Задачи урока:
- Учебные: продолжить формирование свойств квадратного корня; извлекать квадратный корень
- Развивающие задачи: Развивать психические функции - мышление, внимание, память. Развитие творческих способностей у учащихся.
- Воспитательные задачи: воспитание активности, умения работать в сотрудничестве с другими.
Познавательный аспект - удовлетворение познавательных личных интересов.
Ход урока
Организационный момент.
Девиз урока: « Знание – только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Н. Толстой.
Учитель: Эти слова Л.Н. Толстого важны и актуальны при изучении математики, ведь математика одна из немногих наук где надо постоянно размышлять. Ваша задача показать свои знания и умения в процессе тестирования по теме и практике, устных упражнений, самостоятельной работы.
1 этап. Проверка домашнего задания (1 группе было дано задание подготовить материал из истории возникновения квадратного корня)
Ученица 8 класса Кривоносенко Лена представляет презентацию (1 слайд - Практические задачи (например, вычисление площади квадратного участка) уже в глубокой древности приводили к потребности находить квадраты чисел. Очевидно, эта потребность возникла настолько часто, что также как и в настоящее время, составлялись специальные таблицы квадратов натуральных чисел. Особый интерес представляет таблица квадратов чисел от 1 до 60, найденная при раскопках в Вавилоне и составления около четырёх тысяч лет назад.
Некоторые примеры этой записи 82 =1;4 , 122= 2;24
Эта запись становится понятной, если первые цифры, стоящие до точки с запятой, считать единицами второго разряда содержащими 60 единиц первого разряда.
122= 2·60+24.
К извлечению квадратного корня также ещё в древние времена приводили задачи практического характера. Так в китайской рукописи, написанной во ІІ в. до нашей эры Уже имеется описание способа нахождения квадратных корней. Вавиловяне использовали метод приближённого извлечения квадратного корня, который состоял в следующем. Пусть а - некоторое число (имеется в виду натуральное), не являющейся полным квадратом. Представим а в виде суммы b2+c где, с достаточно мало по сравнению с b2. Тогда = +c= b+ Указанный метод извлечения квадратного корня подобно описан древнегреческим учёным Героном Александрийским.
И читает стихи собственного сочинения.
Правил много мы узнали
В том числе квадрат корней
Что и где не понимали,
Разбирали много дней.
И теперь одни квадраты,
У меня ведь на уме.
Лягу спать и снится он -
Корень в замке золотом.
Телевизор я смотрю,
Вижу много цифр там.
Два, четыре пять и шесть,
Много их не перечесть!
Но одно я знаю точно,
Возведём мы их в квадрат,
И получим то число,
Подкоренному что равно!
2. Задание у доски: Вставить пропущенные знаки и сформулировать основные свойства, для учащихся 3 группы.
2 группа в это время воспроизводит опорный конспект.
=x |
x2=… … |
x2=y2z2 |
= y |
y2=… |
x2=(… …)2 |
=z |
z2= … |
x=yz |
Доказать: x=yz
=x |
X2= |
X2= |
=y |
Y2=… |
…=()2 |
=y |
X2=… |
X = |
Доказать: x=
1 группа рецензирует ответы обеих групп.
Ученики дают полную формулировку основных свойств и читают стихи собственного сочинения.
Знать тонкости |
|
|
Квадратный корень |
3. Самостоятельная работа в парах
Смешанного состава парах (1-3;2-3;1-3;).
Карточка №1
Вычислите:
а)
б) ·
в)
г)·
д)
2. Найдите наиболее рациональным способом значение выражения
Карточка №2
Вычислите:
а)
б)
в)
г)
д)
2. Найдите наиболее рациональным способом значение выражения
Карточка №3
Вычислите:
а)
б)
в)
г)·
д)
2. Найдите наиболее рациональным способом значение выражения
Карточка №4
Вычислите:
а)
б)
в)
г)
д)
2. Найдите значение выражения наиболее рациональным способом
«Не ошибись в решении» На столах у ребят лежат карточки с заданиями и карточки с ответами. Карточек с ответами несколько. Необходимо установить соответствие задание- ответ. Правильно выполненному заданию соответствует определённый знак.
Это хронологическая таблица возникновения знака квадратного корня ( знака радикала).
Ученица 8 класса Пятых Л. Представляет презентацию о возникновении квадратного корня. Читает стихотворение собственного сочинения.
Квадратный корень на птицу похож
Красив и вельмож
И клюв и крыло
А под крылом число
Квадрат числа ты отыщи,
Подкоренное получи.
В эпоху Возрождения европейские математики обозначали корень латинским словом Radix (корень), а затем сокращённо Буквой R (например R 12 означало √12) отсюда и произошёл термин радикал , которым принято называть знак квадратного корня . Некоторые немецкие математики 15 века для обозначения использовали такой знак ♦ , впоследствии знак √и над выражением , из которого извлекается квадратный корень ,проводили черту.
Такие записи встречаются в « Геометрии» Декарта и «Всеобщей арифметике» Ньютона. Современная запись корня появилась в книге «Руководство алгебры» французского математика М. Ролля (1652-1719)
Разноуровневая самостоятельная работа 2-3 групп.
Карточки разного цвета, что определяет уровень сложности.
Карточки- тесты для 2группы
Упростите выражение:
ответы: xy; xy2; x2y
-3 ответы: -27y3; -9y3; 9y3
Вычислите:
ответы:11 ;
1 группа работает у доски: (индивидуальная работа)
Задания для 1 группы (каждый ученик выбирает себе задание из предложенных учителем)
Карточка №1
а) Вычислите ,не используя таблицу квадратов чисел , микрокалькулятор:
;
в) Найдите значение выражения ()2+()-4 · (3)-2
()-4+()-2· (·)-3
с) Зная, что найдите приближённое значение
; +2 ; -4
д) Известно ,что f(x)= - . Докажите , что
f(4x)=2f(x)
f(x4)= - (f(x))4
е) Докажите ,что
= ; 20 =
Проверка работы 1 группы проверяет учитель.
Итог урока
Презентацию вы можете получить у автора статьи.