Интегрированный урок (окружающий мир + математика) по теме "Жизнь леса"

Разделы: Начальная школа


Цели: 1) раскрыть значения понятий “природное сообщество”, “ярусы леса”;

2) познакомить с многообразием растительного и животного мира смешанных лесов;

3) дать первоначальные представления о различных профессиях, связанных с лесной промышленностью;

4) развивать инициативность в познавательной деятельности, навыки исследовательской деятельности, самостоятельность суждений, логическое мышление, наблюдательность, речь, творческие и коммуникативные способности;

5) воспитывать личную ответственность каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему миру.

Оборудование:

  1. схема смешанного леса; (см. Приложение 1)
  2. карточки с 6 вопросами: что? какие? почему? на каком? кто? где?
  3. иллюстрации 6 объектов природы (кустик земляники, пень на лесной опушке, веточка клёна, лягушка, пчела на цветке, сойка), за которыми прячутся выше перечисленные вопросы; (см. Приложение 2)
  4. иллюстрации березняка, елового леса, соснового бора, дубравы, смешанного леса; (см. Приложение 3)
  5. карточки со словами природное сообщество, ярусы леса;
  6. большой альбомный лист, клей и 4 конверта с иллюстрациями на тему “Растения смешанного леса”; (см. Приложение 4)
  7. 4 большие карточки с иллюстрациями на тему “Животные смешанного леса”; (см. Приложение 5); 4 текста для I-IV групп “Животные леса”; (см. Приложение 9)
  8. 4 карточки с незаконченными цепочками питания, 4 маркера;
  9. 4 конверта с надписью “Грибы”, содержащие недорисованные иллюстрации грибов, цветные карандаши; (см. Приложение 6 в конце статьи)
  10. аудиозаписи песни “Лесной олень”, голосов лесных птиц;
  11. иллюстрации 11 профессий: (см. Приложение 7, 8)

кораблестроитель

столяр

рабочий бумажного комбината

железнодорожник

электрик и связист

музыканты

агрономы

врач

лесничий

химик

деревенский плотник

12) 4 карточки с математическими задачами;

13) 4 карточки-памятки к исследовательской работе “ Кто где живёт?”;

14) магнитофон.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой.

Урок я хочу начать с песни. Пусть она подарит вам хорошее настроение и подскажет тему сегодняшнего урока.

(звучит песня “Лесной олень”)

II. Формулировка темы урока.

Догадались ли вы, о какой стране поётся в этой песне? (о лесе)

Верно. О жизни леса, о лесном государстве будем сегодня говорить.

III. Создание проблемной ситуации. Выдвижение гипотез.

А что такое лес? Может это много деревьев? Или это много-много деревьев? …

А что, если лес – это природное сообщество? (учитель вывешивает карточку с понятием)

Кто из нас прав, кто ошибся, да и что такое природное сообщество, вы узнаете позже.

А сейчас – за мной! Я приглашаю вас на прогулку по лесной тропинке.

Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “отчего” на зелёном листке,
“Куда” полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.

IV. Актуализация знаний.

А вот и первый вопрос.

(учитель достаёт вопрос, спрятанный за любым лесным объектом: грибом, кустиком земляники, бабочкой, пнём и т.д.)

- Какие бывают леса? Пусть эти иллюстрации помогут вам.

(Бывают леса хвойные: сосновый бор, еловый. Бывают лиственные: березняк, дубрава. А бывают смешанные леса.)

-А какой лес называют смешанным?

(учитель показывает иллюстрацию смешанного леса)

(В смешанном лесу растут и лиственные растения, и хвойные. Рядом с сосной – берёза, рядом с елью – осина. Много разных деревьев, кустарников, трав.)

V. “Открытие” детьми нового.

1) Введение новых понятий. Организация эвристической беседы.

Рассмотрите схему смешанного леса. Но тут вас поджидает другой вопрос.

-Что напоминает вам расположение растений и живых организмов?

(лесенку, разные этажи)

Учёные называют их ярусами. (учитель вывешивает карточку с понятием)

В высоком старом лесу можно различить 5 этажей.

- Как вы думаете, какие растения занимают верхние: пятый, четвёртый ярусы?

(это деревья)

- Чуть ниже?

(кустарники и молодые деревца) Этот этаж ещё называют подлеском.

