Урок русского языка по курсу русского языка образовательной системы "Школа–2100". Обучающее изложение "Золотой рубль"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тип урока – обучающий.

Цели и задачи:

1. Развитие орфоэпических навыков, умения говорить и читать с правильной интонацией.

2. Развитие связной устной и письменной речи учащихся.

3. Работа по обогащению словарного запаса.

4. Развитие и совершенствование грамматического строя речи детей.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и цели урока

Предлагаю детям прочитать предложения, записанные на карточках для каждого ученика (Приложение 1):

Прочитай:

1. Испокон века книга растит человека.

2. Знайка все с полуслова понимает, а незнайка все только рот разевает.

3. Ленивому Микишке все не до книжки.

4. От умного научишься, от глупого разучишься.

5. Живи век и век учись.

6. Если за день ничему не научился – зря прожил день (китайская пословица).

7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

8. Источник жизни - в труде, а успеха – в знании.

9. Если много читаешь, много и знаешь.

Беседа:

– Что это за предложения? О чем они?

– Сложите слово из начальных букв каждой пословицы. Над чем мы будем сегодня работать на уроке?

– Что такое изложение?

– Что надо уметь делать, чтобы написать изложение?

Дети определяют основные задачи урока, на доске появляется запись (Приложение 2):

1. Прочитать внимательно текст.

2. Разбить его на части.

3. Составить план.

4. Пересказать по плану.

5. Грамотно записать рассказ.

II. Подготовительная работа

1. Чтение текста учителем (учебники закрыты).

– Послушайте текст, определите его тему.

– Закончите предложение: «Этот текст о том, как…».

– Подумайте, почему текст так называется?

2. Работа над 1-м и 2-м пунктами в задании к упражнению 48 стр. 37 (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык. 4 класс,1 часть, Москва, Баласс, 2006).

– Перечитайте текст.

– Значения каких слов вам непонятны?

Работа над непонятными словами. Работа с толковым словарем учебника.

3. Чтение текста вслух по предложениям, комментирование.

4. Чтение по абзацам.

– Обратите внимание на количество абзацев (сколько абзацев, столько и микротем в тексте, столько будет пунктов плана).

5. Составление плана и нахождение ключевых слов в каждой части.

В результате выполнения задания, на доске появляется запись:

План:

Ключевые слова:

1) Чужеземный корабль.

Купцы, из Дании, якорь, послал за лоцманом

2) Подарок лоцману

молодой лоцман, искусно, ввел, золотой рубль

3) Желание капитана

в Петербурге, увидеть, Петра I, исполнилось

4) Встреча со знакомым лоцманом

ахнул от удивления

5) Не украл, а заработал

извинения, просил вернуть, честным трудом.

6. Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова.

Организуется работа в группах. Класс разбивается на 2 – 3 группы. В каждой группе идёт обсуждение рассказов, составленных детьми, затем предлагается прослушать классу лучшие рассказы.

Прослушиваются 2 – 3 рассказа, обсуждается, что получилось, над чем следует еще поработать, предложения, комментарии детей.

7. Орфографическая подготовка.

Дети объясняют орфограммы и знаки препинания, делают необходимые пометки в тексте.

8. Предлагаю детям закрыть учебник и еще раз прослушать текст.

III. Написание изложения и самопроверка

Самостоятельная работа детей в тетрадях. Записывают текст по составленному плану, используя ключевые слова.

Самопроверка.

IV. Итог урока. Рефлексия

– Над чем работали сегодня на уроке?

– Что было особенно трудно?

– Что особенно вам удалось, а что, считаете, не получилось? Почему?

V. Домашнее задание

Записать словарные слова (стр. 41), сгруппировав их по какому – либо признаку.