Факультатив "Несплошные тексты: учимся читать, анализировать, применять"

Разделы: Математика, Физика, Химия, Биология, История и обществознание, Информатика, Экономика, Экология


Аннотационная справка

PISа (ПИЗа) – международный тест, определяющий потенциальные возможности национальной системы образования.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ПИЗА (PISA, Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development), которая является частью программы ИНЕС („Indikators of Eduсational System“) организации экономического сотрудничества и развития (OСРР).  Исследование ПИЗА проводится трехлетними циклами. В 2003 году завершился второй цикл программы.

Основной целью исследования ПИЗА является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.

Исследование проводится трехлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех направлений. В 2000 году основным направлением исследования была «грамотность чтения», в 2003 году – «математическая грамотность», в 2006 году будет «естественнонаучная грамотность». Основными областями для оценки образовательных достижений в 2003 году были «математическая грамотность» (приоритетная область оценки), «грамотность чтения» и «естественнонаучная грамотность». Дополнительно оценивались умения решать проблемы разного типа. Особое внимание уделялось оценке овладения учащимися различными стратегиями изучения математики.

В России исследование проводилось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства образования Российской Федерации, органов управления образованием 46 субъектов РФ и различных региональных организаций, занимающихся проблемами образования. Работа велась в рамках проекта Национального фонда подготовки кадров «Реформа системы образования».

Проведение второго цикла международного исследования ПИЗА в 2003 году было направлено на получение данных, необходимых для:

  • сравнительной оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся разных стран в области математики, чтения, естествознания и решения проблем;
  • оценки динамики состояния функциональной грамотности учащихся в области математики, чтения и естествознания за последние три года;
  • выявления факторов, позволяющих объяснять различия в результатах учащихся.

Основные результаты по каждому из этих направлений позволяют сделать некоторые общие предварительные выводы.

В практике обучения российские учащиеся не встречаются (или встречаются крайне редко, особенно в рамках одной проверочной работы)

  • с заданиями, содержащими большой объем как текстовой информации, так и информации, предъявляемой в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
  • с заданиями, составленными на материале из разных предметных областей, для правильного выполнения которых надо интегрировать разнообразные знания, использовать общеучебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа, обоснований, коммуникации и т.п.;
  • с заданиями, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию, необходимые для постановки и решения проблемы;
  • с заданиями, требующими привлечения дополнительной информации (в том числе выходящей за рамки описанной в тексте задания ситуации), или, напротив, с заданиями, содержащими избыточную информацию и «лишние данные»;
  • с комплексными или структурированными заданиями, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов;
  • с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа (выбора ответа, записи слова или числа, краткого или развернутого обоснования и т.п.), в одной работе, которую надо выполнить за ограниченное время. 

О чем же говорят полученные результаты в отношении российских учащихся?

Результаты, полученные в области грамотности чтения, вызывают большую обеспокоенность, во-первых, в связи с низкими количественными показателями, и, во-вторых, в связи с их отрицательной динамикой.

По данным исследования ПИЗА-2003 навыками грамотного чтения, необходимыми, по мнению разработчиков, для успешной адаптации в обществе, обладает только 36% 15-летних учащихся России. Из них значительная часть – четверть российских учащихся – способны выполнять только задания средней сложности, например, обобщать информацию, расположенную в разных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде. Высокий же уровень грамотности в области чтения, т.е. способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы и т.д., – продемонстрировали только 2% российских учащихся. При этом 13% учащихся не достигают нижней границы грамотности чтения.

По сравнению с 2000 годом результаты российских учащихся в области грамотности чтения значительно понизились. Общее число учащихся, обладающих необходимыми навыками чтения, сократилось на 7% (с 43% до 36%). Число учащихся с высоким уровнем грамотности уменьшилось с 3% до 2%, а число учащихся, не осваивающих базовые навыки, увеличилось с 9% до 13%.

Для сравнения, что в лидирующих странах общее число учащихся, демонстрирующих грамотность чтения на базовом уровне, составляет от 65% до 80%, из них 12%-16% достигают самых высоких уровней. Число учащихся, не осваивающих базовые навыки, находится в пределах от 1% до 8%.

Российские учащиеся в области грамотности чтения в 2003 году заняли 32-34 места среди 40 стран мира, в 2000 году – 27-29 места среди 32 стран.

