Сценарий классного часа "Прикоснись ко мне добротой"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • расширение кругозора;
  • развитие таких качеств личности как доброта, добропорядочность;
  • воспитание гражданской позиции личности подростка.

Форма проведения: конкурсная программа.

Состав играющих: 2–3 команды.

Инструментарий: магнитофон, призы участникам, коробочки для “добрюшек”, таблички с названием команд.

Оформление: музыкальное оформление; высказывание, пословица; аксессуары для мероприятия.

Действующие лица и исполнители

Ведущий 1 – Чебыкина Екатерина.
Ведущий 2 – Курбатова Мария.
Чтец 1 – Дементьева Екатерина.
Чтец 2 – Петрова Екатерина.
Историк – Колмакова Виктория.
Злобуля – Кичигина Светлана.
Жадность – Дементьева Екатерина.
Ложь – Петрова Екатерина.
Страх – Колмакова Виктория.
Кот Леопольд – Кичигина Светлана.
Добродетели (жюри) – Мингараева Наталья, Захарова Анна, Меркулова Дарья.

Высказывание: “Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать” (Л.Н. Толстой).

Пословица: “Жизнь дана на добрые дела”.

(Звучит музыка: Поль Мориа. “Менуэт”.)

Ведущий 1.

Прикоснись ко мне добротой
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой.

Ведущий 2. Добрый день! Сегодня мы проводим классный час на тему “Прикоснись ко мне добротой!”.

Ведущий 1. Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий с вами захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрощенных обид. Мы больше приобретем, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку.

Чтец 1.

Желайте людям доброты,
Желайте людям счастья!
Дарите женщинам цветы и теплое участье.
И, доживая до седин, не убавляя пылу,
Любите, женщины, мужчин за мужество и силу!

Чтец 2.

Пусть завтра будет, как вчера, кто сердце не остудит!
Спешите, день начать с добра, и день ваш добрым будет.
Пусть только радость входит в дверь – откройте двери эти!
И горьких не было б потерь совсем на белом свете!
Пусть чьи-то сбудутся мечты и сгинут все напасти,
Пусть будет много доброты, пусть будет мир и счастье!

Ведущий 2. Какие красивые слова: “Пусть будет много доброты, // Пусть будет мир и счастье!” Действительно, мир и счастье ходят рядом с добром. Лев Николаевич Толстой очень хорошо сказал: “Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать”.

Ведущий 1. Недаром гласит пословица: “Жизнь дана на добрые дела”. А как вы думаете, что такое доброта? Ответить на этот и другие вопросы помогут нам наши участники – команды. Настало время представить команды.

Ведущий 2.

Первая команда – “Добрята” (11-я группа).
Капитан команды – ... (представление 1-й команды: название, девиз, эмблема)
Вторая команда – “Добрули” (201-я группа).
Капитан команды – ... (представление 2-й команды: название, девиз, эмблема)
Третья команда – “Добрячки” (202-я группа).
Капитан команды – ... (представление 3-й команды: название, девиз, эмблема)

Ведущий 2. Если есть команды, капитаны команд, значит, будет соревнование. А кто должен смотреть внимательно, да судить старательно?

Ведущий 1. Конечно, это наши добродетели – наше жюри. (Представление состава жюри.)

Ведущий 2. Предлагаем командам принять участие в 1-м конкурсе.

Конкурс – “Что мы знаем о добре”.
Слово предоставляется 1-й команде...
Слово предоставляется 2-й команде...
Слово предоставляется 3-й команде...

Ведущий 1. В словаре С.И. Ожегова читаем: “Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”, “добро” – это все положительное, хорошее, полезное.

Ведущий 2. Скажите, а любого ли человека можно назвать добрым? А какого тогда человека мы можем назвать добрым?

Ведущий 1. Кому нужна доброта? Где живет доброта? (Команды по очереди отвечают на вопросы.)

Чтец 1.

В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты, в доме столько доброты?

