Ещё пару лет назад термин «публичный отчёт» в сфере функционирования образовательного учреждения представлялся как некий свод статистической отчётности по результатам деятельности в заданные временные периоды. Значимость этого управленческого документа лежала в плоскости интересов лишь самой школы. В условиях формирования открытой системы образования публичный доклад выступает универсальным и наиболее действенным средством определения места образовательного учреждения в общей системе муниципальной или иной структуры образования и позволяет чётко обозначить индивидуальные черты школы, понять её конкурентные преимущества перед другими, описать путь её развития.
Понятия «открытость образования» или «открытость образовательной среды» довольно новые термины в сфере образования, однако они уже имеют множество различных трактовок. В самом простом случае открытость образования – это возможность получения информации об образовательном процессе и его результатах обучающимися и их родителями. С одной стороны, такое толкование является несколько зауженным в части субъектов получения информации. С другой, – оно выводит на более широкое осмысление открытости образования как социокультурного феномена. И речь уже может идти об открытости образовательной среды, как принципе образования, предусматривающем интеграцию образовательного учреждения и социума.
Распространение ежегодного публичного отчёта способствует решению ряда стратегических и организационных задач управления системой образования:
- повышение открытости образовательной деятельности учреждения;
- вовлечение в диалог о направлениях развития образования на муниципальных или иных уровнях различных социальных и профессиональных групп;
- осуществление общественной экспертизы принимаемых решений по развитию образовательной системы на уровне образовательного учреждения;
- повышение информированности общества о целях, задачах и ожидаемых результатах проводимых преобразований;
- создание информационного представительства на рынке образовательных услуг.
Первая попытка подготовки публичного отчёта была предпринята МОУ СОШ № 6 г. Липецка ещё в 2006 году, однако субъективный анализ его содержания показал, что отчёт стал лишь сокращённым изложением аналитического модуля годового плана учебно-воспитательной работы. Лишь понимание того, что через систему публичной отчётности должно осуществляться ответственное информирование представителей общественности о направлениях и конкретных мерах образовательной политики, полученных результатах, возникающих проблемах развития образовательных систем, а также изучение уже существующих докладов, позволило определить структуру документа.
Система публичной отчётности является составной частью формируемой школьной системы оценки качества образования в условиях развития государственно-общественного управления, необходимым условием формирования системы управления, ориентированной на результат. Подготовка публичной отчётности основывается на оптимальном соотношении ответственной самооценки и внешней экспертизы результатов образовательной деятельности, которое фиксирует возможные недостатки, «точки роста», перспективы развития.
В настоящее время в образовательном учреждении подготовлено Положение о публичном отчёте МОУ СОШ № 6 г. Липецка, в котором прописан механизм подготовки документа, а также требования к его структуре, содержанию и информационному наполнению.
Публичный отчёт включает в себя вводную и основную части (текстовая часть по разделам, визуализированная необходимыми графическими объектами), заключение, приложения с табличным материалом. Доклад должен содержать комментарии, разъясняющие приводимые данные и краткие обобщающие выводы. Особое значение имеет чёткое обозначение тех конкретных результатов, которых добилось общеобразовательное учреждение за отчётный период.
Процедура подготовки доклада предполагает:
- определение приоритетных направлений развития образовательной системы школы;
- выбор критериев, индикаторов результативности деятельности образовательного учреждения;
- сбор данных и проведение динамического и сопоставительного анализа;
- описание выводов на основе проведенного анализа, которые включают – оценку ситуации, определение тенденций, оценку хода реализации программ и планов, выявление проблем и возможных рисков.
Использование единой методологии и математического инструментария имеет очень большое значение. От корректности методологии расчёта индикаторов для последующего их использования при подготовке докладов зависит успешность проведенного анализа, адекватность сделанных выводов и выработанных на основе анализа рекомендаций, и, в конечном итоге, определение основных направлений образовательной политики.
Основная часть публичного отчёта МОУ СОШ № 6 г. Липецка включает следующие разделы:
- Общая характеристика образовательного учреждения.
- Образовательная политика и управление школой.
- Условия осуществления образовательного процесса.
- Результаты образовательной деятельности.
В целом публичный отчёт должен быть
ориентирован на раскрытие не только
характеристики, специфики и результатов
деятельности образовательного учреждения за
истекший период, но и учитывать приоритеты
федеральной и региональной образовательной
политики.