- Самые нижние: второй, первый ярусы?

(травы, цветы, мхи)

2) Работа с учебником.

Проверим наши предположения и прочитаем текст учебника “Лесные этажи” на стр. 178 вполголоса.

- Верны ли наши предположения?

- Прочитайте вслух последние 2 предложения. Какой вопрос можно задать по их содержанию? (Почему растения занимают разные ярусы?)

3) Работа в группах. (“Ярусность растений.”)

Разобьёмся на группы и, как волшебники, за несколько минут “вырастим” смешанный лес, а также вспомним названия лесных растений. А для этого возьмите из конверта карточки с их изображением и приклейте на лист бумаги. Но помните, каждое растение должно занимать свой ярус.

* * *

- Назовите и покажите растения верхних ярусов.

(Верхние ярусы занимает ель, чуть пониже – берёза, липа, чуть повыше – сосна, дуб, тополь, ясень, осина.)

-Назовите и покажите растения среднего яруса.

(На средних ярусах растут рябина, орешник, малина, бересклет, калина, шиповник.)

- Назовите и покажите растения нижних ярусов.

(На нижних ярусах расположились ветреница, гусиный лук, мох, печёночница благородная, черника, лишайник, осока, медуница, первоцвет, иван-да-марья, вороний глаз, ландыш, сон-трава, вереск.)

4) Физкультминутка.

А не порезвится ли нам на лесной лужайке?! Встаньте.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.

Отдохнём, присядем.

5) Работа в группах. (“Ярусность животных.”)

Итак, мы с вами выяснили, что лес имеет несколько ярусов – этажей, как дом. А любой дом имеет своих жильцов.

- Кто же они? (Это животные.)

Заселите лесной дом: прикрепите карточки с животными к доске на соответствующем лесном этаже. Но кто где живёт? Свою исследовательскую работу в группе постройте по плану, записанному на обратной стороне карточки-памятки.

1. Рассмотрите изображения животных на карточках, которые лежат на на вашем столе.

2. Прочитайте по очереди товарищам вашей группы сообщение о каждом из этих лесных животных.

3. Посоветуйтесь с ребятами вашей группы, на каком этаже-ярусе леса могут проживать данные животные. Почему вы так думаете?

Помните: как в любом, так и в лесном доме есть ещё что-то вроде “подвала”. Тут прячутся корни зелёных обитателей леса. “Подвал” тоже имеет своих жителей.

* * *

Проверим работу в группах.

Выйдите к доске ребята I группы. (II, III, IV группы)

Назовите животных. Какой ярус леса они занимают? Почему?

I группа.

(Это лесная мышь, крот, муравей, дождевой червь, микроорганизмы почвы и личинки насекомых. Мы предположили, что они живут в “подвале” лесного дома, т.е. в почве. Потому что именно там (в норах, подземных ходах) они прячутся от холода и хищников, находят свою пищу: насекомых, слизней, червей, отмершие части растений и животных.

Эти животные прекрасно приспособлены к жизни под землёй. Их тела вытянутые, гладкие или покрыты шелковистой шерстью. У крота – целый набор “ инструментов” для подземных работ: очень широкие, рукообразные лапы имеют ладони, обращенные постоянно наружу; маленькие глаза закрыты волосами, снабжены веками и могут втягиваться; маленькие уши совершенно закрыты волосами; волосы хвоста выполняют функцию осязания, благодаря чему крот может передвигаться в своих туннелях под землёй задом. Особенно развито у него обоняние, с помощью которого он находит себе пищу и ориентируется в своих необыкновенно запутанных ходах.)

II группа.

(Это тетерев, заяц, кабан, ласка, бурый медведь, гадюка. Мы решили, что “расселить” их нужно на нижних первом и втором “этажах”. Потому что здесь они строят свои жилища. Например, гнёзда тетерева - на земле в ямке, да и ночует он зимой прямо в снегу. Заяц, медведь, кабан устраивают лёжку среди зарослей густой травы, кустарников или густого елового молодняка. Гадюка прячется под старыми пнями. Ласка – в невысоких дуплах или норах.

