Через уроки чтения – к воспитанию и развитию

Разделы: Начальная школа


Чтение – это один из истоков
мышления и умственного развития
В.А. Сухомлинский

Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Чтение вводит в память ученика литературный язык (Но И. Жим – ким), развивает у ребёнка «дар слова» (К.Д. Ушинский), его «судительные силы» (Ф. И. Буслаев).

«Чтение – писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н.Ф. Бунаков, - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность.» И, наконец, В. А. Сухомлинский углубил мысль, сказав, что «чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.»

Действительно, чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно популярной литературе, к периодике.

Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.

Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Иначе говоря, умение и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков,  имеющий общий учебный характер и используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни, когда ему приходиться иметь дело с печатными или рукописными материалами, источниками какой либо информации.

Так что же такое чтение?

Чтение – это вид речевой деятельности, обеспечивающий детям общение с самыми разными, но непременно чем – то замечательными людьми через созданный ими текст, но не в звуковой форме, а в графически закодированной форме; это приобретение ребёнком способностей как можно более полноценно осваивать этот чужой, но обращённый к нему текст, понимать о чём, кто, что и как ему таким необычным способом говорит, и, если ребёнок когда читает слышит текст, он обязательно воспринимает чужую речь, закодированную графически, что в свою очередь пробуждает в нём интерес к прочитанному.

Чтение – это формирование у ребёнка желания и умения выбрать себе собеседника (сначала книгу, потом автора или область познания) по собственным меркам, в расчёте на себя.

Чтение играет основную роль в жизни ребёнка. Его роль так велика, что её нельзя недооценивать.

В начальной школе на плечи учителя ложиться огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам определяется качеством читательских навыков школьника. Поэтому задача читательского развития учеников младших классов является первостепенной.

В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младших школьников во многом определяет успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных умений является навык чтения. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика. Совершенствование навыка чтения младших школьников тесно связано с развитием интереса к чтению.

Почему многие дети не любят читать? По словам В. А. Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда.»

Как сделать так, чтобы мои ученики всем сердцем полюбили чтение? Как научить их думать, рассуждать? Как повести ребёнка шести - десяти лет в мир сопереживания героя? Ведь только то оставляет след в душе маленького человека, что прошло через его чувства, и уроки чтения, наряду с уроками русского языка, математики также могут быть уроками развития логики, мышления.

По словам К. Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, мышление, через чувства.

Учить читать трудно, но интересно. Когда ребёнок умеет читать, то понимает слова А. С. Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение». От умения читать бегло, выразительно, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.

Хорошо читающий ребёнок прекрасно решает задачи, быстро ориентируется в выполнении упражнений, у него не возникает трудностей в пересказе любого текста.

Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее их развитие и воспитание?

Эти вопросы всегда волновали меня; заставляли искать, пробовать, что - то отвергать, что - то накапливать в своём опыте.

Раскрыть замысел автора, то есть выявить главную мысль произведения, сделать идейный вывод — над этим работаю на уроках  литературного чтения.

Ведь писатели,   « художники слова» - это великие мудрецы, которые учат нас жить.

Создавая свои произведения, они закладывают в них  нравственную, научно-познавательную или эстетическую ценность; делясь своими ошибками, предупреждают наши; учат нас разбираться в жизненных передрягах; искать выход из них.

Уроки  литературы в этом плане дают богатую возможность для нравственного воспитания и развития разума, учат сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, извлекать тайну, оставшуюся за пределами слова.

Благодатную почву для нравственного воспитания дает программа начальных классов. Очень много воспитательных ценностей заложено в произведениях.

Уроки носят воспитательный характер, который предполагает свободную беседу нравственного плана. Большое количество произведений помогает воспитывать чувство дружбы, товарищества. Воспитание идет исподволь, от эмоционально-образного содержания произведения, от переживания детей, вызванных прочитанным.

«На уроках чтения важно, чтобы ученик подражал принципу чтения, а не результату. Поэтому, в числе многих задач стоит и задача научить детей переживать те или иные чувства, вызванные различными действиями и поступками, оценивая их, исходя из освоенных представлений и понятий о нормах нравственности». (Светловская Н.Н.)

В нравственном воспитании ребенка книга имеет исключительно важную роль. Она знакомит его с разнообразными проявлениями добра и зла, учит справедливости и доброте, воспитывает нетерпимость к безобразному.

Нравственное воспитание начинается не с усвоения ребенком моральных понятий, а с пробуждения в нем добрых чувств, умения выражать свое мнение к тому или иному поступку, определять, нравственен он или безнравственен.

Психологи утверждают, что влияние художественных произведений на учащихся будет больше если каждый ученик под руководством учителя что-то сможет увидеть, познать, почувствовать в прочитанном произведении сам, а не со слов учителя. Воспитательное воздействие  от прочитанного зависит от характера беседы по содержанию. Вопросы задаю такие, чтобы касались разных сторон произведения, развивали у детей память, воображение, мышление, речь. Например, хорошо дан нравственный аспект в рассказе А.Куприна «Скворцы» - быть наблюдательным, любить природу, заботиться о птицах. Огромную воспитательную силу имеют   стихи о природе, о защите Отечества.

