Аннотационная справка
PISа (ПИЗа) – международный тест, определяющий потенциальные возможности национальной системы образования.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ПИЗА (PISA, Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development), которая является частью программы ИНЕС („Indikators of Eduсational System“) организации экономического сотрудничества и развития (OСРР). Исследование ПИЗА проводится трехлетними циклами. В 2003 году завершился второй цикл программы.
Основной целью исследования ПИЗА является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.
Исследование проводится трехлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех направлений. В 2000 году основным направлением исследования была «грамотность чтения», в 2003 году – «математическая грамотность», в 2006 году будет «естественнонаучная грамотность». Основными областями для оценки образовательных достижений в 2003 году были «математическая грамотность» (приоритетная область оценки), «грамотность чтения» и «естественнонаучная грамотность». Дополнительно оценивались умения решать проблемы разного типа. Особое внимание уделялось оценке овладения учащимися различными стратегиями изучения математики.
В России исследование проводилось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства образования Российской Федерации, органов управления образованием 46 субъектов РФ и различных региональных организаций, занимающихся проблемами образования. Работа велась в рамках проекта Национального фонда подготовки кадров «Реформа системы образования».
Проведение второго цикла международного исследования ПИЗА в 2003 году было направлено на получение данных, необходимых для:
- сравнительной оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся разных стран в области математики, чтения, естествознания и решения проблем;
- оценки динамики состояния функциональной грамотности учащихся в области математики, чтения и естествознания за последние три года;
- выявления факторов, позволяющих объяснять различия в результатах учащихся.
Основные результаты по каждому из этих направлений позволяют сделать некоторые общие предварительные выводы.
В практике обучения российские учащиеся не встречаются (или встречаются крайне редко, особенно в рамках одной проверочной работы)
- с заданиями, содержащими большой объем как текстовой информации, так и информации, предъявляемой в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
- с заданиями, составленными на материале из разных предметных областей, для правильного выполнения которых надо интегрировать разнообразные знания, использовать общеучебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа, обоснований, коммуникации и т.п.;
- с заданиями, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию, необходимые для постановки и решения проблемы;
- с заданиями, требующими привлечения дополнительной информации (в том числе выходящей за рамки описанной в тексте задания ситуации), или, напротив, с заданиями, содержащими избыточную информацию и «лишние данные»;
- с комплексными или структурированными заданиями, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов;
- с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа (выбора ответа, записи слова или числа, краткого или развернутого обоснования и т.п.), в одной работе, которую надо выполнить за ограниченное время.
О чем же говорят полученные результаты в отношении российских учащихся?
Результаты, полученные в области грамотности чтения, вызывают большую обеспокоенность, во-первых, в связи с низкими количественными показателями, и, во-вторых, в связи с их отрицательной динамикой.
По данным исследования ПИЗА-2003 навыками грамотного чтения, необходимыми, по мнению разработчиков, для успешной адаптации в обществе, обладает только 36% 15-летних учащихся России. Из них значительная часть – четверть российских учащихся – способны выполнять только задания средней сложности, например, обобщать информацию, расположенную в разных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде. Высокий же уровень грамотности в области чтения, т.е. способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы и т.д., – продемонстрировали только 2% российских учащихся. При этом 13% учащихся не достигают нижней границы грамотности чтения.
По сравнению с 2000 годом результаты российских учащихся в области грамотности чтения значительно понизились. Общее число учащихся, обладающих необходимыми навыками чтения, сократилось на 7% (с 43% до 36%). Число учащихся с высоким уровнем грамотности уменьшилось с 3% до 2%, а число учащихся, не осваивающих базовые навыки, увеличилось с 9% до 13%.
Для сравнения, что в лидирующих странах общее число учащихся, демонстрирующих грамотность чтения на базовом уровне, составляет от 65% до 80%, из них 12%-16% достигают самых высоких уровней. Число учащихся, не осваивающих базовые навыки, находится в пределах от 1% до 8%.
Российские учащиеся в области грамотности чтения в 2003 году заняли 32-34 места среди 40 стран мира, в 2000 году – 27-29 места среди 32 стран.
Низкий уровень грамотности российских учащихся в области чтения, в том его понимании, которое заложено в исследовании ПИЗА, является одной из основных проблем общего образования. Это требует дополнительного анализа результатов российских учащихся, выявленных в области чтения.
