
[угащ'ай'эт] |
петухи |
[кр'ич'ат] |
- Что можете сказать?
(Это глаголы настоящего времени. Есть «лишние» слова.)
К глаголу угощает следующее задание: посовещайтесь в парах и подберите схему к этому слову. (Схемы лежат на партах.)
(Букв меньше, чем звуков.)
- Посмотрите на эти столбики слов. Какое задание можете предложить? (Соединить парами.)
Дети проговаривают. Учитель соединяет стрелками слова.
(Слайд 8.2-8.3, 8.5)
(Слова дятел и стучат не совпадают в числе. Надо изменить число слова дятел или число слова стучат.)
Измените число глагола стучат. Запишите пары к данным существительным. Выделите орфограммы. Проанализируйте, сделайте выводы. (Слайд 8.4,9)
6.
- Вы ничего не заметили, когда мы отгадывали загадки?
(Слайд 10)
(Отгадка – петух, а картинка- другая птица.)
Вы думаете, что это ошибка? (Слайд 10.1)
Лесным петухом называют прекрасную птицу глухаря. (Слайд 11.1-11.3)
Он относится к отряду куриных. Живёт в лесу. Кормится насекомыми, хвоей и семенами растений.
Давайте запишем предложение о глухаре.
Живут в чаще глухари лесной.
(Слайд 12.1)
(Нет. Предложение неправильно построено.)
- Какой совет можете дать?
(Поменять слова местами.)
- Для чего это нужно? Очень важно правильно строить предложения?
(Да. Речь должна быть грамотной, красивой, правильной, понятной окружающим. Мы должны уметь грамотно излагать свои мысли, быть хорошими собеседниками.)
Запишите наиболее удачное предложение. Подчеркните в нём изучаемую орфограмму.
(Слайд 12.2)
Глухари живут в лесной чаще.
- Какое задание ещё можете предложить?
(Выделить грамматическую основу.)
Работа с комментированием. (Слайд 12.3-12.5)
- Чем мы занимались на данном этапе урока?
(Учились правильно строить предложение.)
Посмотрим на цели. Ещё одна цель достигнута! (Слайд 13)
7.
- Обратимся к ещё одному «лишнему» слову. (Слайд 14)
Рябина
- Что вам известно об этом дереве?
- Дополнительная информация. (Лесное дерево, ягоды рябины обладают лечебным действием, они богаты витаминами. Их любят не только люди: это любимый корм лесной куницы, соболя, дроздов и свиристелей; ветки и кора охотно поедаются лосями и зайцами. Живёт рябина 100-200 лет.)
Игра «Потерялось слово»
В народе есть примета … (Слайд 15.1)
Много ягод на рябине …………. строгую зиму.
- Что заметили?
(Пропущено слово. Оно « потерялось».)
- Выберите из данных слов наиболее подходящие по смыслу:
а) предвещают
б) советуют
в) предсказывают
г) обещают
(Слайд 15.2-15.6)
(Лишнее слово “советуют”, т.к. оно не подходит по смыслу). (Слайд 15.7)
Как называются слова близкие по смыслу? (Слайд 15.8)
(Синонимы). (Слайд 15.9)
- Выберите подходящее слово с изучаемой орфограммой и запишите предложение, орфограмму подчеркните.
- Для чего нам необходимо знать много слов?
(Чтобы в речи не было повторов, она была более выразительной, разнообразной, чтобы мы могли более точно выражать свои мысли).
- Удалось ли нам пополнить свой словарный запас?
Значит, ещё одна цель достигнута. (Учитель ставит магнит напротив достигнутой цели).
(Слайд 16)
- Обратимся вновь к целям. Получили ли мы какие-либо научные знания об окружающем мире?
- Все цели достигнуты. Значит, мы можем перейти к творчеству.
8. Задания по выбору. (Слайд 17.1-17.2)
- Перед Вами два вида заданий. Выберите себе задание по силам и выполните его.
Дети выполняют задание.
- Докажите, что это текст.
(Сначала проверим текст “Рябина”). (Слайд 18)
- Сверьте вставленные буквы с образцом.
- Проверим текст “Глухари”. Сверьте вставленные буквы с образцом.
- Кому всё удалось, помашите мне рукой.
9.
- Молодцы! Посмотрите, как вдохновил нас сегодня лес! Мы достигли на уроке поставленных целей? (Слайд 19-19.1)
- Какой результат получили?
(Составили текст. Нам теперь легко писать слова с сочетаниями ча-ща, жи-ши).
- Какие открытия сделали на уроке?
- Проанализируйте своё участие в уроке в листах самооценки.
(Выслушивается самоанализ 1-2 учеников).
- А я предлагаю вам прочитать о жизни леса в произведениях известных детских писателей, выставку книг которых вы видите. И на уроках литературного чтения мы продолжим наш разговор о жизни леса.
- Благодарю вас за урок!