Подход к литературе как виду искусства дает в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества, как учителя, так и ученика.

Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное. Поэтому курс литературного чтения должен решать ряд задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественный текст, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
  • развивать поэтический слух детей, обеспечивая тем самым развитие речи школь­ников, формировать речевые умения, навыки чтения, слушания, говорения;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления о мире.

Ситуации, создаваемые на уроке, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить.

Такой подход, обеспечивая развитие речи учащихся, учит вступать их в диалогические споры, дает им прекрасные возможности для развития монологической речи.

Например, при изучении произведения В. Катаева «Цветик - семицветик» детям предлагается представить себя этим волшебным цветком, рассказать «о себе», т.е. каждый старается ярко описать свою красоту и направить ее на служение людям:

«Пусть каждый, кто дотронется до моих лепестков, станет добрым, смелым, жалостливым, понимающим...»

Ребенок сам проводит параллели между внутренней и внешней красотой,

духовные ценности у него стоят на первом месте.

Вступая в диалог с писателем, одобряя его или споря с ним, обогащая свой духовный и душевный мир, читатель незаметно для себя формирует свой взгляд на мир, на действительность, на человека, свою жизненную позицию, чтобы в горькую или радостную минуту пообщаться с мудрым собеседником, знатоком человеческой души - писателем, поэтом, найти в художественном слове отзвук своим мыслям и переживаниям, почувствовать, воспринять сердцем и разумом, узнать о прошлом своей Родины и человечества, осмыслить настоящее. Развитию образного мышления, эстетического вкуса учащихся, активизации художественного творчества способствует использование на уроках метода творческого чтения. Метод творческого чтения осуществляется по­средством таких приемов, как выразительное чтение учителя, обучение выразительному чтению учащихся, комментированное чтение, беседа, направленная на выяснение впечатлений от прочитанного произведения, и др. В связи с тем, что целью художественного чтения является не только знакомство учащихся с тем или иным произведением, но развитие их творческого воображения, раскрытие идеи произведения, при чтении необходимо использовать все элементы выразительности и умело применять их для достижения поставленной задачи.

Первое знакомство с художественным произведением необходимо сразу же начинать с работы над образностью поэтической речи, отыскивая доступные пути понимания языка текста.

С этой целью уже с I класса знакомлю детей с такими понятиями, как «сравнение», «эпитет», «метафора», «олицетворение». Например, у А. Фета дети сравнивают изображение одного предмета с другим. В работе над выразительностью речи большое внимание уделяю средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Главное средство речевой выра­зительности - интонация. В обыденной жизни - интонация рождается непроизвольно, сама собой. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям. Поэтому я учу детей нужной интонации. Вот некоторые примеры заданий.

1. Прочитай текст, передавая радость, возмущение, гордость, печаль, ласку.

2. Прочитай предложение, выражая восхищение, сочувствие, совет.

3. Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (или интонацию радости, страха, гордости), вырази удивление, огорчение.

4. Прочитай несколько предложений с разными интонационными оттенками. Дети стараются уловить именно ту интонацию, которую использует учитель, а потом копируют, поэтому считаю, что чтение учителя это своего рода образец выразительного чтения для учащихся. Читаю сама так, чтобы у детей появился познавательный и эмоциональный интерес к дальнейшей работе. Важно сосредоточить внимание на том, что вносит интонация в значение всего предложения.

5. Прочитай вопросительное предложение, выделяя голосом то слово, которое подчеркнуто.

Ты пойдёшь сегодня в кино?

Ты пойдёшь сегодня в кино?

Ты пойдёшь сегодня в кино?

Ты пойдёшь сегодня в кино?

Изменился ли знак в конце предложения? А порядок слов? Изменился ли смысл вопроса? Как? Почему?

6. Поиграй с предложением: произнеси шепотом, громко; порадуйся предложению; спроси предложение.

7. Прочитай стихотворение. Какие предложения по цели высказывания? Выдели слово, на которое падает логическое ударение.

Моя цель - создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия   форм, методов и   видов работ, больше времени уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, учить работать с текстом.

Работу с текстом провожу очень тщательно. Вопросов много, но они не повторяют друг друга, а позволяют по - другому взглянуть на прочитанное, углубить первоначальное понимание. Дети свободно высказываются. Каждый может говорить то, что хочет, и так, как может. Все виды заданий направлены на развитие устной речи.

Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является   целенаправленное   управление   обучением   чтению.   В   процессе   работы  я стараюсь формировать навыки осознанного чтения и умения , самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных   упражнений   и   способов   действий,   активно   влияющих   на   основные   параметры   чтения: осмысление, технику, выразительность. Какие же упражнения  использую в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:

1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Урок обычно начинаем с игровой разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием четкости произношения. Упражнения для разминки предлагаются следующего вида:

а) вдох носом, выдох через рот;

б) вдох, задержка дыхания, выдох;

в) вдох, выдох по порциям.

Самолёты взлетают: у - у - у.

Машины едут: ж - ж - ж. 

Лошадки поскакали: цок - цок - цок.

Рядом ползёт змея: ш - ш - ш.