Чтец 2.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро! –
Солнцу и птицам!
– Доброе утро! –
Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.
(Н.Красильников)

Ведущий 1. Слово предоставляется нашим добродетелям.

Ведущий 2. Не зря говорится в пословице: “Доброе слово и кошке приятно”. Предлагаем принять участие во 2-м конкурсе.

Конкурс – “Вспомни и скажи”

Вам необходимо вспомнить слова и выражения с корнем “добро”.

Ведущий 1.

Слово предоставляется 2-м команде...
Слово предоставляется 1-й команде...

(Представители команд по очереди называют слова, ведущий вывешивает карточки со словами на доску:

доброта добросердечный
добросовестный доброжелательный
добродушный доброго здоровья
добро порядочный добродетельный
добронравный добрый день!)

Ведущий 2. Основа всех этих слов “добро”. У поэта А.Яшина в одном из стихотворений есть такие строки:

Не от тяги к суесловью и сложились не вчера
Это братское, с любовью, пожелания здоровья.
Пожелания добра.
И живется, вроде, лучше, и на сердце веселей,
Коль другим благополучья пожелаешь на земле.

Ведущий 1. Предлагаем поиграть с нами в игру “Торопись обрадовать”.

У нас есть волшебные предметы. Мы даем вам один из них, а вы передаете его из рук в руки. По сигналу тот, у кого оказался предмет, говорит доброе слово любому, кому хочет и дарит ему этот предмет. Затем другой предмет передается, игра продолжается.

(Идет игра, которая повторяется несколько раз.)

Слово нашим добродетелям.

Ведущий 2. Мы услышали столько добрых слов и пожеланий в адрес тех, кого они касались. Мы присоединяемся к ним, а также желаем всем присутствующим всего хорошего в нашей нелегкой жизни. Приглашаем всех исполнить песню. Слова М.Пляцковского, музыка Ю.Дичкова “Песня о дружбе”.

(Исполняется песня.)

Ведущий 1. Человек доброжелательный, желающий другим блага и ведет себя соответственно. Он не сможет быть злым, грубым, жестоким. Его отношения с людьми окрашены приветливостью, улыбкой, проявлениями внимания и заботы. Почему не у каждого получается быть добрым?

Ведущий 2. Путь к доброте нелегкий. Это долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.

Чтец 1.

Хочется крикнуть людям: будьте щедрей на ласку,
Путь человека труден – мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте, – слезы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте, – ласка нужна не угрозы.
Стремитесь открыть хоть однажды звезду человечности в каждом.

Чтец 2.

Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.
И если кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит, значит, живешь ты не зря.

Ведущий 1. С.Я. Маршак писал: “Пусть добрым будет ум у нас, а сердце умным будет”.

Ведущий 2. Римский философ Сенека считал: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив”.

Чтец 1.

Я как-то в дом принес щенка бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка, голодного беднягу.

Чтец 2.

“Ну, что ж, – сказала мама, – пусть он поживет немножко.
В глазах его такая грусть! Найдется супа ложка!”

Чтец 1.

Я во дворе нашел потом котенка чуть живого.
Его принес я тоже в дом, сказала мама снова...

Чтец 2.

“Ну, что ж, – она сказала, – пусть он поживет немножко.
В глазах его такая грусть! Найдется каши ложка”.

Чтец 1.

Я под гнездом нашел птенца, над ним вороны вились.
Я спрятал в шапку сорванца, мы с ним домой явились.

Чтец 2.

“Ну, что ж, – сказала мама, – пусть он поживет немножко.
В глазах его такая грусть! Найдется хлеба крошка”.

Чтец 1.

Однажды я нашел ежа, ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал, наверное, со страху.

Чтец 2.

Сказала мама: “Пусть живут! В квартире так чудесно,
А если потесниться тут и нам найдется место”.