Низкий уровень грамотности российских учащихся в области чтения, в том его понимании, которое заложено в исследовании ПИЗА, является одной из основных проблем общего образования. Это требует дополнительного анализа результатов российских учащихся, выявленных в области чтения.

Если российские учащиеся выполняли задания к одному и тому же тексту или отвечали на вопросы по литературному произведению, их результаты приближались к достижениям учащихся других стран. В этом случае их не смущали ни проблемные вопросы, ни познавательные задачи, ни задания, требующие размышлений и рефлексии. В том же случае, когда учащимся предлагалось несколько текстов разного характера, или тексты, включающие диаграммы, таблицы, схемы и пр., они затруднялись даже в выполнении заданий репродуктивного характера, а именно: найти информацию, заданную в явном виде, соотнести информацию из различных источников и объединить ее.

Результаты учащихся России свидетельствуют не только о недостаточной сформированности отдельных навыков чтения, но и о наличии более общей проблемы – несформированности общих навыков работы с информацией. Очевидно, что эта проблема не может быть успешно разрешена средствами только одного какого-либо учебного предмета, или группы предметов (например, средствами русского языка и литературы), или усилиями только одной какой-либо группы учителей (например, силами учителей начальных классов). Необходимо разработать и реализовать целевую комплексную программу, охватывающую все аспекты образовательной деятельности учащихся, все учебные предметы и все этапы обучения в школе.

Одним из значимых результатов исследования являются теоретические и методические разработки, связанные с определением содержания и оценки функциональной грамотности учащихся и созданием инструментария, которые целесообразно учесть при совершенствовании образовательных стандартов, учебных программ и учебников.

Так, обращает на себя внимание относительно небольшой перечень знаний и умений, которые на международном уровне считаются необходимыми для математически грамотного современного человека. К ним, по мнению авторов исследования, прежде всего, относятся умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков реальных зависимостей), характерную для средств массовой информации.

По данным исследования ПИЗА по большинству показателей заметных улучшений в состоянии системы российского общего образования за последние три года не зафиксировано. Результаты 15-летних учащихся России по-прежнему остаются существенно ниже не только результатов учащихся лидирующих стран (Финляндии, Гонконга, Республики Корея и Японии), но и средних результатов учащихся 30 стран-членов ОЭСР.

Школа России, обеспечивая учащихся значительным багажом знаний (что подтверждается результатами различных исследований), не формирует у них умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций. Невысокие результаты исследования показали, что выпускники российской школы в большинстве своем не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний в повседневной жизни, во всяком случае – на уровне тех требований, которые предъявляются в международных тестах.

Пояснительная записка

Все тексты, с  которыми нам приходится встречаться в жизни, можно разделить на два вида: сплошные, к которым можно отнести прозу, стихи, и несплошные тексты – диаграммы, графики, схемы, таблицы и т.д..

Анализ результатов   ПИЗы («…На наш взгляд, результаты учащихся России свидетельствуют не только о недостаточной сформированности отдельных навыков чтения, но и о наличии более общей проблемы – несформированности общих навыков работы с информацией. Очевидно, что эта проблема не может быть успешно разрешена средствами только одного какого-либо учебного предмета, или группы предметов (например, средствами русского языка и литературы), или усилиями только одной какой-либо группы учителей (например, силами учителей начальных классов). Необходимо разработать и реализовать целевую комплексную программу, охватывающую все аспекты образовательной деятельности учащихся, все учебные предметы и все этапы обучения в школе…») сподвигнул на создание  программы факультатива, развивающей ключевые компетенции в работе с различного рода  информацией.

Концепция программы

Факультатив «Несплошные тексты: учимся читать, анализировать, применять» предназначен хотя бы в какой то степени решать проблему  не только недостаточной сформированности отдельных навыков чтения у обучающихся, но и  более общей проблемы – несформированности общих навыков работы с информацией, так как умение работать с несплошными текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек.