Если российские учащиеся выполняли задания к одному и тому же тексту или отвечали на вопросы по литературному произведению, их результаты приближались к достижениям учащихся других стран. В этом случае их не смущали ни проблемные вопросы, ни познавательные задачи, ни задания, требующие размышлений и рефлексии. В том же случае, когда учащимся предлагалось несколько текстов разного характера, или тексты, включающие диаграммы, таблицы, схемы и пр., они затруднялись даже в выполнении заданий репродуктивного характера, а именно: найти информацию, заданную в явном виде, соотнести информацию из различных источников и объединить ее.
Результаты учащихся России свидетельствуют не только о недостаточной сформированности отдельных навыков чтения, но и о наличии более общей проблемы – несформированности общих навыков работы с информацией. Очевидно, что эта проблема не может быть успешно разрешена средствами только одного какого-либо учебного предмета, или группы предметов (например, средствами русского языка и литературы), или усилиями только одной какой-либо группы учителей (например, силами учителей начальных классов). Необходимо разработать и реализовать целевую комплексную программу, охватывающую все аспекты образовательной деятельности учащихся, все учебные предметы и все этапы обучения в школе.
Одним из значимых результатов исследования являются теоретические и методические разработки, связанные с определением содержания и оценки функциональной грамотности учащихся и созданием инструментария, которые целесообразно учесть при совершенствовании образовательных стандартов, учебных программ и учебников.
Так, обращает на себя внимание относительно небольшой перечень знаний и умений, которые на международном уровне считаются необходимыми для математически грамотного современного человека. К ним, по мнению авторов исследования, прежде всего, относятся умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков реальных зависимостей), характерную для средств массовой информации.
По данным исследования ПИЗА по большинству показателей заметных улучшений в состоянии системы российского общего образования за последние три года не зафиксировано. Результаты 15-летних учащихся России по-прежнему остаются существенно ниже не только результатов учащихся лидирующих стран (Финляндии, Гонконга, Республики Корея и Японии), но и средних результатов учащихся 30 стран-членов ОЭСР.
Школа России, обеспечивая учащихся значительным багажом знаний (что подтверждается результатами различных исследований), не формирует у них умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций. Невысокие результаты исследования показали, что выпускники российской школы в большинстве своем не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний в повседневной жизни, во всяком случае – на уровне тех требований, которые предъявляются в международных тестах.
Пояснительная записка
Все тексты, с которыми нам приходится встречаться в жизни, можно разделить на два вида: сплошные, к которым можно отнести прозу, стихи, и несплошные тексты – диаграммы, графики, схемы, таблицы и т.д..
Анализ результатов ПИЗы («…На наш взгляд, результаты учащихся России свидетельствуют не только о недостаточной сформированности отдельных навыков чтения, но и о наличии более общей проблемы – несформированности общих навыков работы с информацией. Очевидно, что эта проблема не может быть успешно разрешена средствами только одного какого-либо учебного предмета, или группы предметов (например, средствами русского языка и литературы), или усилиями только одной какой-либо группы учителей (например, силами учителей начальных классов). Необходимо разработать и реализовать целевую комплексную программу, охватывающую все аспекты образовательной деятельности учащихся, все учебные предметы и все этапы обучения в школе…») сподвигнул на создание программы факультатива, развивающей ключевые компетенции в работе с различного рода информацией.
Концепция программы
Факультатив «Несплошные тексты: учимся читать, анализировать, применять» предназначен хотя бы в какой то степени решать проблему не только недостаточной сформированности отдельных навыков чтения у обучающихся, но и более общей проблемы – несформированности общих навыков работы с информацией, так как умение работать с несплошными текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек.
Цель программы факультатива: предоставление возможностей для формирования обучающимися умений читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков реальных зависимостей)
Задачи:
1. формировать умения работать с заданиями, содержащими большой объем как текстовой информации, так и информации, предъявляемой в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
2. научить использовать умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме в различных образовательных областях;
Программа рассчитана на 34 часа и носит более практический характер, чем теоретический. Она может считаться универсальной, так как легко трансформируется, и по ней можно начать работу с обучающимися любой из параллелей: 6-х, 7-х, 8-х или 9-х классов в зависимости от сложности предлагаемого материала. При реализации данной программы осуществляется связь со всеми предметами общеобразовательной школы: природоведением, географией, биологией, физикой, химией, алгеброй, геометрией, историей, обществознанием, русским и английским языками, информатикой. Работа по программе факультатива осуществляется с основными видами несплошных текстов:
- графиками,
- диаграммами,
- схемами,
- таблицами
по четырем направлениям:
- «Учимся различать несплошные тексты» (анализировать);
- «Учимся читать несплошные тексты» (извлекать информацию);
- «Учимся строить несплошные тексты» (размещать информацию);
- «Учимся применять несплошные тексты» (систематизировать информацию).