(М.Садовский)

Ведущий 1. Все время, пока существует человек, это качество ценилось всегда. Еще в поучении Владимира Мономаха мы читаем: “А куда не пойдете, где не остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего... Вы же, поступая хорошо, не ленитесь на все доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово”.

Ведущий 2. “Добро сколь ни было оно мало гораздо лучше, чем большое зло” (Низами Гянджева). Следовательно, основное назначение человека – творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы обозначались словами.

Ведущий 2. А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь (говорить), Д – добро, Ж – житие, З – земля, Л – люди, М – мыслить, Т – творить.

Ведущий 1. Азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро”.

Ведущий 2. “Посеем семена добра, покуда сеять можем,

Пока земля, что столь щедра, для нас не станет ложем” (Фирдоуси).

Ведущий 1. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. Добрый человек любит животных и защищает их, проявляет к ним милосердие.

Ведущий 2. Народная мудрость гласит: “Жизнь дана на добрые дела”. Спешите их делать. Стремитесь к этому всю свою жизнь. Ведь недаром народ придумал так много пословиц и поговорок о добре. Давайте вспомним их.

Ведущий 1. Предлагаем следующий конкурс нашим командам. Конкурс – “Кто больше?”.

(По очереди команды называют пословицы и поговорки о добре.)

Ведущие могут добавить к ответам команд те пословицы и поговорки, которые не были названы.

– Делать добро спеши.

– Добрые дела красят человека.

– Без добрых дел нет доброго имени.

– Злой не верит, что есть добрые люди.

– Свет не без добрых людей.

– Сделав добро – не хвались.

– Худо тому, кто добра не делает никому.

– Хозяин добр – и дом хорош, хозяин худ – и дом плох.

Ведущий 2. Слово предоставляется нашим добродетелям.

Ведущий 1. О добрых делах долго помнят люди. Добро – а какое оно? Что могут и говорят о нем люди разных поколений? (Представляют результаты интервью.)

Чтец 1.

Минуют дни незаметно, идут года не спеша.
Как искра, ждущая ветра, незримо тлеет душа.
Когда налетевший ветер раздует искру в пожар,
Слепые люди заметят: “Не зря уголек лежал!”

Ведущий 2. Спешите делать добрые дела. Об этом Гёте так сказал: “Не часто людям дается повод для таких высоких дел. Спешите творить добро!”

Чтец 2.

Я хочу, чтобы все смеялись, чтобы мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились сны, чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила, чтобы в мире больше не было войны.
Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

Чтец 1.

Стираются лица и даты, но все ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой, иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком, иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо идет доброта по земле.
И я про нее не забуду, как я забываю о зле.

(Ю.Друнина)

Чтец 2.

Добро должно быть с кулаками, добро суровым быть должно.
Чтобы летела шерсть клоками со всех, кто лезет на добро.
Добро – не жалость и не слабость.
Добром дробят замки оков.
Добро не слякоть и не святость. Не отпущение грехов.
И смысл истории в конечном, в добротном действии одном.
Спокойно вышибать коленом не уступающих добром!

(С.Куняев)

Ведущий 1. К сожалению, рядом с добром уживается зло. Откуда же оно к нам пришло? Об этом поведает древнегреческая легенда о Пандоре.

Историк. Когда Прометей похитил для смертных огонь, научил искусствам и ремеслам, дал им знания, счастливее стала их жизнь. Но Зевс, разгневанный поступком Прометея, жестоко покарал его, а людям послал на землю зло. Он повелел Богу – кузнецу Гефесту смешать землю и воду, и сделать из этой смеси прекрасную девушку, которая обладала бы силой людей, нежным голосом и взглядом очей, подобному взгляду бессмертных богинь. Дочь Зевса, Афина-Паллада, должна была выткать для нее прекрасную одежду, богиня любви Афродита должна была дать ей неотразимую прелесть, Гермес – хитрый ум и изворотливость.

