Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Правописание безударных окончаний глаголов"

Разделы: Начальная школа


Тема: Правописание безударных окончаний глаголов.

Цель: Обеспечить формирование умения писать окончания глаголов с целью выработки грамотного письма.

Учебные задачи:

  • Учить использовать алгоритм определения гласной в окончании глагола.
  • Закреплять умение писать окончания глаголов.
  • Формировать навык синтаксического разбора предложения.

Развивающие задачи:

  • Развивать словесно-логическое мышление.
  • Развивать речь детей, формируя культуру речи и умение точно выражать свои мысли.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение работать в парах, группах, умение слушать и слышать товарищей.

Оборудование:

1. Рисунок девочки и слова на доске (см. упр.)
2. Пословица на листе «Встан.шь пораньше, шагнёшь подальше».
3. На листах предложения:
Поставь глагол в неопределённую форму.
Определи спряжение.
Определи окончание данного глагола.
4. Карточки слов: устроить, полоть, зачёркивать, мёрзнуть, гнать, привязать, пускать, долбить, измерить, засверкать, усилить, вздрогнуть, закружить, потерять, 1 спряжение, 2 спряжение.
5. Запись на доске:
Теря.шь – наход.шь,    люб.шь – …,
помн.шь – …,     встреча.шь – …
6. Снежинки.
7. Запись на доске:
во.т (буря, волк),   дыш.т (человек, земля),
дремл.т (лес, бабушка),   хмур.тся (папа, небо).
8. Предложение на листе: Нынешняя зима будет очень холодной.
9. Слова на корточках: карандаш, озеро, зима.
10. Четыре листка с текстом.
На улице холод. Зимняя пора. А в магазине продают зелёный лук, свежие огурцы, душистый укроп. Из какой местности доставляют овощи? На какой грядке вызрели зимой помидоры? Овощи поспевают в теплице. Там круглый год лето. От стужи и метели растения защищает стекло. Лампочки заменяют солнце. Из большой лейки тёплый дождик поливает рассаду. Заботливые пуки людей рыхлят и удобряют почву.
Каждый день подъезжают к теплице фургоны. Ящики с зеленью и корзины с плодами они везут в город. (76 слов)
11. Картина «Зимние забавы».
12. Таблица: кто ––> что ––> где ––> чем ––> зачем ––> как  ––> когда.

ХОД УРОКА

1. Зарядка. Полное сравнение

 

 

2. Развитие ассоциативной памяти

 

3. Аналогия

 

 

 

 

4. Умение обобщать

 

5. Аналогия, неполное сравнение

 

 

 

 

6. Сформированность понятий, умение обобщать

 

 

7. Формирование понятий

 

8. Обобщение

 

9. Выделение главных признаков

 

10. Зарядка для глаз на тренажёрах. Установление логических связей.

11. Умение обобщать и выделять главное.

 

12. Развитие речи

 

13. Гимнастика для глаз.

1. На доске слова: в.рхушка, дерев.я, ду.ки, ин.й, сн.гири, ро.кий, карка.т, за.ц, верт.т.
– Что объединяет эти слова? Чем отличаются? Как их можно распределить на группы?
– Запишите по памяти и подчеркните орфограммы.
– Когда писала Алёнка, она допустила ошибки. Где они? (Учитель выставил орфограммы в словах  и допустил ошибки). Чего не знает Алёнка?

2. Прочитайте пословицу «Встан.шь пораньше, шагнёшь подальше».
– Как вы её понимаете? Подберите пословицу с таким же значением.
– Алёнка задумалась над правописанием глагола. Что вы ей посоветуете?

3. – А вы с какой целью пришли сегодня на урок?
Чтобы научиться писать окончания глаголов, надо знать алгоритм-правило: как определить, какая гласная должна писаться в окончании.
– Итак, алгоритм поможет нам писать окончания глагола правильно.
Дети выводят алгоритм, а на доске появляются предложения.

1. Поставь глагол в неопределённую форму.
2. Определи спряжение (вспомнить, как это делается).
3. Определи окончание данного глагола.

4. Игра «Определи спряжение». У ведущих карточки: 1 спряжение, 2 спряжение. У остальных детей карточки с глаголами (см. в оборудовании). По сигналу учителя дети с карточками встают к своему ведущему.
Повторяется, как определяется спряжение.

5. На доске:

Теря.шь – наход.шь,   
люб.шь – …,
помн.шь – …,    
встреча.шь – …

– Что объединяет все эти слова? Что можно сказать о глаголах первой строчки? (Антонимы)
– Выполните работу по образцу. (При проверке 1 ребёнок работает у доски).

6. Игра «День-ночь» – появление на доске красочных снежинок.
– Что произошло?
– Назовите, что видите (сущ., м.р., ед. ч.) (снег)
– Подберите как можно больше глаголов настоящего времени к данному существительному, выделите окончание, укажите спряжение. (Проверка в парах).

7. На доске: во.е (буря, волк),   дыш.т (человек, земля),
дремл.т (лес, бабушка),   хмур.тся (папа, небо).
– Составить и записать предложения, в которых глаголы будут употребляться в переносном значении.
– А теперь попытайтесь составить рассказ, объединив эти предложения одной темой.

8. Предложение на листе: Нынешняя зима будет очень холодной.
– Передайте эту мысль другими словами. Ни одно из слов предложения не должно быть использовано.
Одно из предложений записываем и делаем синтаксический разбор.

9. На доске слова: карандаш, озеро, зима.
– Составьте предложения, которые бы включали все эти слова в одном.
Одно записываем и делаем синтаксический разбор. (Проверка в парах).

10. Работа в группах.
– Озаглавьте текст, передайте содержание тремя предложениями (текст см. в оборудовании).

11. На доске картина.
– Составьте словосочетания существительных с глаголами  по данной картине, а затем рассказ по алгоритму: кто ––> что ––>  где  ––>  чем  ––> зачем ––>       как  ––>  когда.

12. Итог урока.
– Что можете сказать об уроке? Кто научился определять гласную в окончании глаголов?

13. Домашнее задание.
– Записать по 7 глаголов каждого спряжения, с любым из них составить предложение.