Основным инструментом, позволяющим дать
качественную оценку системе образования,
являются:
- анализ изменений показателей во времени (динамический анализ);
- сравнение характеристик системы с аналогичными характеристиками других образовательных систем (сопоставительный анализ).
В образовании, как и вообще в социальной сфере, за редким исключением, нет объективных эталонов или аналитически рассчитываемых нормативов, сравнение с которыми позволило бы сказать, насколько эффективна та или иная система, насколько хороши отдельные её показатели. Поэтому качественная оценка состояния и результатов системы образования (ответ типа «хорошо» или «плохо») может быть сделана только на основе сопоставительного анализа, в сравнении с другими территориальными системами, находящимися в сходных условиях.
Объектами сопоставительного анализа для нашей школы являются образовательные учреждения, находящиеся в подобных территориальных системах, то есть расположенных в окраинных районах города. Например, ОУ № 54 находится в посёлке Матырский или ОУ № 37 посёлка Дачный. Проводимые диагностические мероприятия по различным аспектам образовательной деятельности в рамках городского эксперимента по апробации МСОКО (муниципальной системы оценки качества образования) позволяют установить некоторые характерные черты для подобных образовательных учреждений. Так, проведённое исследование уровня сформированности качеств личности и гражданской зрелости по диагностической программе выявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников (автор М.И. Шилова), позволило установить, что результаты исследования воспитанности по указанным школам находятся практически на одной параллели, отставая от средних показателей по городу на несколько пунктов.
А, например, итоги независимой оценки знаний выпускников (единый государственный экзамен) не позволяют сформулировать подобного вывода. Например, качество знаний по русскому языку в 2007 году составило 50,8% в ОУ № 6, 62,2% – в ОУ № 37, 48,4% – в ОУ № 54; по математике – 47,1% – в ОУ № 6, 75,7% – в ОУ № 37, 55,6% – в ОУ № 54. Таким образом, в каждой школе существуют свои особенности подготовки обучающихся к ЕГЭ, которые не могут быть оправданы контингентом школьников и их мотивацией.
Динамический анализ основывается на отслеживании изменений, произошедших внутри самой системы. При этом динамический ряд для показателей должен составлять не менее 3-5 лет.
Проводя динамический анализ, нельзя забывать, что система образования существует в определенных условиях, которые также изменяются. Это означает, что:
- необходимо обеспечить сопоставимость данных во времени, например, это относится к финансовым показателям;
- проводить сопоставления с учётом изменения демографических и социально-экономических показателей.
Анализ изменений показателей во времени направлен на выявление тенденций и определение их причин, а также оценку результативности целенаправленного управленческого воздействия на те или иные характеристики системы.
Для адекватной реализации перечисленных выше политико-управленческих задач, при подготовке доклада школьного уровня необходимо ответить на два вопроса: «Кто наш читатель?» и «Что мы хотим ему сказать, а ему интересно услышать?», поэтому важным и необходимым условием эффективности публичного отчёта является его презентация, которая осуществляется на специальном общешкольном родительском собрании (конференции), педагогическом совете или собрании трудового коллектива, собраниях и встречах с учащимися, а также через выпуск сборника (брошюры) с полным текстом отчёта, размещение на сайте образовательного учреждения в сети Internet. При наличии ресурсов возможно направление электронного файла с текстом публичного отчёта в семьи обучающихся, имеющих электронные почтовые ящики, домашние компьютеры; публикация сокращённого варианта отчёта в печатных и электронных СМИ. Публичный доклад школы, наряду с Уставом и образовательной программой, должны быть доступны для ознакомления всем участникам образовательного процесса – учащимся, учителям, родителям, социальным партнёрам. Именно ежегодный публичный доклад способен стать источником разнообразной и достоверной информации, эффективным инструментом внешней оценки деятельности школы. Поэтому после презентации доклада необходимо обеспечить получение обратной связи (отзывы, отклики, мнения и оценки) от школьной общественности по поводу опубликованной информации.
Задача публичного отчёта – не только и не столько представление статистической информации, сколько её анализ и интерпретация. Читателю важны даже не сами соотношения и тенденции, а их оценка: насколько эффективно используются ресурсы, в какой степени обеспечено равенство доступа к качественному образованию, хорошо или плохо учат детей, как связана система профильного образования с местным рынком труда и обеспечивает ли она выпускникам возможность трудоустройства, профессиональной карьеры.