Тема урока: "Давление. Способы измерения давления"

Разделы: Физика


Тема урока: Давление. Способы изменения давления.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Задачи урока:

  • Образовательные: ввести понятие давления, исследовать результат действия силы давления, научиться рассчитывать давление, рассмотреть способы изменения давления.
  • Развивающие: развивать мотивацию изучения физики, повышать умственную активность каждого ученика при работе в группах, развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитательные: формировать умение работать в группах, навыки делового сотрудничества, умение выступать перед аудиторией.

Методы обучения: репродуктивный, словесно-поисковый, частично-поисковый.

Формы занятия: беседа, самостоятельная работа.

Формы организации работы: фронтальная, групповая.

Хронометраж урока:

  • Организационный этап – 1 мин.
  • Актуализация знаний – 5 мин.
  • Основной этап – 25 мин.
  • Экспериментальное задание – 5 мин.
  • Отчёты групп – 7 мин.
  • Домашнее задание – 2 мин.

Оборудование: чашки Петри с мокрым песком, столики с ножками разного сечения, грузики различной массы, бруски, динамометры, линейки.

Содержание урока

Ход урока

Обоснование деятельности учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

 

2. Актуализация знаний

– Чем характеризуется взаимодействие тел?
– Дайте определение силы.
– Какие силы вы изучали?
– Каковы результаты действия этих сил?
– От чего зависят результаты действия сил?
– Результат действия какой силы мы ещё не рассмотрели?

3. Усвоение новых знаний

Сейчас вы с помощью приборов, лежащих на столе, установите: отчего зависит результат действия силы давления.

Вывод: Результат действия силы давления зависит от силы давления и площади соприкасающихся поверхностей.

 

 

Задание: подготовить ответы на пункты плана рассказа о физической величине.

Затем один учащийся отвечает у доски по плану:
– Что характеризует величина?
– Определение.
– Формула.
– Единицы измерения.
– Способы измерения.

 

 

4. Задание: каждая группа рассчитывает давление бруска на стол, используя две грани, сравнивает значения давлений и отвечает на вопрос: какими способами можно изменить давление и решает качественную задачу.

5. Заслушивание отчётов групп

Делается вывод: для изменения давления необходимо изменить силу тяжести тела или площадь соприкосновения.

6. Общий вывод по уроку

Домашнее задание:
Параграфы 33, 34. Измерить своё давление при ходьбе и стоя.

Психологически подготовить учеников к работе на уроке.

 

Обеспечение мотивации изучения данной темы и включение учеников в совместную деятельность по определению целей урока.

 

 

 

Помогает в проведении эксперимента.

 

 

 

 

 

Дальнейшей беседой учитель подводит учащихся к необходимости введения новой физической величины.

Корректирует ответы учащихся.

 

 

 

Контролирует работу групп, отвечает на вопросы учащихся, возникших в ходе работы.

 

 

 

Фронтальная беседа.

Комментирует домашнее задание.

Необходимый настрой учащихся, их готовность к уроку, быстрое включение в ритм урока.
Отвечают на вопросы и ставят первую цель урока: выяснить от чего зависит результат действия силы давления. Записывают в тетрадях.

 

 

 

Проводят в парах эксперимент, используя чашки Петри с мокрым песком, столики с ножками различного сечения и 2 грузика различной массы (см. Приложение 1).Высказывают свои наблюдения и выводы.
Записывают вывод в тетради.

Беседуя с учителем, высказывают своё мнение, записывают тему №2.

Работа в группах: готовят ответы на пункты плана рассказа о физической величине.

Ответ у доски:

– Характеризует результат действия силы давления.
– Физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
–  Давление твёрдых тел вычисляют по формуле:

Выполняют задание по группам.

 

 

Слушают, задают вопросы.

Записывают в тетради.

Отвечают на вопросы.

 

 

Качественные задачи для групп.
1) Зачем у лопаты верхний край, на который наступают, изгибают, а лезвие лопаты заостряют?
2) Какой палкой работать легче: острой или тупой? Почему?
3) Какие лыжи используют лесники?
4) При хождении по болотистым местам делают настилы из веток и досок. Как помогает такой настил?
5) Зачем гусеницы у тракторов, занятых в полеводстве, делают широкими?
6) На этот нож –  хоть верхом без седла. Объясните пословицу.