Цель программы факультатива: предоставление возможностей для формирования обучающимися умений читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков реальных зависимостей)

Задачи:

1. формировать умения работать с заданиями, содержащими большой объем как текстовой информации, так и информации, предъявляемой в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;

2. научить использовать умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме  в различных образовательных областях;

Программа рассчитана на 34 часа и  носит более практический характер, чем теоретический. Она может считаться универсальной, так как легко трансформируется, и  по ней можно начать работу с обучающимися любой из параллелей: 6-х, 7-х, 8-х или 9-х классов в зависимости от сложности предлагаемого материала. При  реализации данной программы осуществляется связь со всеми предметами общеобразовательной школы: природоведением, географией, биологией, физикой, химией, алгеброй, геометрией, историей, обществознанием, русским и английским языками, информатикой. Работа по  программе  факультатива осуществляется с основными видами несплошных текстов:

  • графиками,
  • диаграммами,
  • схемами,
  • таблицами

по четырем направлениям:

  • «Учимся различать  несплошные тексты» (анализировать);
  • «Учимся читать  несплошные тексты» (извлекать информацию);
  • «Учимся строить  несплошные тексты» (размещать информацию);
  • «Учимся применять несплошные тексты» (систематизировать информацию).

Содержание программы состоит из двух частей: теоретической и практической.

В теоретической части программы обучающиеся познакомятся с видами несплошных текстов, с литературой, в которой встречаются данные тексты, со значимостью такого рода текстов. Обучающиеся будут учиться находить в различной литературе (в данном случае в учебной) и различать  несплошные тексты, извлекать максимальную информацию из них.

Для работы в теоретической части программы приготовлено 200 различного рода несплошных текстов в электронном варианте.

В практической части программы обучающиеся, работая индивидуально и в группах, будут учиться обыкновенные сплошные тексты трансформировать в неслошные. Планируется, что для реализации практической части программы, обучающиеся самостоятельно создадут свою базу данных по всем видам несплошных текстов.

В программе предполагается интеграция различных предметов образовательной школы с информатикой, так как работа над минипроектом и его защита (презентация) будут реализовываться на компьютере в компьютерном классе.

Для выбора минипроекта предлагаются различные темы, различающиеся по степени сложности добываемой информации, по мере сложности практического выполнения минипроекта:

«Школьные заболевания»,

«Мониторинг спортивных достижений школы»,

«Мониторинг успеваемости обучающихся»,

«Аттестация. Выбор предметов на аттестацию»,

«Сезонная посещаемость кинотеатра «Аврора»,

«Структура управления классным коллективом»,

«Мониторинг рождаемости в городе Сургуте»,

«Браки и разводы»,

«Посещаемость ФОК «Нефтяник»,

«График погодных условий»,

«Летний отдых обучающихся школы. Мониторинг»

«Заболеваемость педагогов школы» и др..

Результатом работы является сформированное  умение ориентироваться в многообразии несплошных текстов, читать их, анализировать; как продукт деятельности – минипроект.

Программа факультатива
«Несплошные тексты: учимся читать, анализировать, применять»

№ п/п

Тема раздела. Тема занятия

Вид занятия

Количество часов

1

Знакомство с  программой факультатива.

Значимость данного курса.

Виды  несплошных текстов.

Лекция

1

2

Виды несплошных текстов.

Классификация различных видов текстов.

Практическое занятие

1

3

Графики

 

 

4

Учимся различать  (анализировать)

Лекция

1

5

Учимся читать  (извлекать информацию)

Практическое занятие

2

6

Учимся строить  (размещать информацию)

Практическое занятие

2

7

Учимся применять  (систематизировать)

Накопленная база данных

Практическое занятие (групповое)

1

8

Диаграммы

 

 

9

Учимся различать  (анализировать)

Лекция

1

10

Учимся читать  (извлекать информацию)

Практическое занятие

2

11

Учимся строить  (размещать информацию)

Практическое занятие

2

12

Учимся применять  (систематизировать)

Накопленная база данных

Практическое занятие (групповое)

1

13

Схемы, рисунки

 

 

14

Учимся различать  (анализировать)

Лекция

1

15

Учимся читать  (извлекать информацию)

Практическое занятие

2

16

Учимся строить  (размещать информацию)

Практическое занятие

2

17

Учимся применять  (систематизировать)

Накопленная база данных

Практическое занятие (групповое)

1

18

Таблицы

 

 

19

Учимся различать  (анализировать)

Лекция

1

20

Учимся читать  (извлекать информацию)

Практическое занятие

2

21

Учимся строить  (размещать информацию)

Практическое занятие

2

22

Учимся применять  (систематизировать)

Накопленная база данных

Практическое занятие (групповое)

1

23

Выбор темы минипроекта.

Разработка плана минипроекта.

 

1

24

Работа над минипроектом.

Индивидуальная, в паре, групповая деятельность

5

25

Защита минипроектов.

 

2