Среди мхов, трав и кустарников находят пищу. Тетерев питается ягодами земляники, костяники, жуками, гусеницами, муравьями, пауками, комарами, мухами. Заяц - семенами травянистых растений, побегами и корой ивы, клёна, вяза. Кабан - орехами, ягодами, земляными червями, змеями, вредными насекомыми и их личинками. Гадюка и ласка - грызунами, земноводными, ящерицами. Медведь - ягодами, жёлудями, орехами, корнями, клубнями и стеблями трав; насекомыми (в том числе и муравьями) и их личинками, червями, ящерицами, лягушками, грызунами. Редко охотится на копытных — косуль, ланей, оленей, кабанов и лосей. Также любит мёд, поедает падаль.

Эти животные приспособлены к жизни на нижнем ярусе. Тетерев свободно взлетает как с деревьев, так и с земли. Цвет шерсти позволяет ласке и зайцу замаскироваться от хищников: летом шёрстка желтоватая или бурая, а зимой – белая. Ласка передвигается прыжками и может в случае опасности взобраться на дерево. Заяц прекрасно бегает и может развить скорость до 50 км/ч. У зайцев острый слух. Зайчата рождаются развитыми: с шерстью, открытыми глазами, и мать остаётся с ними всего 5-6 дней, а затем лишь иногда прибегает к ним, чтобы накормить жирным молоком. Оставаясь в одиночестве, зайчата больше защищены. Ведь у них ещё не развиты потовые железы, а значит, их запах не почувствует хищник. Рыло с пятачком помогает кабану почуять и достать зимой из-под снега семена деревьев и кустарников, а летом выкопать сочные корневища, клубни, луковицы растений. Хищник-медведь вооружён острыми клыками и мощными лапами с когтями длиной до 10 см.

III группа.

(Это соловей, дрозд, короед, шелкопряд: бабочка и гусеница. Мы думаем, что они занимают третий ярус. Потому что птицы строят гнёзда в кустарниках и молоденьких деревцах, а насекомые откладывают яйца в древесине или под корой нижней и средней части ствола деревьев. Здесь же они находят свою пищу: дрозд и соловей – вредных насекомых, слизней, червей, ягоды; короед – древесину; гусеницы шелкопряда – листья.

IV группа.

(Это дятел, белка, иволга, ястреб. Мы решили, что они проживают на четвёртом, пятом “этажах”. Свои дупла и гнёзда они строят на высоких деревьях. Здесь добывают свой корм. Дятел – насекомых, ягоды, семена хвойных растений, а весной - берёзовый сок. Белка –грибы, семена, орехи, жёлуди. Иволга – крупных волосатых гусениц, землянику, ежевику, малину, вишню, бузину. Ястреб – мелких птиц, грызунов, белок и зайцев.

Эти животные прекрасно приспособлены к жизни на верхних ярусах. Белка с легкостью совершает прыжки с одного дерева на другое, преодолевая расстояние от 3 до 15 метров . Её хвост – это руль. На лапах пальцы с цепкими и острыми когтями, которые позволяют белкам лазить по деревьям и удерживать пищу.

Дятел разбивает кору деревьев острым клювом, обнажая ходы вредителей, а липким длинным языком извлекает из-под коры личинок и взрослых насекомых.

Короткие крылья и длинный хвост дают ястребу возможность удобно пролетать среди деревьев, а длинный хвост обеспечивает большую поворотливость.

6) Работа в группах. (“Цепочки питания”)

А теперь, используя полученные знания, допишите недостающее звено в цепочку питания:

хвоя сосны – гусеницы пилильщика – муравей - ? (медведь, тетерев, соловей, дятел)

плоды орешника - ? (лесная мышь, сойка) – ласка – ? (лиса, волк)

древесина дуба - ? (короед) - ? (дятел) - ястреб

(грибы, орехи, жёлуди, семена деревьев) ? – белка - волк

7) Предметно-образное и деятельностное “открытие” новых знаний.

а) – О каком же ещё важном “жителе” леса мы не сказали?

Отгадайте загадку.

Маленький, удаленький
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл. (гриб)

- Проверим, знаете ли вы грибы.

б) Выберите из конверта любую карточку с изображением гриба.

Вспомните его название. Проверьте себя, прочитав правильный ответ на обратной стороне.

Дорисуйте гриб. А пение лесных птиц пусть поможет вам в работе.

(Звучат голоса лесных птиц.)

в) А теперь выйдите к доске с рисунками съедобных грибов и станьте по правую сторону от меня. Назовите их.

