Опыт использования компьютерных технологий в работе классного руководителя

Разделы: Классное руководство


Каждая встреча с моими выпускниками наполнена воспоминаниями о школе, об учителях. Неожиданно для себя я обратила внимание на то, что многие вспоминают слово, поступок учителя, дела, повлиявшие на дальнейшую судьбу, а уже потом благодарят «за знания». И вновь  задумываюсь над тем, так за чем приходит ученик в школу? Да, учиться читать, писать, считать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту.

И все же… Каждый ученик приходит в школу… за счастьем! Он ждет встречи с интересными добрыми людьми, праздника и каждый день – пусть небольшого, но успеха.

Для меня это не стало открытием – я об этом уже думала, – для меня это стало осознанием. Это заставляет меня по-другому смотреть на ребят в моем классе.

Кроме того, на мой взгляд, мне повезло. Школа, в которой я работаю, современная – соответствующая времени, сопричастная к тому, что происходит в обществе в настоящее время, сегодня. Вот уже четвертый год в школе реализуется воспитательная система «Какое счастье быть человеком» в основе, которой лежит феликсологическая парадигма. Воспитательная система реализуется через технологию соуправления: протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Смысл воспитательной системы мне также понятен: обучение детей основам демократических отношений в обществе, обучение их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. Наша школа выбрала стратегическую идею – воспитание высоконравственной личности, гуманной, способной мыслить и понимать окружающий мир.  Воспитательная программа «Какое счастье быть человеком» может быть реализована только с использованием эффективных педагогических технологий.

В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

Актуальность и значимость перехода работы классного руководителя на новый этап с применением технических средств, продиктована необходимостью внедрения  личностно – ориентированного воспитания, которое предполагает сотрудничество между преподавателем и учеником.

Использование информационно-компьютерных технологий  и их применение зависит от четкого представления, где и с какой степенью эффективности могут быть применены данные технологии. Таким образом, видна очевидная необходимость использования компьютерных технологий в воспитании.

Критерии эффективности использования компьютера в работе классного руководителя по воспитательной работе:

  • экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
  • компактность (возможность накапливать информацию на электронном носителе, исключая накопление папок с информационным материалом);
  • наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
  • возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);
  • возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через индивидуальную работу.

Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их, более творческими, упрощается  процесс общения с учениками и их родителями.

Внедрение компьютерных технологий  во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса.  Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость. На сегодняшний день этим ресурсом можно пользоваться, так как интерес нового поколения к компьютерным технологиям возрастает.

Все ученики очень любят компьютер и проявляют к нему интерес, поэтому этот интерес всегда можно направить  в нужное русло.  Для этого нужно немного желания, немного терпения, немного свободного времени, любовь к детям и своей работе. Ведь современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Этого требует время. А  педагог всегда должен идти в ногу со временем, улавливая малейшие изменения в обществе. Дети легче идут на контакт, если в педагоге, классном руководителе они видят грамотного, современного человека, умеющего использовать все прогрессивные технологии.

Сегодня стало возможным использовать информационные технологии при проведении родительских собраний и классных часов, которые сразу становятся интереснее и полезнее. Множество фотографий, видеофрагментов, музыки позволяют заинтересовать абсолютно всех родителей и воспитанников. Материал для тематических классных часов можно находить в Интернет. Фотографии, репродукции, рисунки и другие наглядные материалы можно сканировать и размножать.

Моя цель, как  педагога, при подготовке к мероприятию – организовать найденный материал совершенно в ином свете: сделать наглядным, понятным и интересным. Согласитесь, как можно говорить о Великой Отечественной войне, и не увидеть военных фотографий: голода, разрушений, сражений или радости Победы. А песни военных лет берут детей за душу. Видеохроники позволяют увидеть страшные кадры войны, дают детям понять, что такого не должно повториться. Для подготовки и проведения классного часа ребята сами могут использовать компьютер. Например, для поиска какой-либо информации в Интернет, для просмотра фотографий, для ответов на вопросы тестов.

В Интернет есть много познавательных сайтов, с ними нужно знакомить ребят. Организовать это можно очень интересно, например, с помощью проведения виртуальных экскурсий, как формой организации учебно-воспитательной деятельности родственной традиционной экскурсии. Эта технология особенно ценна для эстетического воспитания, так как наши дети по разным причинам не могут посетить тот или иной музей или тур.

Например, познавательны материалы для проведения виртуальной экскурсии, размещенной на сайте Мемориального музея Холокоста в г.Вашингтоне (www.ushmm.org). Сайт посвящен фашистскому геноциду еврейского и славянского населения в годы Второй мировой войны. Музей и, соответственно, сайт были созданы для того, чтобы не допустить возрождения идей Гитлера и Муссолини, донести до потомков правду о преступлениях фашизма против мира и человечества. Школьники видят фотографии погибших узников концлагерей, читают их биографии; есть статистические данные об уничтоженных фашистами евреях, цыганах, славянах, дневники и аудиозаписи рассказов детей-узников фашизма, интервью с выжившими жертвами Холокоста. Виртуальные экскурсии с использованием материалов сайта Музея Холокоста и аналогичных музеев препятствуют распространению в современном мире идей неофашизма.