Содержание программы состоит из двух частей: теоретической и практической.
В теоретической части программы обучающиеся познакомятся с видами несплошных текстов, с литературой, в которой встречаются данные тексты, со значимостью такого рода текстов. Обучающиеся будут учиться находить в различной литературе (в данном случае в учебной) и различать несплошные тексты, извлекать максимальную информацию из них.
Для работы в теоретической части программы приготовлено 200 различного рода несплошных текстов в электронном варианте.
В практической части программы обучающиеся, работая индивидуально и в группах, будут учиться обыкновенные сплошные тексты трансформировать в неслошные. Планируется, что для реализации практической части программы, обучающиеся самостоятельно создадут свою базу данных по всем видам несплошных текстов.
В программе предполагается интеграция различных предметов образовательной школы с информатикой, так как работа над минипроектом и его защита (презентация) будут реализовываться на компьютере в компьютерном классе.
Для выбора минипроекта предлагаются различные темы, различающиеся по степени сложности добываемой информации, по мере сложности практического выполнения минипроекта:
«Школьные заболевания»,
«Мониторинг спортивных достижений школы»,
«Мониторинг успеваемости обучающихся»,
«Аттестация. Выбор предметов на аттестацию»,
«Сезонная посещаемость кинотеатра «Аврора»,
«Структура управления классным коллективом»,
«Мониторинг рождаемости в городе Сургуте»,
«Браки и разводы»,
«Посещаемость ФОК «Нефтяник»,
«График погодных условий»,
«Летний отдых обучающихся школы. Мониторинг»
«Заболеваемость педагогов школы» и др..
Результатом работы является сформированное умение ориентироваться в многообразии несплошных текстов, читать их, анализировать; как продукт деятельности – минипроект.
Программа
факультатива
«Несплошные
тексты: учимся читать, анализировать, применять»
№ п/п |
Тема раздела. Тема занятия |
Вид занятия |
Количество часов |
1 |
Знакомство с программой факультатива. Значимость данного курса. Виды несплошных текстов. |
Лекция |
1 |
2 |
Виды несплошных текстов. Классификация различных видов текстов. |
Практическое занятие |
1 |
3 |
Графики |
|
|
4 |
Учимся различать (анализировать) |
Лекция |
1 |
5 |
Учимся читать (извлекать информацию) |
Практическое занятие |
2 |
6 |
Учимся строить (размещать информацию) |
Практическое занятие |
2 |
7 |
Учимся применять (систематизировать) Накопленная база данных |
Практическое занятие (групповое) |
1 |
8 |
Диаграммы |
|
|
9 |
Учимся различать (анализировать) |
Лекция |
1 |
10 |
Учимся читать (извлекать информацию) |
Практическое занятие |
2 |
11 |
Учимся строить (размещать информацию) |
Практическое занятие |
2 |
12 |
Учимся применять (систематизировать) Накопленная база данных |
Практическое занятие (групповое) |
1 |
13 |
Схемы, рисунки |
|
|
14 |
Учимся различать (анализировать) |
Лекция |
1 |
15 |
Учимся читать (извлекать информацию) |
Практическое занятие |
2 |
16 |
Учимся строить (размещать информацию) |
Практическое занятие |
2 |
17 |
Учимся применять (систематизировать) Накопленная база данных |
Практическое занятие (групповое) |
1 |
18 |
Таблицы |
|
|
19 |
Учимся различать (анализировать) |
Лекция |
1 |
20 |
Учимся читать (извлекать информацию) |
Практическое занятие |
2 |
21 |
Учимся строить (размещать информацию) |
Практическое занятие |
2 |
22 |
Учимся применять (систематизировать) Накопленная база данных |
Практическое занятие (групповое) |
1 |
23 |
Выбор темы минипроекта. Разработка плана минипроекта. |
|
1 |
24 |
Работа над минипроектом. |
Индивидуальная, в паре, групповая деятельность |
5 |
25 |
Защита минипроектов. |
|
2 |