Тотчас же исполнили боги повеление Зевса. Гефест сделал необычайно прекрасную девушку. Оживили ее боги. Афина-Паллада вместе с харитами облекли ее в сияющие одежды, и надели на нее золотые ожерелья. Орры возложили на ее пышные кудри венок из вешних благоухающих цветов. Гермес вложил ей в уста лживые и полные лести речи. Назвали ее боги Пандорой, что означает наделенная всеми дарами. Пандора должна была принести людям несчастья.

Когда она была готова, Зевс послал Гермеса отнести Пандору на землю к брату Прометея Эпиметею. Мудрый Прометей много раз предостерегал своего брата неразумного и советовал не принимать ему даров от громовержца. Но не послушался Эпиметей совета мудрого брата. Пленила его красотой своей Пандора, и он взял ее в жены.

В доме Эпиметея стоял большой сосуд, плотно закрытый крышкой. Никто не знал, что в этом сосуде. Никто не решался открыть его, так как все знали, что это грозит неисчислимыми бедствиями. Но любопытная Пандора тайно сняла с сосуда крышку, и разлетелись по земле все те бедствия, которые были некогда там заключены. Только одна Надежда осталась на дне громадного сосуда. Счастливо жили раньше люди, не зная зла, тяжелого труда, губительных болезней. Теперь же мириады бедствий распространились среди людей. Злом наполнились и земля, и море. Незваными и днем, и ночью приходят к людям зло и болезни, страдания несут они с собой. Неслышными шагами, молча приходят они, так как лишил их Зевс дара речи.

(Н.Кун. “Легенды и мифы древней Греции”)

Ведущий 2. И с тех пор борются между собой добро и зло. Об этом наша следующая история.

(Появляется Злобуля.)

Злобуля (поет).

Какая это радость, когда кому-нибудь
Устроить можно гадость, а также обмануть!
С презрением смотрю я на радостные лица,
Ведь мне Гадость любимая сестрица.
Ну вот, теперь можно и отдохнуть.
Кругом серость и темнота.
Добруля спрятана в надежном месте.

(Садится на стул и засыпает.)

(Звучит сигнал и голос за кадром.)

Голос. Кто слышит нас? Кто может, помогите! Нашу сказочную страну от Злобули спасите!

Ведущий 1. Вы слышали сигнал бедствия? Сигнал поступил от жителей сказочной страны. Маленькая смешинка, изгнанная оттуда, принесла нам письмо, в котором просьба о помощи.

Ведущий 2. “Дорогие друзья! У нас беда! В стране захватила власть страшная Злобуля. Она спрятала Добрулю, а веселые песни, смех и музыкальные звуки она замуровала в стену. Своими приближенными она сделала Жадность, Ложь, Сплетню, а главным помощником – Страх. Теперь у нас хмуро даже днем. Все дерутся и обижают друг друга, сплетничают и наговаривают Злобуле о каждом встречном. И все ее боятся. Помогите нам! Вы наверняка знаете волшебное слово, которое может прогнать Злобулю и ее слуг из нашей страны. Ваша Смешинка”. Давайте поможем им.

(Появляются Жадность, Ложь, Сплетня, Страх. Они бегают, толкаются, гримасничают.)

Ведущий 1. Слуги Злобули – плохие слова. Нам необходимо подобрать слова с противоположным значением, чтобы помочь Добруле.

(Называют противоположные по значению слова. Тот, кого “перевернули”, в ужасе убегает. Жадность – ... Ложь – ... Сплетня – ... Страх – ...)

Ведущий 2. Вот теперь у нас последнее слово – Злобуля. У нее уже нет слуг. Теперь мы можем ее победить, превратить в какое слово? Кто знает? (В Добрулю.)

Ведущий 1.

Вот и рассеялось зло.
Пять, четыре, три и раз –
Снова весело у нас!
И чтобы больше не скучать,
Будем петь и танцевать!

(Танцевальная группа исполняет хореографическую постановку.)

Ведущий 2. Приглашаем команды принять участие в следующем конкурсе. Конкурс – “Давайте споем”.

