Пояснительная записка
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, перед школой ставится задача предпрофильной подготовки учащихся, направленная на их самоопределение. Для реализации профориентированной функции по художественно-эстетическому направлению гуманитарного профиля предлагается элективный курс для выпускников «Студия творческого самовыражения».
Кроме развития личности, школа должна формировать у учащихся:
- целостную картину окружающего мира,
- давать знания о месте человека в этом мире, способах его деятельности в нем,
- коммуникативную, духовно-нравственную и этическую образованность,
- зрелость в выборе дальнейшего способа получения образования и профессии.
Элективный курс «Студия творческого самовыражения» рекомендуется для учащихся 11 классов в качестве предпрофильного обучения художественно-эстетического направления гуманитарного профиля в сфере узких специальностей: кино, компьютерной графики, фотографии. Курс рассчитан для подростков 16-18 лет (11кл.). Состоит из 34 занятий. Занятия включают в себя лекции, беседы, практикум. Занятия продолжаются 2 академических часа. Условия проведения: Оптимальное количество детей до 7 человек.
Особенности курса «Студия творческого самовыражения»
- раскрывает содержание тем, не входящих в учебную программу профильного обучения;
- носит прикладной характер и способствует переносу теоретических знаний в деятельностную сферу;
- помогает учащимся изучить методы познания, расширить кругозор и формировать мировоззрение учащихся;
- содержит сведения по истории предметов МХК, музыки, психологии и персоналии;
- ориентированные на интеграцию знаний учащихся о человеке, обществе, природе
- способствуют синтезу знаний по ряду предметов и способам их применения в различных профессиональных сферах;
Цель и задачи элективного курса
- познакомить учащихся с методами творческого самовыражения;
- помощь в определении своих познавательных интересов, формировать осознанный выбор профессии;
- способность формировать у учащихся собственное отношение к жизни на основе ее эмоционально-образного познания;
- способствовать общекультурному развитию личности и ее социализации;
- помощь в ориентации в мире современных профессий;
- ознакомление учащихся со спецификой видов деятельности наиболее распространенных профессий;
- владение техническими средствами (звуковоспроизводящая и аудиовизуальная техника);
- умение создавать графические, оформительские, дизайнерские композиции с использованием различных техник, приемов, средств творческого самовыражения;
- создание условий для повышения общекультурного уровня как необходимого условия успешной самореализации в любой профессии.
Функции элективного курса «Студия творческого самовыражения»
- дополнение и расширение содержания предметов МХК, музыки и психологии;
- удовлетворение познавательных интересов учащихся вне рамок выбранного профиля;
- способствовать формированию умений и способов практической деятельности;
- предоставление возможности приобретения знаний и умений, востребованные на рынке труда.
Содержание элективного курса реализуется по принципам последовательности и системности. Оно включает несколько разделов: «Человек в искусстве», «Характеры в искусстве и жизни» «Искусство и жизнь», «Специфика создания характерного образа средствами фотографии и кино», «Методы творческого самовыражения».
Предполагается, что выпускники получат опыт эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, опыт самовыражения через творчество и художественно-творческую деятельность, собственные впечатления от творческой деятельности.
Учебно-тематический план – Приложение 1.
Содержание курса «Студия творческого самовыражения»
Тема 1. Человек в искусстве
Человек в мире искусства.
Роль искусств а в жизни людей.
Особенности восприятия искусства.
Творческая деятельность.
Полифункциональность искусства.
Искусство как механизм развития культурного человека и общества.
Искусство как система образных языков
Тема 2. Искусство и жизнь
Виды искусства. Специфика искусства.
Взаимообусловленность искусства.
Художественное восприятие.
Художественное мышление.
Роль произведение искусства в жизни человека и общества.
Тема 3. Характеры в искусстве и жизни
Существующие классификации типологии характеров.
Классификация характеров М.Е. Бурно.
Характеры в литературе.
Характеры в живописи.
Характеры в музыке.
Характеры в кино-фотоискусстве.
Художник и его творение.
Взаимосвязь характера с деятельностью человека.
Тема 4. Методы творческого самовыражения (практикум)
Методы творческого самовыражения.
Возможности технических средств в творческом самовыражении.
Творческое самовыражение в создании творческих фотографий.
Творческое самовыражение в создании творческих видеоклипов.
Тема 5. Создание характерных образов средствами фотографии и кино
(практикум)
Напряженно-авторитарный характерный образ в искусстве и жизни.
Синтонный характерный образ в искусстве и жизни.
Тревожно-сомневающийся характерный образ в искусстве и жизни.
Педантичный характерный образ в искусстве и жизни.
Демонстративный характерный образ в искусстве и жизни.
Астенический характерный образ в искусстве и жизни.
Замкнуто-углубленный характерный образ в искусстве и жизни.