Теперь выйдите к доске с рисунками ядовитых грибов. Назовите их.

Но если ядовитые грибы опасны, то, может, стоит их уничтожать, увидев в лесу? Объясните, почему вы так думаете?

(Даже ядовитые грибы нужны лесу. Ими питаются и лечатся некоторые животные.)

г) Проверим наши предположения, прочитав “по цепочке” текст учебника на стр. 179 “Нужны ли лесу грибы?”

- Подтвердились ли наши предположения, что все грибы важны для леса?

- Что нового для себя вы узнали из текста?

(Грибы помогают растениям всасывать из почвы питательные вещества и способствуют разложению растительных остатков в лесу.)

VI. Закрепление знаний во внешней речи.

А теперь пора вернуться к вопросу, прозвучавшему в начале урока.

- Что же такое лес?

(Лес – это природное сообщество. Потому что все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, живут совместно.)

Верно. Недаром говорят: “Лес – наше богатство.” И к нему нужно относиться по-хозяйски: бережно, с умом. Нужно помнить, что если грубо вмешаться в лесную жизнь и послужить причиной того, что исчезнет какая-то часть жителей лесного государства, то погибнет и всё лесное сообщество.

VII. Профориентация.

Люди многих профессий связаны с лесом и сказали бы о нём добрые слова. Проверим ваше творческое домашнее задание. Что бы вы ответили на вопрос: “Что мы сажаем, сажая леса?”, будь вы людьми этих профессий.

1) Я кораблестроитель и отвечу так: “Что мы сажаем, сажая леса? Мачты и реи держать паруса.”

2) Я столяр и понимаю, как важен лес. Ведь из древесины я могу сделать и стол, и карандаш, и пенал, шкафы, книжные полки, паркет для пола, оконные рамы, двери.

3) Я рабочий бумажного комбината. И благодаря лесу я могу изготовить бумагу для тетрадей, книг, газет, журналов. Ведь бумага делается из древесины.

4) Я деревенский плотник. И скажу лесу: “Спасибо!” Используя стволы деревьев, я строю рубленные бревенчатые избы, деревянные мосты через небольшие речки.

5) Я железнодорожник. Сажая леса, мы имеем деревянные (товарные) вагоны, шпалы для рельсов.

6) Я химик. Но и мне не обойтись без леса. Из древесины на комбинате получают лаки, нити для искусственной ткани, лекарства.

7) Мы электрик и связист. Низкий поклон лесу за отличные столбы для электрических, телеграфных, телефонных проводов.

8) Мы музыканты. Спасибо лес! Твоё дерево когда-то гудело от ветра и слушало пение птиц. Теперь само запело, зазвучало голосами сделанных из дерева рояля, скрипки, балалайки.

9) Я агроном. Хочу напомнить, что лес – защитник полей. Летом он защищает их от ветров-суховеев, а зимой – не даёт сдувать с полей снежное “одеяло”. Лес защищает и реки. Всю зиму он копит снег, а весной отдаёт талую воду земле. Ручейками вода струится на поля или, впитываясь в почву, невидимыми потоками бежит к рекам.

10) Я врач. Что мы сажаем, сажая леса? Да, прежде всего – здоровье. В лесу самый чистый, полезный воздух. А ягоды и лекарственные травы повысят сопротивляемость организма в борьбе с болезнями.

11) Я лесничий. Как видите, лес нужен всем. Но, чтобы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо посадить одно, нет, даже два новых. И ещё: лес это не только сырьё, а и бесценная красота.

VIII. Решение эколого-математических задач.

А сейчас, уважаемые специалисты, постарайтесь справиться с математическими задачами, которые откроют интересные факты из жизни леса. Воспользуйтесь листами в клеточку.

1. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В городе из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город в 900 000 человек?

2. Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес – 70 т . Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе?

3. Возраст берёзы может достигать 100 лет. Это на 50 лет меньше, чем возраст тополя, и в 20 раз меньше, чем возраст дуба. Какого возраста могут достигнуть тополь и дуб?

4. Своё висячее гнездо иволга располагает на высоте 18 м. На какой высоте от земли строит своё гнездо дрозд, если это число составляет 1 от высоты гнезда иволги?

IX. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось на уроке?

Приложение 6