Муха бьётся в стекло: з - з - з - з.

Или:

Летела муха около уха: ж - ж - ж.

Летела оса около носа: с - с - с.

Летел комар и звенел: з - з - з.

Сел на лоб, а мы его хлоп!

И поймали (кулачок прижимается к уху): з - з - з - пусть летит!

Затем следуют скороговорки, чистоговорки.

С первых дней обучения первоклассников стараюсь не только поддерживать интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку. Так как на основе чтения формируются взгляды, нравственные убеждения, художественные вкусы. На основе чтения и изучения художественного произведения развивается эстетическое чувство, обогащается духовный мир школьника, укрепляется потребность в постоянном притоке художественных впечатлений, в общении с книгой. Развитию образного мышления, эстетического вкуса, активизации художественного творчества способствует использование таких приемов, как выразительное чтение учителя, обучение выразительности чтения учащихся, комментированное чтение.

При чтении большое внимание уделяю настроению, чувствам героев, читателей; постоянно обращаю внимание на то, как в литературе и в жизни людей все плохие  и хорошие поступки оцениваются. Чтобы детям не наскучила однообразная работа – чтение текста, включаю в урок словарную работу, дополнительную информацию для чтения на доске, ответы на вопросы, кроссворды, чтение дуэтом, квартетом,  трио.

На уроках чтения разрешаем нравственные проблемы, конфликты между тем, о чем читают дети, и жизнью. На уроках стараюсь осваивать с детьми то, что очень важно в жизни каждого человека: умение передать информацию; поддерживать беседу; устанавливать контакты; пересказывать, рассказывать ситуацию; написать письмо, поздравление, найти способ общения во время разговора, спора, знакомства; красочно оформить речь.

«В мире много сказок, грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них».

Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться  в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоционально-образную память, чувство юмора, умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный т. д.), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное. Сказки воспитывают детей.

Важно заинтересовать детей нравственной проблемой.

Проблемы, которые способствуют формированию нравственных чувств.

1. Выразительное чтение учителя.

2. Выразительное чтение  учащихся.

Если дети умеют выразительно читать, то очень скоро без специальных заданий, сами проявляют отношение к героям: хвалят, порицают, сообщают, кто вызывает симпатии, а кто – нет.

Для повышения эффективности уроков чтения использую работу в группах, парах. Групповая работа помогает сильным ученикам  не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле. Важным считаю работу по составлению плана произведения, так как это помогает разобраться в структуре сочинения и учит грамотно писать сочинения.

Развивать воображение помогают прежде всего творческие виды работ, например, иллюстрирование художественного текста, что формирует способность к образному воссозданию прочитанного. Иллюстрация помогает ярче представить нарисованное словами, лучше понять характер литературного произведения и замысел его создателя.

Составление диафильма – сложная творческая работа, но интересная. Включаю ее только тогда, когда дети овладели простыми видами деятельности: подбор титров к готовому картинному плану, рисование ряда словесных иллюстраций к уже имеющимся титрам.

Уроки чтения - особые уроки. Здесь дети незаметно для себя впитывают важные в нравственном отношении вещи: трудолюбие, уважение к старшим, заботу о младших, любовь ко всему земному – и в то же время осознанно осуждают такие черты, как трусость, жадность, лживость, подлость.

Я стремлюсь  строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ученик 25-30 минут на уроке был занят чтением и читал с удовольствием: это чтение  в чтении по ролям, цепочкой, в выборочном чтении, и другие виды. Не забываю о воспитательных задачах уроков чтения, побуждая детей жить вместе с героями произведений, радоваться и огорчаться, вкладывать свое мнение о событиях и героях прочитанных  произведений, приводить примеры из жизни класса.

Чтобы воспитать  у детей  любовь   к книге надо прежде всего научить их читать, читать правильно, сознательно, выразительно.  Стараюсь, чтобы мои уроки давали радость, веру, удивление знаниями и убежденность, что взрослые их понимают. Стараюсь разнообразить урок, учу детей разбираться в прочитанном, думать, рассуждать, делиться своими впечатлениями.

Все это привело к тому, что многие дети хорошо овладели техникой чтения. К концу 4 класса (2003-2007 учебные года) они читали с темпом от 102 до 143 слов в минуту, слабые 67-88. Охотно запоминали прочитанное, умели близко к тексту пересказать его содержание, составлять план произведения.

100% учащихся понимали прочитанный материал.

В 1 классе безошибочное чтение составило 67%, во 2 классе-70%, в 3 классе-85%, в 4 классе-100%.

Средний темп чтения на конец учебного года составил:

  • в 1классе - 33 слова,
  • во 2 классе - 79 слов,
  • в 3 классе - 90 слова,
  • в 4 классе - 125 слов.

Хорошее чтение помогает детям в изучении других предметов. Хороший навык чтения положительным образом сказывается на уроках окружающего мира, истории.

По словам Шарля Луи Монтескье  «Любить чтение – это обменивать часы скуки  на восхитительные часы».

Я хочу, чтобы мои ученики любили чтение, каждую свободную минуту посвящали книге, то есть обменивали часы скуки на восхитительные часы общения с книгой.