Мозаичный характерный образ в искусстве и жизни.
Конференция
Методы и формы реализации содержания элективного курса «Студия творческого самовыражения»
Содержание курса реализуется на основе методов художественной драматургии, обобщения, проблемно-поискового метода, метода проектов и метод создания творческих работ. Метод художественной драматургии способствует осуществлению психологической адаптации школьников в избранном профильном направлении. Проблемно-поисковый метод, метод обобщения, метод проектов и метод создания творческих работ оптимизируют процесс выбора выпускников своей профессии. Данные методы помогают формированию самостоятельности и осознанного восприятия.
«Студия творческого самовыражения» – динамичный курс с практико-ориентированной направленностью. Предлагается внеурочные занятия. Занятия проводятся в формах лекций, семинаров, свободной дискуссии, круглого стола, практических занятий. Конференция завершает элективный курс «Студия творческого самовыражения». Главная задача конференции – выявление, утверждение творческих способностей и возможностей учащихся.
Литература
1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Медицина, 1989. – 304 с., ил.: 2-е изд., доп. и перераб. М.: Академический Проект, 1999. 364 с., илл.
2. Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Академический Проект, 2005. 608 с. (Психологические технологии).
3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением (ТТС) в практической психологии и педагогике // Психотерапия, 2007. - №9 С. 13-17).
4. Бурно М.Е. Об одном из методов российской клинической терапии творческим самовыражением // Психотерапия, 2007. - Специальный выпуск, С. 9.
5. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Владос, 2003.
6. Галеева Н. И. Модифицированный вариант Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно на интегрированных уроках музыки и психологии как способ формирования целостного восприятия мира, познания себя и других // Психотерапия, 2007. - № 4.
7. Галеева Н.И. Создание творческих видеоклипов // Вопросы ментальной медицины и экологии, 2007. - № 2.
8. Галеева Н.И., Николаева Е.В. Интегрированный урок: психология + история + музыка: «Психология в музыке» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2006/2007 учебный год: Книга 2. - М.: ООО «Чистые пруды», 2007. - 600 с.
9. Галеева Н.И. Возможности применения метода Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно на интегрированных уроках в курсе «Психология в музыке» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2006/2007 учебный год: Книга 2. - М.: ООО «Чистые пруды», 2007. - 600 с.
10. Галеева Н.И. Характерологический опросник М. Е. Бурно в учебно-исследовательской деятельности кадет в рамках интеграции психологии и общеобразовательных предметов в кадетском корпусе // Вопросы ментальной медицины и экологии, Том XIV, 2008. - №2.
11. Галеева Н.И. ТТС М.Е. Бурно в структурно-функциональной модели психолого-педагогической деятельности по адаптации кадет-пятиклассников кадетской школы-интерната// Психотерапия, 2008. - №11.
12. Галеева Н.И. Использование метода Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно в целях здоровьесбережения кадет в кадетской школе-интернате: Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения: психолого-педагогический подход». - Москва: Московский городской педагогический университет, Институт психологии, социологии и социальных отношений, 2008.
13. Галеева Н.И. Социокультурная адаптация кадет в кадетской школе-интернате средствами творческого самовыражения // Воспитание школьников, 2009. -№7.
14. Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре. – М.: Академия, 2002.
15. Коровина В.Я. Фольклор и литература. – М.: Скрин, 1996.
16. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М.: Просвещение, 2003
17. Кашекова И.Э. От античности до модерна: Стили в художественной культуре. – М.: Просвещение, 2003.
18. Лайне С.В. Искусство ХХ века: Россия, Европа. – М.: Просвещение, 2003.
19. Кашекова И.Э. Язык пластических искусств: Живопись, графика, скульптура, архитектура. – М.: Просвещение, 2003.
20. Кочетовская Е.Г.Философская рефлексия любви как традиция русской культуры: Автореф. дисс. к философ. Наук. – Волгоград,2006, с. 6
21. Мосина Вал.Р., Мосина Вер. Р. Художественное оформление в школе и компьютерная графика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002.
22. Профильное обучение: Информационные материалы к региональной программе образования\ Сост.:Л.М. Ванюшкина,Э.В.Ванина – СПб.:СПбАППО,2005. – 162 с.
23. Твоя профессиональная карьера. Под редакцией Чистяковой С.Н. – М.: Просвещение, 1998.
24. Твоя профессиональная карьера /Дидактический материал по курсу. Под редакцией Чистяковой С.Н. – М.: Просвещение, 2000.
25. Творогов О.В. Древнерусская литература /Хрестоматия для 5-9 классов.– М.: Просвещение, 1998
26. Элективные курсы в профильном обучении. Информационное письмо Департамента общего и дополнительного образования Министерства образования РФ от 13.11.2003 № 14-51-277/13.