Тип урока – обучающий.
Цели и задачи:
1. Развитие орфоэпических навыков, умения говорить и читать с правильной интонацией.
2. Развитие связной устной и письменной речи учащихся.
3. Работа по обогащению словарного запаса.
4. Развитие и совершенствование грамматического строя речи детей.
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы и цели урока
Предлагаю детям прочитать предложения, записанные на карточках для каждого ученика (Приложение 1):
Прочитай:
1. Испокон века книга растит человека.
2. Знайка все с полуслова понимает, а незнайка все только рот разевает.
3. Ленивому Микишке все не до книжки.
4. От умного научишься, от глупого разучишься.
5. Живи век и век учись.
6. Если за день ничему не научился – зря прожил день (китайская пословица).
7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
8. Источник жизни - в труде, а успеха – в знании.
9. Если много читаешь, много и знаешь.
Беседа:
– Что это за предложения? О чем они?
– Сложите слово из начальных букв каждой пословицы. Над чем мы будем сегодня работать на уроке?
– Что такое изложение?
– Что надо уметь делать, чтобы написать изложение?
Дети определяют основные задачи урока, на доске появляется запись (Приложение 2):
1. Прочитать внимательно текст.
2. Разбить его на части.
3. Составить план.
4. Пересказать по плану.
5. Грамотно записать рассказ.
II. Подготовительная работа
1. Чтение текста учителем (учебники закрыты).
– Послушайте текст, определите его тему.
– Закончите предложение: «Этот текст о том, как…».
– Подумайте, почему текст так называется?
2. Работа над 1-м и 2-м пунктами в задании к упражнению 48 стр. 37 (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык. 4 класс,1 часть, Москва, Баласс, 2006).
– Перечитайте текст.
– Значения каких слов вам непонятны?
Работа над непонятными словами. Работа с толковым словарем учебника.
3. Чтение текста вслух по предложениям, комментирование.
4. Чтение по абзацам.
– Обратите внимание на количество абзацев (сколько абзацев, столько и микротем в тексте, столько будет пунктов плана).
5. Составление плана и нахождение ключевых слов в каждой части.
В результате выполнения задания, на доске появляется запись:
План: |
Ключевые слова: |
1) Чужеземный корабль. |
Купцы, из Дании, якорь, послал за лоцманом |
2) Подарок лоцману |
молодой лоцман, искусно, ввел, золотой рубль |
3) Желание капитана |
в Петербурге, увидеть, Петра I, исполнилось |
4) Встреча со знакомым лоцманом |
ахнул от удивления |
5) Не украл, а заработал |
извинения, просил вернуть, честным трудом. |
6. Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова.
Организуется работа в группах. Класс разбивается на 2 – 3 группы. В каждой группе идёт обсуждение рассказов, составленных детьми, затем предлагается прослушать классу лучшие рассказы.
Прослушиваются 2 – 3 рассказа, обсуждается, что получилось, над чем следует еще поработать, предложения, комментарии детей.
7. Орфографическая подготовка.
Дети объясняют орфограммы и знаки препинания, делают необходимые пометки в тексте.
8. Предлагаю детям закрыть учебник и еще раз прослушать текст.
III. Написание изложения и самопроверка
Самостоятельная работа детей в тетрадях. Записывают текст по составленному плану, используя ключевые слова.
Самопроверка.
IV. Итог урока. Рефлексия
– Над чем работали сегодня на уроке?
– Что было особенно трудно?
– Что особенно вам удалось, а что, считаете, не получилось? Почему?
V. Домашнее задание
Записать словарные слова (стр. 41), сгруппировав их по какому – либо признаку.