На сайте www.whitehouse.gov/kids/tour предлагается интересный тур по Белому дому, разработанный специально для детей. А виртуальная экскурсия, размещенная по адресу www.uznay-prezidenta.ru, содержит видеотур по Кремлю и знакомит школьников с основами российской демократии и права; детям предлагаются интересные творческие задания и познавательные игры. Виртуальные экскурсии с использованием материалов этого сайта особенно ценны для воспитания правовой культуры юных граждан. Осмотреть достопримечательности Берлина можно на сайте http://www.berlin.citysam.de. а посетить музеи Ватикана – по адресу http://www.christusrex.org/www1/vaticano/0-Musei.html.

Любая экскурсия, в том числе и виртуальная, не самоцель; она входит в общую систему учебно-воспитательной работы, поэтому я уделяю самое пристальное внимание ее планированию и организации. При подготовке виртуальной экскурсии я выбираю ее объект, выясняю его образовательное значение, знакомлюсь с ним, определяю содержание, цели и задачи экскурсии. Сообщаю ребятам тему экскурсии, знакомлю их с тематической лексикой, даю краткую информационную справку о «месте проведения» экскурсии. Детям разъясняю порядок дальнейшей работы, подведения итогов; уточняются  индивидуальные и групповые задания.

Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Здесь можно воспользоваться уже готовыми электронными вариантами популярных методик, например – социометрия. Она позволяет изучить неофициальную структуру класса, психологическую атмосферу, выявить лидеров и отстающих, антипатии и симпатии. При проведении можно столкнуться с  проблемой обработки социоматрицы. Ее можно решить и упростить с помощью электронной таблицы Excel. Электронные таблицы  позволяют автоматически: составить рейтинг по положительному или отрицательному выбору, определить пары и антипары, представить сведения для каждого участника (его друзей, врагов, взаимоотношения между ними и т.д).

Для непосредственного общения с учениками и их родителями большие возможности дает Интернет. Для личного общения я использую электронную почту. А разве можно сегодня без использования компьютера, цифровых фотоаппаратов и видеокамеры представить работу классного руководителя? Любое мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в фото и видеокопилку. Чтобы сохранить в детской памяти приятные воспоминания об ярких школьных мгновениях, я создаю фотоальбом жизни класса в электронном виде. Не каждая семья может себе позволить напечатать большое количество фотографий, а такой альбом решит эту проблему в положительную сторону.

На школьных праздниках компьютер стал незаменимым помощником. Все мероприятия, на которых удаётся использовать мультимедийный проектор, музыку, проходят на высоком уровне и очень нравятся детям. Теперь стало возможным проводить разнообразные игры. Особенно детям интересны игры, которые бывают в телевизионных программах. Не каждый ребёнок может попасть на телевидение, но зато все они хотели бы участвовать в них. Сейчас современная техника позволяет детскую мечту сделать реальностью. «Звёздный час», «Самый умный», «Великолепная семёрка», «Что? Где? Когда?» и другие игры, использующие экран, видеозаписи и музыку реально вошли в жизнь нашего класса. Развлекательные и интеллектуальные мероприятия расширяют кругозор учащихся, развивают их мышление. А наглядность и высокий технологический уровень помогает нашим детям, живущим далеко от больших городов, идти в ногу со временем и иметь большие возможности для своего развития.

Итак, работа классного руководителя в школе для любого учителя по существу вторая специальность. Это область деятельности, требующая специфических, в отличие от преподавания, знаний, умений, качеств. Общие требования к работе классного руководителя определяются целями и содержанием воспитания в современной российской школе.

Основной структурный элемент школы — классный коллектив. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные и человеческие отношения, решаются проблемы досуга, высвечивается личность каждого ребенка. Главным организатором жизнедеятельности класса был и остается классный руководитель.

Основными задачами классного руководителя является всестороннее изучение школьников, создание единого коллектива — детей, педагогов и родителей, включение детей в совместную социально-значимую деятельность в соответствии с их интересами, способностями и потребностями, осуществление помощи своим воспитанникам в учебной деятельности.

Таким образом, успешное применение современных информационных технологий зависит от конкретного содержания воспитания; возможного воздействия информационных технологий воспитания на характер мышления и поведение учащихся; интеграции информационных технологий воспитания с традиционными средствами воспитания; создания эффективных условий воспитания, информационной компетентности учителя – классного руководителя.