(Команды по очереди поют по одному куплету из песен о добре.)

Ведущий 1. Слово нашим добродетелям.

Ведущий 2.

Сколько есть на свете добрых и отзывчивых людей!
И поэтому добро не победит даже самый злой злодей.
Если будем улыбаться, станем мы добрее!
Ну, а доброта на свете нам всего нужнее!

(Звучит песня кота Леопольда. Слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева. Появляется кот Леопольд.)

Леопольд. Здравствуйте, друзья!

Добрым быть совсем непросто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

А какие слова могут обидеть? (Отвечают присутствующие.) Правильно – плохие слова.

Что горче всего? – у ребят я спросил.
Одни утверждают:
– Неспелый кизил...
– Микстура! – какой-нибудь скажет храбрец.
Горчицу и лук назовут, наконец.
Но горче горчицы – поверьте мне снова –
Обидное, грубое слово.

(Р.Талипов)

Ведущий 1. Леопольд, а что слаще всего?

Леопольд.

Что слаще всего? – я спросил у ребят.
– Всласть выспаться, – сони, зевая, бубнят.
Сластены, зажмурясь, кричат: Леденец!
Кишмиш называют, халву, наконец.
Но слаще халвы и всего остального –
Сердечное, доброе слово.

(Р.Талипов)

Ведущий 2. Да, ласковое, доброе слово душу согревает.

Леопольд. А мы сейчас сделаем так, что плохих слов вообще не будет.

Ведущий 1. Леопольд, а как это вы сделаете?

Леопольд. Очень просто. Мы все плохие слова уберем, а оставим только хорошие.

Ведущий 2. Приглашаем принять участие в 5-м конкурсе. Конкурс капитанов – “Говори хорошие слова”. Конкурс заключается в том, чтобы все плохие слова заменить на хорошие. (Капитаны команд производят замену слов, составляют ромашку с хорошими словами.)

Грубый – ласковый, злой – добрый, жадный – щедрый, грустный – веселый, вражда – дружба, горе – радость, ненависть – любовь, обман – правда, унижение – похвала, жестокость – нежность.

Ведущий 1. Пока наши капитаны составляют ромашки, мы приглашаем команды принять участие в следующем конкурсе. Конкурс стихов о добре. (По очереди идет чтение стихов о добре.)

Леопольд. Какие красивые стихи! Но пока мы их слушали, наши капитаны тоже время зря не тратили, они выполняли свое задание. Посмотрите, какие получились цветы. (Читает слова в цветах.) Я дарю вам эти цветы, цветы добра, а с ними такие слова:

Ты лети, наш цветок, через запад на восток.
Ты по всей земле лети, семена добра дари.

Ведущий 2. Слово предоставляется нашим добродетелям.

Ведущий 1. Добрые сердца – это сады. Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды.

Ведущий 2. Так заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Ведущий 1. Слово нашим добродетелям, которые объявят результаты соревнования между командами.

(Добродетели объявляют результаты, идет награждение.)

Леопольд.

Я желаю вам добра, доброй ночи до утра.
Всем желаю добрых снов, добрых дел и добрых слов.
Уведет ли вас дорога от любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
“В добрый час и в добрый путь!”
Я желаю, чтобы с вами людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами вы смотрели на людей.

Ведущий 2. Наш классный час на тему “Прикоснись ко мне добротой” подошел к своему финалу. Надеемся, что наш разговор о добре не пройдет даром, а вы будете делать добрые дела, так как они делают человека лучше. Спешите делать добрые дела!

Ведущий 1.

Добрым быть совсем непросто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета!

Ведущий 2.

Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Чтец 1.

Добрым быть совсем непросто, не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость и взамен не требует награды.

Чтец 2.

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети!

Ведущий 1. Предлагаем всем присутствующим исполнить песню “Мы желаем счастья вам”.

(Исполняется песня.)

Приложение